Почему нужно пойти на выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Вот шесть работ и шесть веских причин
В Музее русского импрессионизма с 9 июня и по 2 октября будет работать экспозиция «Точки зрения», которая поможет зрителю проследить столкновение разных творческих объединений, узнать об учениках Ильи Репина и увидеть жанр портрета и автопортрета под кардинально новым углом. BURO. рассказывает, что нужно знать о новой выставке с работами Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой, Александра Родченко и других.
ПЕРВАЯ ПРИЧИНА: БОРИС КУСТОДИЕВ И «ПОРТРЕТ ДМИТРИЯ СТЕЛЛЕЦКОГО»
Борис Кустодиев и Дмитрий Стеллецкий дружили со времен учебы в Академии художеств и вместе исследовали русские города и европейские страны. Эта работа написана во время одной из поездок в Италию. Картина приковывает внимание широкой улыбкой, которая не характерна для портретов того времени. Здесь наблюдаем Дмитрия Стеллецкого в рабочем халате, он увлечен процессом и счастлив заниматься скульптурой. Картина больше напоминает дружеский шарж. Кустодиев изображает не только коллегу и товарища-скульптора, но и отождествляет Стеллецкого с делом его жизни.
ПРИЧИНА ВТОРАЯ: ЕЛЕНА КИСЕЛЕВА И «ХУДОЖНИЦА С ЗЕЛЕНОЙ ВАЗОЙ»
Елена Киселева окончила Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, ее учителями были Илья Репин и Дмитрий Кардовский: от них она унаследовала интерес к портретному жанру. Художница писала: «Композиция или пейзаж мне были мало интересны. Я всегда была портретисткой и страстно любила изображать красивых интересных женщин». В автопортрете с зеленой вазой Киселева играет с цветом, акцентирует внимание зрителя не столько на собственном образе, сколько на элементах интерьера, сочетая черты лица с узором ковра и керамическими формами.
В то время портреты было принято писать средним планом (погрудный). Киселева же выбрала другой путь: работать «по плечи». Декоративизм и обобщенность форм сигнализирует о стиле модерн. Это не случайно. Автопортрет Киселева писала в Париже, знакомясь с новейшими французскими течениями, в частности с фовизмом.
ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ: ИСААК БРОДСКИЙ И «АВТОПОРТРЕТ С ДОЧЕРЬЮ»
История автопортрета Исаака Бродского с дочерью берет начало с учебных времен. Бродский-выпускник выделялся на фоне остальных талантом и трудолюбием. Когда он окончил университет, то получил звание художника, а его выпускные работы были оценены по достоинству. В качестве приятного бонуса Бродский получил разрешение на заграничную поездку — и весной 1909 года отправился в Европу. Написанные там работы произвели сильное впечатление на преподавателей художника — командировку решили продлить еще на год.
В эту поездку художник в основном жил и работал в Италии, в том числе на Капри в гостях у Максима Горького. За картину «Сказка» (1911), обобщающую впечатления автора о стране, Бродский получил премию на конкурсе поощрения художеств. Эти деньги позволили ему самостоятельно посетить Апеннинский полуостров еще раз. И именно во время этого путешествия он создал автопортрет с дочерью Лидией, родившейся в браке с первой женой Любовью Марковной (в девичестве Гофман).
ПРИЧИНА ЧЕТВЕРТАЯ: ФИЛИПП МАЛЯВИН И «ПОРТРЕТ АННЫ ОСТРОУМОВОЙ»
Анна Остроумова-Лебедева и Филипп Малявин учились в Академии художеств в мастерской Ильи Репина. Первая покинула мастерскую, поскольку увлеклась идеями объединения «Мир искусства», взгляды которых расходились с мастером. В середине 1890-х Филипп Малявин, также входивший в объединение «Мир искусства», написал серию портретов друзей по Академии художеств, в том числе Анны Остроумовой-Лебедевой.
Остроумовой-Лебедевой редко нравилось, как ее изображали коллеги, и о работе Малявина позже вспоминала: «В феврале 1896 года он писал мой портрет. Мама дала ему тридцать рублей на холст и краски. Размер очень большой. Я во весь рост стою в классе академии. Портрет вышел неинтересный. Я не люблю его. Он груб, скучен и совсем не передает меня. Он не похож ни формально, ни внутренне. Краски лица не те, рисунок тоже слаб. Конечно, чувствуется и сила, и мощь, но все приблизительно, не убеждает».
ПРИЧИНА ПЯТАЯ: ЕЛИЗАВЕТА ПОТЕХИНА И «АВТОПОРТРЕТ»
Потехина вошла в историю русского искусства как модель и первая супруга Роберта Фалька. Произведений самой Елизаветы, как и сведений о ней, сохранилось крайне мало. Автопортрет ценен тем, что экспонируется впервые: долгое время он находился в аварийном состоянии и отреставрирован к выставке. Известно также, что сохранилось всего 15 работ Потехиной, хотя они с Фальком были сокурсниками.
За год до выпуска из Московского училища живописи, ваяния и зодчества в 1909 году они поженились в Костроме. Летом этого же года Елизавета Потехина напишет «Автопортрет». Художница находилась под влиянием новых взглядов и экспериментировала: композиция традиционная, но живописное решение с зелеными отблесками на щеке и удлиненные, широкие мазки — смелый, непохожий на других жест.
ШЕСТАЯ ПРИЧИНА: НИКОЛАЙ ХАРИТОНОВ, БОРИС АНИСФЕЛЬД И ПОРТРЕТЫ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА
Портреты Федора Шаляпина написаны разными художниками во время одного сеанса портретирования. Артист позировал художникам в белой рубашке и черной накидке в своей квартире на Пермской улице в Петрограде, где теперь открыт его дом-музей.
Интересно, оба живописца изображают артиста не в ролях, а в жизни. На работе Николая Харитонова певец выглядит расслабленным и вальяжным. Художник пишет портрет практически в манере Валентина Серова: здесь длинный мазок и серая гамма придают образу известное благородство. В свою очередь, Борис Анисфельд представляет Шаляпина в динамичной, несколько кубизированной манере. Он будто смотрит на зрителя свысока. Добавляют образу закрытость и величественность его скрещенные руки.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7