«Искусство нужно смотреть вживую»: художница Маша Сомик — об абстракции и татуировках
На следующей неделе в исторической типографии Ивана Сытина откроется выставка «Любовь. От и До», которая объединит более 20 авторов для ответа на вопрос «Что значит это чувство?». Поговорили с одним из участников экспозиции — художницей, выпускницей Лондонского колледжа Машей Сомик — о новой инсталляции, учебе в Лондоне, абстракционизме и татуировках.
МАША СОМИК
художница, тату-мастер, выпускница РГХПУ им. Строганова по направлению дизайна интерьеров и MA Fine Arts в Camberwell College of Arts в Лондоне
Как менялся твой стиль и как пришла к абстракции, с которой работаешь сегодня?
Во время учебы в Лондоне (более десяти лет назад) работала в реализме и делала собственные автопортреты. При этом всегда интересовалась абстрактным — оно казалось непонятным и неизведанным. Это было большое стремление к чему-то глубокому. Начала читать тематические книги и ходить на выставки, как в один момент (скажу поэтично) на меня снизошло озарение, и я поняла про что «это». Даже во время поездки в Индию, где жила в красивом отеле в гуще природы, у меня не возникло ни малейшего желания рисовать цветы с натуры. Там я начала делать первые абстрактные композиции, которые вначале были сложносочиненными, а со временем стали упрощаться. Сейчас стремлюсь к еще большему минимализму, хотя, наверно, так сложно сказать про мои работы.
Поговорим об образовании. Ты училась в Строгановке, потом — в Лондоне. Скажи, чем, на твой взгляд, учеба в Европе кардинально отличается от локальной?
Да, в Строгановке окончила бакалавриат по направлению дизайна интерьеров, потом поступила в Лондон, где получила диплом изящных искусств в Camberwell College of Arts. Пожалуй, главное отличие — в магистратуре ты большую часть времени занимаешь себя сам. Преподаватель приходит раз в неделю и комментирует твою работу. При этом программа в колледже весьма насыщенная: лекции молодых художников, возможность выставляться и сотрудничать с классными галереями. Тебе дают реальную практику работы со зрителем, а не какие-то «мифические проекты». Во время учебы успела выставиться в лондонской галерее Gasworks и поучаствовать в групповом проекте Woodmill, а после выпуска — провести персональную экспозицию в Лондоне.
В Строгановке, к сожалению, педагог по основному предмету не принимал мои идеи — зачеркивал, говорил, что так нельзя. А я никогда не молчала и отвечала, что буду делать то, что нравится мне. Возникало недопонимание. Конечно, это классное комьюнити, но есть и много минусов. Все консервативнее, не дают раскрыться и развиться чему-то авторскому.
Вспомни самые яркие моменты учебы в Лондоне.
Сразу — интенсив под названием «Крит». В колледж приходили разные эксперты из творческой среды и критиковали проекты, но, что интересно, без негатива. Они задавали вопросы, интересовались идеей и делились впечатлениями. Такой подход помог найти персональный вектор и двигаться дальше.
Знаю, что часто проводишь перформативные прогулки по выставкам. Что это такое?
Мне интересно общаться с гостями и иметь прямой физический контакт, поэтому делаю различные перформативные практики на своих выставках. Так еще больше приближаю гостей к нужным смыслам и задумкам. Последний раз подобный формат был в галерее «Пересветов переулок». Люди думали, что это будет обычная экскурсия, как в музеях, но нет. Я задавала вопросы, а посетители на них отвечали. Благодаря такому интерактиву все в теме и дополняют мои идеи собственными ассоциациями. На мой взгляд, в этом и есть цель искусства — в сотворчестве.
А про что была экспозиция?
Как бы банально ни звучало, про любовь. К 14 февраля я рисовала эскизы татуировок, и ко мне пришла мысль, что любовь — это точка, момент максимальной концентрации в себе и в то же время зарождение огромного желания расшириться во все стороны. Это точка отсчета и начало момента, когда ты позволяешь себе стать всем, что есть вокруг и одновременно ничем — просто точкой. Так и начала развивать идею и постепенно воплощать ее в работах.
На следующей неделе открывается новая выставка, и она тоже о любви. Поделишься подробностями?
Эта групповая выставка станет моим первым масштабным проектом такого уровня. В ней принимают участие художники (Людмила Баронина, Ксения Балабух), скульпторы (Karman Verdi) и композиторы (Кристина Сидорова, Фарангиз Ра), которые выстроят цельную художественную драматургию. Вместе со зрителями мы попытаемся приблизиться к ответу на вопрос «Что есть любовь?». Сейчас могу сказать только то, что моя инсталляция будет посвящена влюбленности, благодаря которой я обрела ощущение вселенской любви. Перестала фокусироваться на конкретном человеке и ушла в изучение себя.
У тебя в профиле много фотографий татуировок, которые напоминают картины — только на теле. Как ты начала этим заниматься и чем отличаются творческие проекты от эскизов для тату?
Если в творческих проектах я стремлюсь к абстракции, то в татуировках чаще рисую животных или цветы, хотя эксперименты случаются. Меня всегда интересовали тату, и с 23-х лет хотела «забиться». Ко всему прочему, это классный метод заработка — в любой точке мира ты можешь набить кому-то татуировку. Сложилось так, что давняя мечта стала реальностью после развода. У меня получилось направить всю злость и агрессию в правильное, творческое русло и желание стать финансово независимой.
А есть любимая?
Да, моя последняя — надпись «Мед со вкусом первого поцелуя». Ее автором выступил художник Тима Илларионов.
В твоих картинах часто появляется текст, мотивирующие фразы. Какую функцию они выполняют? Получается, без надписей картина менее понятна зрителю?
Это некий мостик, который позволяет зрителю лучше узнать автора. Так однажды сказала куратор выставки, посвященной картинам с текстом, и я с ней полностью согласна. Намеренно использую этот инструмент. Людям часто сложно воспринимать нефигуративные вещи, потому что они считывают информацию головой, а не сердцем. Текст, в свою очередь, помогает и разъясняет. Правда, сейчас мне кажется и такой подход слишком прямолинейным. В последней выставке нет ни одной буквы, и она получилась идеально минималистичной — только круги и точки. Казалось бы, что может быть проще? Близкий друг на открытии сказал: «Маша, я так боялся идти к тебе: думал, мне не понравится, потому что не мог прочувствовать и до конца понять всего того, что ты выкладываешь в соцсетях. Но сильно ошибся, фото не передают всю целостность и композицию, не погружают в эту историю». Экспозиция произвела на него большое впечатление. А секрет лишь в том, что искусство нужно смотреть вживую — ощущать энергетику автора. Через телефон невозможно понять все то, что закладывал художник.
Ты также сотрудничаешь с брендами. Ограничиваешь себя в работе над коммерческими проектами?
Мне кажется, все, что я делаю для коммерции, вырастает из эскизов для татуировок — они лаконичнее и понятнее абстрактных картин. В блоге постоянно транслирую все про любовь, бережное и нежное отношение, поэтому и бренды (чаще всего) приходят с созвучными ценностями. Из последнего — совместные коллекции с Agami Ceramics, свечи Ucandles, украшала пространство для Seneca People.
Где ищешь идеи для новых композиций?
Мой главный источник вдохновения — люди. Обычные люди, у которых горят глаза. Они наполнены желаниями и любовью, ты заряжаешься их энергией и вдохновляешься общением с ними. Не менее важны внутренние переживания и мысли, ведь все, что создаю, отражает мои чувства.
Твое идеальное рабочее место для написания картин?
У меня очень красивая мастерская в старинном особняке в центре Москвы. В ней (почти) резное окно с деревянной рамой, что сейчас редкость, рельефные узоры в русском стиле по периметру комнаты. Очень классное, но, к сожалению, уже маловато. Хочется больше света и места для того, чтобы развесить все картины, а люди могли приходить и смотреть на них. Сейчас работы лежат друг на друге на полках.