Третьяковка обновила основную экспозицию
Искусство XVIII века
В Государственной Третьяковской галерее открывается обновленная экспозиция искусства XVIII века. Основным изменением стало то, что теперь скульптура и живопись будут выставляться вместе. Кроме этого, экспозиция Третьяковки пополнилась несколькими выдающимися произведениями. Так, в первом зале, посвященном эпохе Петра I, появились "Портрет князя И.А. Голицына" (1728) и "Портрет княгини А.П. Голицыной" (1728) кисти А.М. Матвеева. Эти работы предоставлены музею на временное хранение нынешним владельцем, художником И.И. Голицыным.
А.М. Матвеев "Портрет княгини А.П. Голицыной" (1728)
Серьезные изменения коснулись второго зала — бывшего зала скульптуры XVIII века. Теперь здесь решено экспонировать работы преподавателей Академии художеств и их учеников. Академия художеств была открыта в Санкт-Петербурге в 1757 году и выпустила из своих стен множество талантливых художников и скульпторов, занявших достойное место в истории искусства.
В третьем зале представлено искусство середины XVIII века, эпохи барокко и рококо. Здесь выставлены произведения Антропова и работы Вишнякова, в том числе "Портрет императрицы Елизаветы Петровны" (1743), выполненный по заказу Сената, ставшего при Елизавете высшим органом управления страной.
И.Я. Вишняков "Портрет императрицы Елизаветы Петровны" (1743)
Художник использовал традиционную форму парадного портрета в рост, представив императрицу в пышном платье с атрибутами царской власти. Создав официальный образ, исполненный государственной значительности, Вишняков придал ему изысканную декоративность. Он подчеркнул женскую привлекательность императрицы и грациозное изящество ее указующего жеста, непременного для такого рода изображений.
Всем вышеперечисленным нововведения в Третьяковской галерее не исчерпываются. Пожалуй, главным событием стало посвящение залов трем главным портретистам XVIII века: Ф.С. Рокотову, Д.Г. Левицкому и В.Л. Боровиковскому. Теперь их работы не придется выискивать среди других, а следовательно, изучать историю искусства XVIII века на примере этих великих мастеров стало намного проще.
Новый вариант экспозиции, посвященной XVIII веку, хронологически более точен. А взаимосвязь живописи и скульптуры дает наглядное представление о русском искусстве данной эпохи.
Ф.С. Рокотов "Портрет Александры Петровны Струйской" (1772)
Ф.С. Рокотов "Портрет неизвестной в розовом платье" (1770-е)
Д.Г. Левицкий "Портрет П.Ф. Демидова" (1773)
В.Л. Боровиковский "Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке" (1794)
Текст: Диляра Шарипова