Ткани Москвы: фрагменты выставки на BURO.
В Музее Москвы продолжается выставка, посвященная истории текстильной промышленности в столице, — ее некоторые экспонаты можно посмотреть прямо сейчас
Старую Москву принято считать городом купеческим, хотя на самом деле она — промышленная. Текстиль определял ее развитие с XIX в., и вся Россия носила одежду, сшитую из московских ситцев и шелков. Без фабрик и фабрикантов не сложилась бы культура московского меценатства и поддержки искусства — Бахрушины, Морозовы, Щукины свои состояния сделали на производстве тканей. После революции художники-авангардисты создавали узоры и внедряли идею агиттекстиля — тканей и одежды, пропагандировавшей советский образ жизни. А в 1960-е в советскую легкую промышелнность попали западные психоделические мотивы и оп-арт.
Значение производства в городской культуре очевидно даже потому, что многие модные шоурумы и медиакомпании, включая BURO., сегодня работают в офисах, расположенных на бывших текстильных фабриках. Так что если заводить разговор о московском стиле в моде, то он неизбежно начинается с истории текстильной промышленности, которой посвящена выставка «Ткани Москвы». BURO. публикует избранные фрагменты из проекта.
Наведите курсор на фрагмент узора,
чтобы узнать больше.
!
Текстильное производство было одной из наиболее развитых и крупных отраслей промышленности дореволюционной Москвы. В XIX веке ручной труд был полностью заменен станками, вместо деревянных «манер» и валов появились ткацкие и многовальные печатные машины на паровых двигателях в основном зарубежного производства, что сказалось на качестве и количестве продукции. К концу XIX века русские ткани завоевали признание в Европе и регулярно получали медали на всемирных выставках.
Однако владельцы фабрик не стремились разрабатывать собственные рисунки — ориентиром были европейские образцы. Фабрики заключали договора с французскими рисовальщиками на поставку рисунков, импорт эскизов и коллекций готовых образцов, так называемых абонементов. На набивных фабриках главными художниками в основном были французы, которые порой воспроизводили абонементы с абсолютной точностью. В результате на рубеже XIX–XX веков московские фабрики выпускали в основном ткани в стиле модерн, а большинство рисовальщиков, выполнявших исключительно ремесленную работу по копированию и адаптации образцов, оставались анонимными.
До 1917
Эскиз ткани
Эскиз ткани
Автор
О.П. Грюн
В 1897 году Оскар Грюн возглавил рисовальню на Трехгорной мануфактуре, где проработал 30 лет. Он создавал рисунки, начиная от самых натуралистических, заканчивая беспредметными, футуристическими. С 1921 г. вел курс практической композиции механической печати на текстильном факультете ВХУТЕМАСа.
Автор
О.П. Грюн
Год
Рубеж XIX–XX вв.
Год
Рубеж XIX–XX вв.
Где произведено
Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры
Где произведено
Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры
Собрание
Фонд Трехгорной мануфактуры
Собрание
Фонд Трехгорной мануфактуры
Эскиз ткани
Эскиз ткани
Автор
О.П. Грюн
Год
Рубеж XIX–XX вв.
Где произведено
Мануфактура товарищества «Эмиль Циндель»
Год
Рубеж XIX–XX вв.
Собрание
Научно-исследовательский проект МосПромАрт
Где произведено
Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры
Эскиз ткани
Собрание
Фонд Трехгорной мануфактуры
Год
Рубеж XIX–XX вв.
Где произведено
Мануфактура товарищества «Эмиль Циндель»
Собрание
Частное собрание
1920-1930
Эта эпоха — одновременно и время острого дефицита тканей, и рискованных экспериментов. Важно было сделать текстиль пропагандистом новой художественной культуры, нового быта, чтобы рисунок соответствовал социально-политической повестке. Впервые прозвучали слова о необходимости перестроить труд рисовальщика, вырастить собственных мастеров. Первая ситценабивная фабрика и Трехгорная мануфактура приглашают художников-авангардистов, выпускников текстильного факультета ВХУТЕМАСа. Именно они определили лицо агиттекстиля, введя в оборот советскую символику и рисунки, отражавшие образ нового советского человека, темы индустриализации, спорта, пионерии, строительства и авиации.
Рисунок для ткани
Образец ткани «Физкультура детей»
Рисунок
для ткани
Автор
В.Ф. Степанова
Автор
С. Никитина
Автор
Автор
Год
1924
Н.Ф. Киселева
Год
1929
Где произведено
Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры
Собрание
Где произведено
Первая ситценабивная фабрика
Частное собрание
Собрание
Музей художественных тканей Московского государственного текстильного университета им. А.Н. Косыгина
Наталья Филипповна Киселева — выпускница текстильного факультета ВХУТЕМАСа, ученица Людмилы Маяковской, занималась разработкой рисунков для ткани в технике аэрографии. Параллельно работала в Москвошвее, проектируя модели одежды, в основном спортивные.
Собрание
Фонд Трехгорной мануфактуры
Варвара Степанова и Любовь Попова пришли на Первую ситценабивную фабрику в 1924 году. За неполный год (Попова умирает в мае 1924 г.) ими было создано больше сотни рисунков для тканей в духе конструктивизма. Из них было напечатано около 20. Некоторые эскизы даже представляли Первую ситценабивную фабрику на парижской Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности 1925 года.
Из коллектива студентов текстильного факультета ВХУТЕМАСа вышли художники, которые в 1920–1930-е годы определили лицо советского текстиля, внедряли в массовое производство тематический рисунок, он же агиттекстиль. Студентка Никитина прославилась набивной тканью «Физкультура детей», которую представила на выставке ОМАХРР.
Она одна из первых, кто ввел в обиход художника-текстильщика образ ребенка.
Образец ткани
Автор
М.М. Ануфриева
Эскиз ткани
Про художницу Дзюбину практически ничего неизвестно, ни дата рождения, ни место работы. Однако от нее осталось огромное наследие в виде эскизов для хлопчатобумажных тканей, которые представляют собой переходный момент от агиттекстиля к растительным и народным орнаментальным мотивам сталинской эпохи. Дзюбина в своих композиционных и колористических решениях скорее принадлежит
к ар-деко.
Год
1930–1932
Автор
А.С. Дзюбина
Трехгорная мануфактура
Где произведено
Где произведено
Год
1938–1940
Собрание
Музей декоративно-прикладного и промышленного искусства при МГХПА им. С.Г. Строганова
Собрание
Музей Москвы
Мария Михайловна Ануфриева была приглашена на Трехгорную мануфактуру специально для создания серии тканей с сюжетными рисунками. В своем репетуаре она использовала все атрибуты нового советского мира: пловчих, дирижабли, авиацию, теннисисток, пионеров.
1930-1950
В 1933 году Совнарком принял постановление «О недопустимости выработки рядом предприятий тканей с плохими и неуместными рисунками». С этого момента и до середины 1950-х тематические рисунки на текстиле почти полностью исчезают. Проявился общий курс на «народность». Растительный рисунок, цветы, природа, темы изобилия и плодородия становятся главными мотивами в послевоенном творчестве текстильных художников. Московские фабрики принимают участие в отечественных и международных выставках, для которых художники создают сувенирные платки, декоративные ткани и панно. На смену простым и недорогим ситцам хлопчатобумажных комбинатов приходят дорогие шелковые ткани.
Эскиз ткани
Эскиз ткани
Автор
Е.Я. Шумяцкая
В начале 1930-х все еще были серьезные трудности с сырьем и красителями.
Для производства декоративных тканей шли низкие сорта пряжи, красители плохого качества. Вот почему многие ткани тех лет отличаются затемненным колоритом, а преобладает черный цвет.
Автор
Е.Я. Шумяцкая
Год
1930-е
Год
1940-е
Где произведено
Трехгорная мануфактура
Где произведено
Трехгорная мануфактура
Собрание
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Собрание
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Декоративная ткань «Звезды и птицы»
Основный тип 1930–1950-х годов составляли ткани с народными мотивами. Пестрые, яркие рисунки, которые чаще всего сводились к точному воспроизведению традиционных форм.
Автор
Е.Я. Шумяцкая
Также развернулась работа по созданию декоративных тканей для интерьеров. Художникам неоходимо было найти монументальный и торжественный строй орнамента, особый масштаб. В орнаментику входят крупные эмблемы серпа и молота, колосья, звезды. Обязательны золотые нити, изысканное ткачество, красновато-золотистые тона.
Год
1940-е
Где произведено
Текстильный комбинат им. Я. Свердлова.
Собрание
Музей декоративно-прикладного и промышленного искусства при МГХПА им. С.Г. Строганова
Эскиз ткани
Автор
Е.Я. Шумяцкая
Год
1940-е
Эскиз ткани
Автор
В.Д. Лотонина
Вера Дмитриевна Лотонина принадлежит к поколению художников, которое начало творческую жизнь в 1920–1930-х годах. Она ученица А. Древина, Н. Удальцовой, С. Герасимова, Н. Соболева, Л. Маяковской и М. Назаревской. С 1941 года, считая себя «мобилизованной и призванной», Латонина работала художником агиплаката в «Окнах ТАСС». В 1950-е вернулась к созданию эскизов для тканей, в которых преобладали растительные мотивы.
Год
1950-е
Собрание
Музей декоративно-прикладного и промышленного искусства при МГХПА им. С.Г. Строганова
1950-1960
Фестиваль молодежи 1957 года заставил кардинально перестроить советское текстильное производство. Москва встречала гостей со всего света — и надо было соответствовать: показать, что страна идет в ногу со временем, производит качественную и модную продукцию. Эпоха хрущевской оттепели ознаменовалась обновлением и внедрением новых печатных машин, появились синтетические и искусственные ткани, вернулся абстрактный раппорт и рисунки, связанные с актуальными сюжетами: полетами в космос, освоением целины, стройками, туризмом. Анонимность текстильного искусства пропала — имена художниц-текстильщиц становятся известными публике.
Эскиз платка
Образец ткани
Образец ткани
Автор
Автор
А.А. Андреева
Автор
А.А. Андреева.
Н.М. Жовтис
Н.Н. Зыслина
Год
1960-е
Год
1960-е
Год
Где произведено
Шелкоткацкая фабрика «Красная роза» им. Розы Люксембург
1960-е
Где произведено
Шелкоткацкая фабрика «Красная роза» им. Розы Люксембург
Где произведено
Трехгорная мануфактура
им. Ф.Э. Дзержинского
Собрание
Частное собрание
Собрание
Частное собрание
Собрание
Частное собрание
Платок «Москва», созданный по эскизам Андреевой, был одним из популярнейших в 1960-е.
Эта ткань часто встречается в журналах и газетах эпохи оттепели. Кроме того, героиня из фильма «Дайте жалобную книгу» одета в платье, сшитое из нее.
Эскиз ткани
Рисунок ткани
«Семена и травы»
Автор
Образец ткани
Н.Н. Зыслина
Автор
Н.В. Кирсанова
Автор
Н.Н. Зыслина
Год
Год
1959 г.
1960-е
Где произведено
Шелкоткацкая фабрика «Красная роза» им. Розы Люксембург
Год
Где произведено
1960-е
Трехгорная мануфактура
им. Ф.Э. Дзержинского
Где произведено
Собрание
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Трехгорная мануфактура
им. Ф.Э. Дзержинского
Собрание
Частное собрание
Собрание
Частное собрание
Эскиз платка
Зыслина находилась в приближенном кругу художника Элия Белютина. Работая на Трехгорной мануфактуре, она параллельно участвовала в его знаменитых пароходах, занималась абстрактной живописью и до конца жизни считала Белютина своим главным учителем.
Автор
Е.Я. Шумяцкая
Ткань была выпущена во время фестиваля молодежи 1957 года.
Здесь сконцентрированы все образцы, олицетворяющие новую Москву: народные мотивы, столичная архитектура, молодежь, гости столицы и голубка как символ мира.
Год
1957 г.
Где произведено
Трехгорная мануфактура
им. Ф.Э. Дзержинского
Собрание
Всероссийский музей декоративно-прикладного
и народного искусства
Декоративная ткань «Вятская игрушка»
Автор
Е.Я. Шумяцкая
Образы народного русского искусства полюбили художники-текстильщики во время оттепели. Керамика, пряничные доски, вышивка, прялки, чеканка — все это активно ими переосмыслялось в текстильный узор. Особенно были популярны демковская и вятская игрушки.
Год
1957 г.
Где произведено
Шелкоткацкая фабрика «Красная роза»
им. Розы Люксембург
Собрание
Всероссийский музей декоративно-прикладного
и народного искусства
1970-1990
В это время в погоне за перевыполнением плановых заданий фабрики поставили в приоритет удобные в производстве образцы. Художники столкнулись с бюрократической системой, в которой эскиз проходил через несколько этапов контроля и успевал устареть. Всеобщая волна увлечения оп-артом и психоделическим дизайном коснулась советского текстиля, но в большей степени осталась лишь в эскизах. Даже пройдя все согласования, дизайн ткани менялся до неузнаваемости, цвета искажались, рисунок упрощался. Лишь фабрика «Красная роза» сохраняла творческую лабораторию, давая возможность экспериментировать художникам.
Рисунок ткани
Рисунок ткани
Автор
А.А. Андреева
Андреева в середине 1970-х создает серию эскизов для тканей, которые представляют собой абстрактные композиции, отражавшие математическую гармонию, определенный алгоритм цвета и формы. Художница стремилась к высшей степени кибернетического машинного контроля над творческим процессом, лишить рисунок руки художника, автоматизировать его для машинной набойки.
Автор
Л.П. Рубцова
Год
1974
Год
Где произведено
Шелкоткацкая фабрика «Красная роза» им. Розы Люксембург
1970–1980-е
Где произведено
Шелкоткацкая фабрика «Красная роза» им. Розы Люксембург
Собрание
Частное собрание
Собрание
Частное собрание
Рисунок ткани
Рисунок ткани
Автор
Т.Д. Тихомирова
Автор
Л.П. Рубцова
Оптические мотивы Бриджет Райли и Виктора Вазарелли быстро подхватили художники по тканям во всем мире. В Советский Союз оп-арт проник чуть поздее, к концу 1960-х, но продержался вплоть до 1980-х годов.
Год
1970–1980-е
Год
1970–1980-е
Где произведено
Шелкоткацкая фабрика «Красная роза» им. Розы Люксембург
Где произведено
Шелкоткацкая фабрика «Красная роза» им. Розы Люксембург
Собрание
Частное собрание
Собрание
Частное собрание
Эскиз детской ткани «Олимпиада»
Рисунок ткани
Автор
А.А. Андреева
Автор
Л.П. Рубцова
Год
1970–1980-е
Год
1970–1980-е
Где произведено
Шелкоткацкая фабрика «Красная роза» им. Розы Люксембург
Где произведено
Шелкоткацкая фабрика «Красная роза» им. Розы Люксембург
Собрание
Частное собрание
Собрание
Частное собрание
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7