Поиск

«За ценовыми рекордами стоят битвы коллекционеров»: Анастасия Постригай — о тонкостях ценообразования на арт-рынке

«За ценовыми рекордами стоят битвы коллекционеров»: Анастасия Постригай — о тонкостях ценообразования на арт-рынке

Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай рассказывает, почему не стоит сравнивать цены на современное искусство и работы старых мастеров.

«За ценовыми рекордами стоят битвы коллекционеров»: Анастасия Постригай — о тонкостях ценообразования на арт-рынке (фото 1)

Анастасия Постригай

колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op Pop Art

«За ценовыми рекордами стоят битвы коллекционеров»: Анастасия Постригай — о тонкостях ценообразования на арт-рынке (фото 2)

Есть на свете темы «с остринкой», упоминание которых до конфликта не доведет, но точно взбодрит затухающую беседу. Одна из них — цены на арт-рынке. Годы идут, а любые заголовки о рекордных суммах, которые зарабатывают современные художники, вызывают предсказуемое ворчание. Почему это скульптуры ныне здравствующего Джеффа Кунса, который откровенно поставил выпуск своих произведений на поток, по цене могут сравняться с полотном самого Сандро Боттичелли? Такой контраст лежит на поверхности, но он обманчив: сравнение художников разных эпох вот так, в лоб, по стоимости лотов, попросту не работает.

«За ценовыми рекордами стоят битвы коллекционеров»: Анастасия Постригай — о тонкостях ценообразования на арт-рынке (фото 3)
 «Кролик», Джефф Кунс, 1986. Продан за $91,1 млн в 2019 году.

«За ценовыми рекордами стоят битвы коллекционеров»: Анастасия Постригай — о тонкостях ценообразования на арт-рынке (фото 4)
«Портрет молодого человека с медальоном», Сандро Боттичелли, 1480. Продан за $92,2 млн в 2021 году.

«За ценовыми рекордами стоят битвы коллекционеров»: Анастасия Постригай — о тонкостях ценообразования на арт-рынке (фото 5)

Фундамент формирования цены на работы художников — результаты открытых продаж. Если вдруг на чердаке какого-то везунчика находят картину, которая после экспертизы признается произведением, предположим, Караваджо, ценовым ориентиром будут продажи других его полотен и художников, работавших в ту же эпоху. Учитываться будут и объективные параметры: авторство, размер картины, период создания и техника. Динамика цен прослеживается именно внутри определенной ниши: например, подорожание произведений импрессионистов началось в 1980-е годы, поскольку японские коллекционеры на фоне формирования финансового пузыря стали активно покупать картины.

Когда речь идет о старых мастерах, есть еще один важный нюанс: подлинные шедевры их кисти давно занимают почетные места в коллекциях мировых музеев, и те картины, которые появляются на аукционах, часто могут быть слабее по качеству. К тому же, исходя из оценок искусствоведов, можно говорить о более удачных и менее удачных этапах в творчестве художника, поэтому, конечно, полотно золотого периода всегда дороже и ценится больше.

Так что цена не определяет ценность картины. Посмотрим на «Супрематическую композицию» Казимира Малевича, которая в 2018 году была продана на Christie's более чем за 85,8 миллиона долларов и попала в число самых дорогих произведений русских художников. Такой рекорд не делает «Черный квадрат» менее ценным и значимым: очевидно, что ему просто нет цены.

«За ценовыми рекордами стоят битвы коллекционеров»: Анастасия Постригай — о тонкостях ценообразования на арт-рынке (фото 6)
«Супрематическая композиция», Казимир Малевич, 1916. Продана в 2018 году за $85,8 млн.

Равномерный рост стоимости иногда прерывается на аукционах внезапными всплесками. Если вы видите такой скачок, знайте: за ним явно битва коллекционеров, которые в азарте решили, что без этой картины торги покидать они не собираются. Подобная история была с «Портретом доктора Гаше» кисти Винсента Ван Гога. В 1990 году картина была продана на Christie's за рекордные на тот момент 82,5 миллиона долларов. Позднее выяснилось, что покупателем стал японский бизнесмен Рёэй Саито, причем своему дилеру, делавшему ставки, он еще до аукциона велел добыть полотно во что бы то ни стало. Японец влез в долги, но своего добился, а заодно установил такую планку цены, выше которой никто не поднимался аж до 2004 года. Тогда «Мальчик с трубкой» Пабло Пикассо ушел с молотка за 104 миллиона долларов.

«За ценовыми рекордами стоят битвы коллекционеров»: Анастасия Постригай — о тонкостях ценообразования на арт-рынке (фото 7)
«Портрет доктора Гаше», Винсент ван Гог, 1890. Продан в 1990 году за $82,5 млн.
«За ценовыми рекордами стоят битвы коллекционеров»: Анастасия Постригай — о тонкостях ценообразования на арт-рынке (фото 8)
«Мальчик с трубкой», Пабло Пикассо, 1905. Продан в 2004 году за $104 млн.

«За ценовыми рекордами стоят битвы коллекционеров»: Анастасия Постригай — о тонкостях ценообразования на арт-рынке (фото 9)

Может получиться и так, что перспективный художник с интересными проектами выставит работу на аукционе и продаст ее намного дешевле ее потенциальной рыночной стоимости, испортив себе историю открытых продаж. Но со временем рынок естественным образом «сглаживает углы», и уровень цен снова выравнивается.

Обрушить цены может и появление на рынке одновременно большого числа работ одного художника. Такое бывает, например, из-за недальновидности наследников, которые решают сразу распродать все, что есть в мастерской покойного автора. Но и эта ситуация обратимая: когда все желающие купят произведения и дело дойдет до перепродажи, уровень цен придет в норму.

Кстати, хорошую стратегию совместно с авторитетной московской галереей выработали наследники Евгения Михнова-Войтенко, представителя «неофициального искусства». Они выдают работы на рынок по чуть-чуть, и каждое появление в доступе новых картин из коллекции, редких и качественных, провоцирует небольшое повышение стоимости.

По плотности впечатляющих цен на искусство поворотным считают начало нулевых. На 2004 год, например, пришлась продажа работы Дэмиена Херста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» — резервуара с тигровой акулой в растворе формальдегида. Сумма не раскрывалась, но предположительно покупателю это произведение обошлось примерно в 8 миллионов долларов.

Двадцать лет спустя ситуация на рынке иная. В обзоре Artsy по итогам 2023 года говорится, что суммарная стоимость ста самых дорогих лотов составила 2,4 миллиарда долларов, а в 2022 году речь шла о 4,1 миллиарде долларов. В частности, одиннадцать работ Энди Уорхола, одного из самых дорогих художников, были проданы в 2023 году в сумме за 81,4 миллиона долларов. Для сравнения: в 2022 году его картина Shot Sage Blue Marilyn ушла с молотка за 195 миллионов долларов и стала самым дорогим произведением XX века. Но Artsy отмечает, что радужные результаты торгов в 2022 году обусловлены еще и продажей картин из крупных коллекций. Например, на Christie's были выставлены 60 лотов из коллекции соучредителя Microsoft Пола Аллена. Они были проданы за 1,5 миллиарда долларов.

«За ценовыми рекордами стоят битвы коллекционеров»: Анастасия Постригай — о тонкостях ценообразования на арт-рынке (фото 10)
«Shot Sage Blue Marilyn», Энди Уорхол, 1964. Продана в 2022 году за $195 млн.

«За ценовыми рекордами стоят битвы коллекционеров»: Анастасия Постригай — о тонкостях ценообразования на арт-рынке (фото 11)

При этом Artsy отмечает взлет интереса к работам зарегистрированных на платформе ультрасовременных художников, которые родились не раньше 1975 года. В этом сегменте произведения женщин оказались лучше представлены на аукционах: из списка топ-50 продаж современного искусства 21 работа была создана художницами.

Стоимость работ молодых мастеров зависит от многих факторов. Ключевой вопрос — какая галерея с ним работает. Именно она выступает в качестве продюсера и от нее зависит участие художника в выставках, ярмарках и проектах. Имеет значение, насколько регулярно автор представляет новые работы, какие техники он использует, ищет ли он новые приемы и темы или не особенно выходит за рамки отработанных сюжетов.

Важно понимать, что пометка «современный» в искусстве совершенно не равносильна ярлыку «дешевый». Вопрос в основном во вкусе покупателя. Кто-то предпочтет потратить свободные 500 тысяч рублей на графическую работу авангардиста Петра Кончаловского, а кому-то милее будет акварель современного художника Димы Ребуса за те же самые деньги.

«За ценовыми рекордами стоят битвы коллекционеров»: Анастасия Постригай — о тонкостях ценообразования на арт-рынке (фото 12)
«Ministry of Insolation Assistance», Дима Ребус, 2020

Очень весомый фактор на арт-рынке — медийность. И это даже если оставить за скобками стратегию того же упомянутого Кунса, который буквально зарабатывает на скандалах и монетизирует все, вплоть до исков о плагиате. Малоизученный или только начинающий карьеру художник стартует в продажах с небольших сумм, но каждое исследование, каждая выставка или ярмарка, коллаборация с брендами работают на повышение его узнаваемости, а вслед за ней повышается и оценка его произведений.

Динамика цен на картины молодых авторов непредсказуема, поэтому их покупку можно сравнить с вложениями в криптовалюту. Приобретенные работы могут вырасти в цене через 10–20 лет, если карьера их создателя сложится удачно, но всерьез рассчитывать на это не стоит: все-таки поддержка молодого искусства больше про любовь, чем про дивиденды.

Я постаралась в общих чертах рассказать о том, как крутятся шестеренки арт-рынка, но на самом деле в мире искусства каждый год появляется множество частных кейсов. 2024-й наверняка принесет новые рекорды, и снова будут звучать споры об оправданности цен на искусство. А я, конечно, буду по-прежнему повторять, что коллекционирование искусства доступно каждому, и с любым бюджетом на арт-рынке можно найти свое сокровище, которое будет, по сути своей, в сто раз ценнее любой репродукции.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7