Елена Ненашева: Толстой требует времени и настоящего внимания, что позволяет наконец-то замедлиться
3–5 сентября на территории музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» пройдет пятый юбилейный международный театральный фестиваль под открытым небом «Толстой», где примут участие театры из десяти российских регионов. В числе специальных проектов фестиваля — сайт-специфик-спектакль режиссера Елены Ненашевой «Сила слова», который пройдет на одном из старейших российских заводов электроакустического оборудования «Октава» в Туле. BURO. поговорило с Еленой о современном переосмыслении Толстого, необычных театральных площадках и о том, почему его романы ставить интереснее, чем пьесы.
Елена Ненашева
Елена, описание вашего спектакля звучит как «мечтательное размышление о Толстом людей XXI века». О каком Толстом они будут размышлять: о писателе или человеке? И кто из них, на ваш взгляд, интереснее?
Думаю, в случае с Толстым невозможно провести такое четкое разделение, ведь его философия, которая радикально менялась в течение жизни, находила отражение в произведениях. И все же писатель Толстой слишком велик, слишком правилен, слишком знает, как нужно жить. Человек Толстой совсем другое дело, он полон сомнений, противоречий, бесконечных поисков, мне это ближе. Интересно, что эта двойственность Толстого волновала и других великих, именно поэтому в первой части нашего спектакля драматург Олжас Жанайдаров собрал воспоминания и размышления о Толстом совершенно разных героев — от Владимира Ленина до Екатерины Шульман. Меня лично веселят признания Чехова, который час не мог выбрать штаны перед встречей с великим писателем, или рассказ Чайковского о том, как он свернул в подворотню, не будучи готовым спорить со Львом Николаевичем о природе музыки.
Как вам кажется, зачем современному читателю книги Толстого? Что он может в них найти, чего нет у писателей XXI века?
Недавно мне прислали мем про Толстого «Вместо тысячи слов. Две тысячи слов». Мне нравится неспешность книг Толстого, за которой скрывается по-настоящему глубокое погружение в природу человеческих страстей и переживаний. Сегодня мы все делаем слишком быстро: быстро решаем вопросы, быстро едим, быстро читаем, и это неминуемо влияет и на книги современных писателей, в них совершенно другой темп. Толстой требует времени и настоящего внимания, что позволяет наконец-то замедлиться.
Как вы сами относитесь к творчеству Толстого? Читаете ли какие-то произведения для души?
Мне нравится перечитывать и переосмыслять произведения Толстого. Так, в юности все мои симпатии были на стороне Анны Карениной, а в 30 лет я перечитала роман и уже по-настоящему сопереживала ее мужу. В нашем спектакле есть фрагмент из моей любимой повести «Смерть Ивана Ильича»; мне кажется, это камертон, к которому полезно прислушиваться в разные периоды жизни, проверяя, тем ли ты занят.
В соцсетях одно время были популярны шутки на тему «Если бы Пушкин вел инстаграм». В спектакле «Версия Чайки» вы попытались показать героев пьесы Чехова в современной жизни. А как вам кажется, если бы Толстой жил сейчас, все в той же Ясной Поляне, как бы выглядела его жизнь, его творчество, встречи с читателями?
Продюсер нашего спектакля Даша Вернер посоветовала мне замечательную книгу Зорина «Жизнь Льва Толстого. Опыт прочтения», где проводятся интересные параллели между Толстым и сегодняшними хипстерами. Многие модные тренды, включая slowlife, вполне отвечали мировоззрению Льва Николаевича. Думаю, сегодня Толстой бы по-прежнему занимался просветительской деятельностью и был бы ярым экоактивистом. Мне лично интересно было бы послушать его в паблик-токе на тему феминизма.
Как, по вашему мнению, нужно сейчас ставить классику, чтобы это действительно зацепило зрителя? Есть ли необходимость искать новые формы, если автор жил и творил более ста лет назад?
Думаю, стоит вспомнить слова Треплева, сказанные незадолго до смерти: «Дело не в старых и не в новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потому что это свободно льется из его души». Художник может ментально застрять в условных 20-х, но при этом иметь вполне поэтичный и находящий отклик у аудитории взгляд на мир. Хотя мне лично интереснее пытаться уловить дыхание времени. Секрет актуализации классики вроде бы на поверхности — точно определить, кем сегодня могли бы быть герои того времени, но на деле это совсем не так просто. В сущности, человеческая природа несильно поменялась за последние века — мы по-прежнему любим, ревнуем, боимся, но, например, еще десять лет назад о трудностях и неудачах было принято молчать, а сегодня о них модно писать во всех соцсетях.
Есть один интересный момент, касающийся постановок Толстого на сцене. С одной стороны, его часто ставят, с другой — это почти всегда адаптация его романов или повестей, а не те вещи, которые он сразу писал для сцены. Редко в каком театре увидишь в репертуаре, скажем, «Власть тьмы» или «Плоды просвещения». На фестивале пошли еще дальше: мы видим истории, основанные на истории жизни Льва Николаевича, его отношениях с близкими. Как вам кажется, почему проза, идеи и жизнь Толстого оказались для драматургов и режиссеров интереснее его же пьес?
Мне кажется, все дело в фундаментальной разнице между пьесой и романом. Очевидное достоинство пьесы для режиссера — возможность интерпретировать ее тысячей разных способов, некая недосказанность. В пьесах Толстого, на мой взгляд, этого нет. В его прозе привлекает прекрасный язык и величие замысла, а с помощью инсценировки можно нивелировать излишнее морализаторство. Ну а жизнь Льва Николаевича со всеми ее поворотами, страстями и разочарованиями — это практически сериал Netflix, так что интерес к ней очень понятен.
В одном из интервью вы сказали, что одной из важных составляющих спектакля считаете пространство. Ваш спектакль «Сила слова» пройдет на одном из старейших российских заводов электроакустического оборудования «Октава». Почему вы выбрали эту площадку? И на каких еще интересных площадках проходили ваши спектакли?
Я обожаю ставить спектакли на заводах, в них есть особая небытовая красота, поэтому, когда компания «Ростех» предложила нам сделать спектакль на «Октаве», я страшно обрадовалась. Сотрудники завода искренне горят проектом и помогли нам сформировать по-настоящему интересный маршрут. На «Октаве» зрители побывают сразу в двух уникальных пространствах — сохраненном советском актовом зале, отсылающем нас в некое безвременье, и современном заводском пространстве, где все идеально, симметрично, стерильно. Такое пространство интересно интерпретировать за счет театральных средств — видео и световых решений, за которые отвечают художники спектакля Михаил Заиканов и Антон Астахов. Интересно, как в заводских стенах прозвучит музыка Олега Крохалева. Например, в одной из лабораторий можно будет услышать его музыкальные впечатления от романов Толстого «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение», а в другой — звучание текста будет меняться в зависимости от модели микрофонов, произведенных на этом же заводе.
Сам процесс совместной работы сотрудников большой корпорации, которые не только предоставили свое пространство и оборудование, но и полноправно участвуют в диалоге с художниками, открывая интереснейшие подробности о заводе, ведет к настоящей синергии производства и театра. Меня, как режиссера, вдохновляют подобные коллаборации бизнеса и искусства, и я надеюсь, что их станет больше со временем. Я адепт сайт-специфик-театра и ставила спектакли в музеях, отеле, научно-творческой резиденции, центре инноваций, да и просто в лесу.
Когда вы рассказывали про руководителя своего курса Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ, то говорили, что он использует, как вы выразились, метод позитивной критики. Используете ли вы его при работе с артистами?
Я люблю хвалить артистов, тем более что в этом спектакле мы сочиняем вместе с талантливыми артистами Мастерской Рыжакова, это так называемые синтетические артисты — очень музыкальные, пластичные, хорошо слышащие текст, работать с ними — одно удовольствие. Это не значит, что я не могу сделать замечание, когда это необходимо, но я не люблю репетировать на «скотском серьезе», даже самые сложные и драматичные вещи можно репетировать, не теряя иронии и удовольствия от процесса.
Во время фестиваля вы планируете смотреть работы коллег? Чей спектакль особенно интересно увидеть?
Я люблю Ясную Поляну и в любом случае хотела остаться погулять. Отличным дополнением этого плана станет спектакль Дмитрия Волкострелова «Война и мир», в котором авторы спектакля приравняли количество шагов зрителей к количеству строк романа.