Поиск

T

«Не заискивать и не сюсюкать»: Александр Горчилин и группа «Край» — о работе с детством
и «Выкса-фестивале» 



Совсем скоро, уже в этот уик-энд, стартует «Выкса-фестиваль», информационным партнером которого в этом году стало BURO.
С программой социокультурного проекта, который вот уже 14 лет развивает город и обращает на него внимание арт-сообщества, знакомили вас здесь. Теперь же побеседовали с теми, кто делает одно из самых любопытных событий из заявленных, — Александром Горчилиным и кураторской группой «Край» из Перми.


КАРНАВАЛЬНОЕ ВЫКСУНСКОЕ ШЕСТВИЕ
«А МОЖЕТ, ЭТО СОН?»


Зрителю предлагается вступить в диалог с работой стрит-арт-художника Тимофея Ради «Все это не сон», которая знакома каждому жителю города. С местными детьми творческая команда в лице кураторской группы «Край» создавала собственное произведение — «А может, это сон?». С помощью художников и под режиссерской оптикой Александра Горчилина Парк культуры и отдыха Выксы превратится в пространство сна, для которого дети придумают невероятных существ. Может, кто-то вспомнит свое сновидение о единороге? Или хочет, чтобы ему приснилась волшебная летающая рыба? Узнаем 13 июля, а пока — общаемся с создателями.


«Не заискивать и не сюсюкать»: Александр Горчилин и группа «Край» — о работе с детством и «Выкса-фестивале» (фото 1)

Александр Горчилин

Режиссер постановки «А может, это сон?»


Начнем издалека: твой вход в профессию, как и у многих актеров, был через детство. Что именно тогда увлекло тебя настолько, что больше не выпустило из мира творчества?

Наверное, это была поэзия, сказки и индийское кино — очень сильно (порой чересчур) подключался эмоционально к вымышленным историям. И, конечно, элемент игры. Никогда не был серьезным человеком, мне нравились и продолжают нравится всякие глупости и странности, и я говорю не только про территорию творчества.


Недавно в «Зотове» ты ставил спектакль для всей семьи «Никак не называется, или Бим в поисках Бо». Теперь — «А может, это сон?», тоже детская история. Почему у тебя появился интерес к юным зрителям?


Скорее, у меня появился интерес к самому себе в этих обстоятельствах. Работая и над спектаклем в «Зотове», и над «Федориным горем» в Переделкине (детский мюзикл, который в прошлом году показывали в Доме-музее Чуковского. — Прим. BURO.), я испытывал большую радость от процесса. В силу специфики материала ты оказываешься в ирреальном мире — метафорическом, сказочном, — при этом можешь рассказывать о сложных и болезненных вещах, рассказывать о себе. 


«Не заискивать и не сюсюкать»: Александр Горчилин и группа «Край» — о работе с детством и «Выкса-фестивале» (фото 2)

Спектакль «Никак не называется, или Бим в поисках Бо»


Кстати, о юных зрителях. Удержать внимание ребенка сложнее? Какие ключики к их сердцам ты для себя определил?


Никогда не думал, как удерживать их внимание. Вообще, при работе над спектаклями мы никогда не проговаривали и не зацикливались на том, что делаем это для детей. Все то же самое. Перед ними не надо заискивать и сюсюкать, с ними надо вести диалог ровно так же, как и со взрослым зрителем. Да, дети чуть сильнее включаются, могут начать общаться с тобой, лезть на сцену и прочее, и еще для них не существует авторитетов — нет кредита доверия к тому или иному артисту. У них незамутненное, чистое восприятие. 


«Не заискивать и не сюсюкать»: Александр Горчилин и группа «Край» — о работе с детством и «Выкса-фестивале» (фото 3)
«Не заискивать и не сюсюкать»: Александр Горчилин и группа «Край» — о работе с детством и «Выкса-фестивале» (фото 4)

Детская программа «Выкса-фестиваля 2023»

Чуть подробнее о «Выкса-фестивале». Как тебя нашел этот проект?


Пригласила поучаствовать продюсер Ольга Дмитриева. Когда-то давно мы с ней работали еще на проекте «Платформа» на «Винзаводе», и вот спустя много лет встретились вновь.


Твоя работа определена как «карнавальное выксунское шествие». Срежиссировать шествие — это как? Расскажи подробнее о том, что такое «А может, это сон?».


Дети в течение недели будут делать огромные фигуры разных существ, которых они сами нарисовали, а потом все эти странные чудики во главе с детьми пройдут шествием через Выксунский парк. Для их работ была выбрана тема сна, и лес, через который они пойдут, будет пограничной зоной реальности и сновидений.


«Не заискивать и не сюсюкать»: Александр Горчилин и группа «Край» — о работе с детством и «Выкса-фестивале» (фото 5)
«Не заискивать и не сюсюкать»: Александр Горчилин и группа «Край» — о работе с детством и «Выкса-фестивале» (фото 6)

Детская программа «Выкса-фестиваля 2023»

Название отсылает к известной местной работе Тимофея Ради «Все это не сон». Ты видел эту работу, впечатлила она тебя? Любишь ли вообще стрит-арт?


Не могу сказать, что я разбираюсь в стрит-арте, но в Выксе меня впечатлило количество муралов — город похож на галерею современного искусства. Но самым главным впечатлением стала поездка в школу под Выксой, где дети во главе с молодыми педагогами из Москвы изготовили керамическую плитку с рисунками и украсили фасад школы. Это очень красиво и трогательно с учетом того, что школа находится где-то на границе не самой населенной деревни и нуждается в реставрации и капремонте.


«Не заискивать и не сюсюкать»: Александр Горчилин и группа «Край» — о работе с детством и «Выкса-фестивале» (фото 7)

Тимофей Радя, «Все это не сон», 2018


Абстрактно, но интереса ради: где бы ты предпочел остаться —
во снах или наяву?


Мне снятся не самые приятные сны, так что предпочту остаться здесь.


В работе над постановкой принимала участие группа «Край». Как вы распределили роли? 


Художницы из группы «Край» очень давно занимаются с детьми по всей России — ездят в места, о которых большинство из нас даже не слышали, и делают арт-проекты. Это как минимум вызывает уважение. В течение недели они будут заниматься с детьми и их родителями, воплощая их придумки. Также к нам присоединилась замечательный композитор Мария Аникеева — вместе мы придумываем музыкальное оформление нашего пути и еще кое-что… Моя работа здесь заключается скорее в созидании — внимательно отнестись к тому, что сделают дети с поддержкой группы «Край», и исходя из этого проложить правильный маршрут.



«Не заискивать и не сюсюкать»: Александр Горчилин и группа «Край» — о работе с детством и «Выкса-фестивале» (фото 8)

ГРУППА «КРАЙ»


Анастасия Шипицина

продюсер проекта и куратор методических и образовательных программ


«Не заискивать и не сюсюкать»: Александр Горчилин и группа «Край» — о работе с детством и «Выкса-фестивале» (фото 9)

Дарья Дягелец

куратор образовательных и методических проектов для подростков и педагогов


«Не заискивать и не сюсюкать»: Александр Горчилин и группа «Край» — о работе с детством и «Выкса-фестивале» (фото 10)

Любовь Шмыкова

художница, куратор детских и подростковых проектов, педагог


«Не заискивать и не сюсюкать»: Александр Горчилин и группа «Край» — о работе с детством и «Выкса-фестивале» (фото 11)

Светлана Лучникова

куратор проектов с людьми старшего возраста


Для тех, кто о вас не слышал: расскажите подробнее, что есть группа «Край» и что привело вас из Перми в Выксу.


Любовь: «Край» — это группа педагогов, художниц, музейных проектировщиц, кураторов из Перми и Пермского края. Команда работает на стыке современного искусства, образования и практик соучастия. Бываем в разных краях страны и помогаем местным музеям, школам, библиотекам придумывать выставки, фестивали, образовательные проекты не только для местных жителей, но и вместе с ними. А также вовлекаем в проекты современных художников, дизайнеров и архитекторов. Для нас важно менять отношение людей к родной территории и показывать, как можно на нее влиять. До создания «Края» долгое время работали в музее современного искусства PERMM (взявший премию «Музей года» на Cosmoscow 2023. — Прим. BURO.) и школе дизайна «Точка» в Перми. Над проектом в Выксе работают еще приглашенные специалисты: менеджер Полина Анисимова из Екатеринбурга, художницы Ульяна Глумова и Оксана Кальченко и техспециалист Григорий Козлов. В Выксу нас, как и режиссера шествия Сашу Горчилина, пригласила продюсер Ольга Дмитриева. 


Как долго готовили именно этот проект? Какая работа была проделана?


Любовь: Шествие делаем не первый раз, и это всегда очень долгая работа. Для нас важно придумывать сайт-специфичные проекты (сайт-специфичное искусство — обобщенное название для художественных практик, связанных с конкретным местом — Прим. BURO.), поэтому каждый раз они создаются с нуля и не повторяются. Первый этап — знакомство с местом, поэтому наша художница Люба Шмыкова ездила в Выксу, чтобы понять территорию со всеми ее особенностями. Затем придумала концепцию шествия, чтобы она встраивалась в контекст города. Благодаря этому стало ясно, как должны выглядеть объекты, которые сделают дети. Следующий этап — создание эскизов с детьми в онлайне. На это порой требуется больше времени, чем планируешь. В этот раз, например, у нас вышло шесть полуторачасовых созвонов. Каждый эскиз анализируем командой, где наш техспециалист Гриша сразу понимает, из чего можно собрать прочный каркас и как максимально сохранить почерк ребенка. Далее делаются прототипы из планируемых материалов. Это очень важный этап, после которого материалы окончательно утверждаются. 

Есть еще параллельный процесс, над которым работает режиссер Саша Горчилин и композитор Мария Аникеева. Они создают с местным детским хором музыкальную звуковую композицию, которая будет сопровождать шествие. Работа с детьми над объектами будет идти неделю с утра до вечера, а для нас, возможно, и ночью (улыбаются).



Как вам кажется, шествие будет интересно исключительно детям, или взрослым тоже будет над чем поразмышлять? Какого эффекта ждете 13 июля?


Любовь: Делая проекты, где главными художниками становятся дети, всегда ориентируемся на разные уровни восприятия. От самого простого, когда можно пройти мимо и удивиться странным, смешным, красивым фигурам, до более глубокого, когда профессиональное сообщество — художники, наши коллеги — считают контекст, сложность изготовления, красоту детской графики. Важно, чтобы детское творчество не оставалось в милом, наивном поле, а становилось на один уровень с работами художников. Для нас это своеобразная миссия: показать, что дети — это суперхудожники, у которых абсолютное чувство гармонии, композиции. А наша команда взрослых становится фоном, который помогает все это проявить.


false
767
1300
false
true
true
{"width":960,"column_width":122,"columns_n":6,"gutter":45,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}