Поиск

Агитационная керамика и кеды из винограда: что смотреть на выставке российского дизайна в Новой Третьяковке

Агитационная керамика и кеды из винограда: что смотреть на выставке российского дизайна в Новой Третьяковке

В Западном крыле Новой Третьяковки стартовала выставка «История российского дизайна. Избранное». Кураторы, глава московского Музея дизайна Александра Санькова и директор по развитию Ольга Дружинина, решили проследить эволюцию отечественной дизайнерской мысли за последние сто лет, проводя параллели между уникальными разработками и массовым производством. Тематически они разделили экспозицию на четыре части: авангард, ар-деко и сталинский ампир, послевоенный дизайн, современный дизайн.

Макеты, эскизы, чертежи, концепты, фото- и видеоматериалы, реконструкции нереализованных проектов — выставка объединит в общей сложности более 500 экспонатов. Отобранные объекты отражают инновационные идеи дизайнеров, которые работали на территории СССР и работают в современной России. Предлагаем познакомиться с самыми интересными.


НАСЛЕДИЕ: ОТ ТАТЛИНА ДО ОЛИМПИАДЫ-80


«Индивидуальный чайник»

 

Владимир Татлин стремился не просто декорировать потребительские товары, а проектировать их в целом, с нуля. Его дизайнерский подход характеризуется лозунгом «Ни к старому, ни к новому, а к нужному!». Преподавая в Институте керамических и силикатных материалов, он собрал вокруг себя круг из студентов — позднее именно они помогли ему создать знаменитый летательный аппарат под названием «Летатлин» (один из экземпляров которого, кстати, тоже хранится в Третьяковке). На выставке представлена реплика фарфорового чайника, спроектированного Алексеем Сотниковым под руководством Татлина. Напоминающий яйцо сосуд легко помещается в руку, а выпуклые ребристые элементы на корпусе являются альтернативой традиционным ручкам.

Агитационная керамика и кеды из винограда: что смотреть на выставке российского дизайна в Новой Третьяковке (фото 1)
Модель А. Сотникова, руководитель В. Татлин, 1930. Реплика, 2019. Керамика. Собрание Московского музея дизайна

Тарелка «Пятилетка в четыре года»

 

Именно в 1930-е годы на фаянсовом заводе в селе Буды Харьковской области (нынешняя Украина) появилось самое современное на тот момент оборудование — пласторезка Грамма и спаренные станки для формовки тарелок. В том числе агитационных, прославлявших индустриализацию и успехи молодого советского строя. Сейчас такие нередко можно найти на аукционах.

 

Агитационная керамика и кеды из винограда: что смотреть на выставке российского дизайна в Новой Третьяковке (фото 2)
Будянский фаянсовый завод, Всеукртрест, 1930-е. Фаянс. Собрание Московского музея дизайна

Эскизы спортивного костюма «Прозодежда»

 

Работая над проектом «Костюм сегодняшнего дня — прозодежда», художница-авангардистка (и жена Александра Родченко) Варвара Степанова опиралась на два принципа: удобство и целесообразность. Конструкция, крой и выбор материала для такой одежды зависели от деятельности носителя — пилота, шофера, футболиста, военного, полярника. Чтобы упростить производство и сделать его более выгодным, Степанова предложила создать некую общую униформу, меняя лишь детали.

 

Агитационная керамика и кеды из винограда: что смотреть на выставке российского дизайна в Новой Третьяковке (фото 3)
Бумага, гуашь. Архив А. Родченко и В. Степановой, 1923
Агитационная керамика и кеды из винограда: что смотреть на выставке российского дизайна в Новой Третьяковке (фото 4)

Шейные платки к Олимпиаде-80

 

Рисунок был очень важен для советского текстиля. Художники часто обращались к важным событиям, которые происходили в стране. А мы теперь имеем возможность взглянуть на эскизы платков, посвященных летним Олимпийским играм в Москве 1980 года, разработанные по заказу Комбината прикладного искусства.

 

Агитационная керамика и кеды из винограда: что смотреть на выставке российского дизайна в Новой Третьяковке (фото 5)
Т. Андреева, 1980-е. Эскиз. Бумага, гуашь

СОВРЕМЕННОСТЬ: ВОЗВРАЩЕНИЕ К ТРАДИЦИЯМ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Вазы «Времена года»

 

Ольга Трейвас, Полина Ненашева и Мария Пичугина говорят, что их дизайн построен на внимании к ручному труду и переосмыслении традиционных ремесел. Они предлагают взглянуть на хрусталь как на сентиментальный символ праздника и волшебства (у кого на новогоднем столе не стояли тяжелые хрустальные салатники?), а не как на атавизм времен СССР. Вошедшие в серию «Времена года» вазы были произведены на Гусевском хрустальном заводе. Каждая отличается характерным граненым узором: нежные лепестки у «Весны», сорванные ветром листья у «Осени», колючие снежинки у «Зимы».

 

Агитационная керамика и кеды из винограда: что смотреть на выставке российского дизайна в Новой Третьяковке (фото 6)
Агитационная керамика и кеды из винограда: что смотреть на выставке российского дизайна в Новой Третьяковке (фото 7)

Кеды из «виноградной» кожи

 

Следуя современному курсу на устойчивое развитие, который подразумевает помимо всего прочего сокращение производственных отходов и выбросов углекислого газа, основатель обувного бренда Gottlieb Schwarz Андрей Жакевич сделал легкие и удобные кеды из отходов винодельческой промышленности — виноградной кожицы, стеблей и семян. Органическое сырье дополняет частично переработанная резина от неиспользованных образцов и прототипов. 

Агитационная керамика и кеды из винограда: что смотреть на выставке российского дизайна в Новой Третьяковке (фото 8)

Ковер из серии Hear My Roooar

 

Коллекция войлочных ковров с высокотехнологичной вышивкой керамической нитью принесла Андрею Будько победу на престижном конкурсе SalonSatellite х Rinascente Competition и премию AD Design Award. Работая над проектом, дизайнер черпал вдохновение в глиняных игрушках народов Севера и сказках, демонстрируя, как традиционные материалы и ремесла могут стать актуальными прямо сейчас.

 

Агитационная керамика и кеды из винограда: что смотреть на выставке российского дизайна в Новой Третьяковке (фото 9)
Андрей Будько, 2019. Шерсть, нить с керамическим покрытием. Собственность дизайнера

Стул And it was all, like, Shiny

 

Стул, похожий на кляксу (или на облако — в зависимости от расцветки), дизайнер Максим Щербаков придумал специально для прошлогодней выставки Collectible в Брюсселе. Он захотел объединить два противоположных подхода — интуитивный и утилитарный. Именно поэтому четкая геометрия плоскостей в стуле уживается с легкими, плавными, текучими линиями. Ажурная часть спинки изготавливалась вручную, без каких-либо станков. Геометрические же детали — по заводским технологиям.

Агитационная керамика и кеды из винограда: что смотреть на выставке российского дизайна в Новой Третьяковке (фото 10)
Максим Щербаков, Supaform, 2020. Нержавеющая сталь, порошковая покраска. Собственность дизайнера

Набор шахмат и шашек «10,16»

Тут даже название выбрано неслучайно: 10 и 16 — фрагменты ряда 2, 4, 6, 10, 16 по аналогии с числовой последовательностью итальянского математика Леонардо Пизанского, известного всему миру как Фибоначчи. Еще это толщина листов МДФ, которые дизайнер Тимофей Журавлев выбрал для производства. Он обратился к конструктивизму и модульности, почти отказавшись от декора и сделав акцент на прямых углах и скосах, из которых состоят шахматные фигуры и шашки. Пропорции фигур выведены из соотношения их сторон, а также разметки игральной доски.

Агитационная керамика и кеды из винограда: что смотреть на выставке российского дизайна в Новой Третьяковке (фото 11)
Тимофей Журавлев, 2021. Прототип. МДФ, лак. Собственность дизайнера

Попасть на выставку «История российского дизайна. Избранное. 1917—2022» можно до 25 ноября следующего года.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7