Яеи Кусама в галерее "Тейт"
"Дорогой Дэмиен Херст, кружочки — это была моя идея"
Японская художница Яеи Кусама всем известна своей любовью к рисунку в горошек, который она размещает абсолютно везде: от стен и скульптур до собственной одежды. Работами Кусамы вдохновлялся Дэмиен Херст, они выставлялись в галереях наравне с Энди Уорхолом, Класом Ольденбургом и Джаспером Джонсом. Теперь в галерее Tate Modern открылась ретроспективная выставка Яеи Кусамы, которой уже за 80 и которая по-прежнему творит в своей токийской студии.
Она покорила Нью-Йорк своей авангардностью и безбашенностью, переехав туда в 1957 году. Хеппенинги на Бруклинском мосту с участием обнаженных людей, огромные пространства, покрытые ровными пятнышками краски или белыми фаллическими символами — все это дело рук Яеи Кусамы. Она была уникальным персонажем среди деятелей искусства: женщина из Японии на Западе, где творили преимущественно мужчины, жертва невротических и психических заболеваний и большой талант. Кусама вернулась в Японию в 1973 году, и ее имя постепенно забыли, но в 90-х японскую художницу накрыла новая волна популярности и череда ретроспективных выставок.
Яеи Кусама на фоне серии работ Love Arrives at the Earth Carrying with It a Tale of the Cosmos (2009)
Сегодня в лондонской галерее "Тейт" можно будет увидеть работы из 60-летнего творчества Кусамы и по достоинству оценить художницу, которая могла бы стать всемирно известной, если бы не отъезд из США на пике популярности и полная закрытость от прессы. Куратор выставки Фрэнсис Моррис называет Яеи Кусаму одной из самых интересных и поразительных персон XX века.
Infinity Mirrored Room — Filled with the Brilliance of Life (2011)
Деталь инсталляции I’m Here, But Nothing (2000)
Кусама в эксклюзивном интервью, опубликованном в газете The Telegraph, признала себя большой поклонницей Дэмиена Херста. "В молодости я была единственной, кто рисовал узоры из точек, теперь же горошек стал неотъемлемой частью арт-мира. Я люблю Дэмиена Херста, я восхищаюсь его работами, и я счастлива, что моя идея распространилась по всей планете и стала символом любви и мира". Но Кусама также добавила: "Я считаю, что художник должен трудиться над своей работой, я все точки прорисовываю сама, в то время как Дэмиен нанимает ассистентов, а затем продает свои точечные работы за 1,8 миллиона фунтов. Вы должны быть сконцентрированы на том, как сами будете творить, а не на коммерческой стороне дела".
Aggregation: One Thousand Boats Show (1963)
Скульптуры Accumulation
Выставка Кусамы в галерее "Тейт" будет открыта до 5 июня 2012 года. Она на два месяца пересечется с выставкой Дэмиена Херста, которая пройдет в той же галерее с 4 апреля по 9 сентября. Херст покажет в Лондоне свои работы из серии Natural History, в частности, знаменитую акулу The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living (1991). В этом году Яеи Кусама также участвует в коллаборации с Louis Vuitton и привозит одну из своих работ в Москву на выставку "Двойная перспектива: Современное искусство Японии".
Self-obliteration (1967)
Ранние работы Яеи Кусамы
Air Mail Stickers (1962)
Текст: Дарья Горшкова