Агитационная керамика и кеды из винограда: что смотреть на выставке российского дизайна в Новой Третьяковке
В Западном крыле Новой Третьяковки стартовала выставка «История российского дизайна. Избранное». Кураторы, глава московского Музея дизайна Александра Санькова и директор по развитию Ольга Дружинина, решили проследить эволюцию отечественной дизайнерской мысли за последние сто лет, проводя параллели между уникальными разработками и массовым производством. Тематически они разделили экспозицию на четыре части: авангард, ар-деко и сталинский ампир, послевоенный дизайн, современный дизайн.
Макеты, эскизы, чертежи, концепты, фото- и видеоматериалы, реконструкции нереализованных проектов — выставка объединит в общей сложности более 500 экспонатов. Отобранные объекты отражают инновационные идеи дизайнеров, которые работали на территории СССР и работают в современной России. Предлагаем познакомиться с самыми интересными.
НАСЛЕДИЕ: ОТ ТАТЛИНА ДО ОЛИМПИАДЫ-80
«Индивидуальный чайник»
Владимир Татлин стремился не просто декорировать потребительские товары, а проектировать их в целом, с нуля. Его дизайнерский подход характеризуется лозунгом «Ни к старому, ни к новому, а к нужному!». Преподавая в Институте керамических и силикатных материалов, он собрал вокруг себя круг из студентов — позднее именно они помогли ему создать знаменитый летательный аппарат под названием «Летатлин» (один из экземпляров которого, кстати, тоже хранится в Третьяковке). На выставке представлена реплика фарфорового чайника, спроектированного Алексеем Сотниковым под руководством Татлина. Напоминающий яйцо сосуд легко помещается в руку, а выпуклые ребристые элементы на корпусе являются альтернативой традиционным ручкам.
Тарелка «Пятилетка в четыре года»
Именно в 1930-е годы на фаянсовом заводе в селе Буды Харьковской области (нынешняя Украина) появилось самое современное на тот момент оборудование — пласторезка Грамма и спаренные станки для формовки тарелок. В том числе агитационных, прославлявших индустриализацию и успехи молодого советского строя. Сейчас такие нередко можно найти на аукционах.
Эскизы спортивного костюма «Прозодежда»
Работая над проектом «Костюм сегодняшнего дня — прозодежда», художница-авангардистка (и жена Александра Родченко) Варвара Степанова опиралась на два принципа: удобство и целесообразность. Конструкция, крой и выбор материала для такой одежды зависели от деятельности носителя — пилота, шофера, футболиста, военного, полярника. Чтобы упростить производство и сделать его более выгодным, Степанова предложила создать некую общую униформу, меняя лишь детали.
Шейные платки к Олимпиаде-80
Рисунок был очень важен для советского текстиля. Художники часто обращались к важным событиям, которые происходили в стране. А мы теперь имеем возможность взглянуть на эскизы платков, посвященных летним Олимпийским играм в Москве 1980 года, разработанные по заказу Комбината прикладного искусства.
СОВРЕМЕННОСТЬ: ВОЗВРАЩЕНИЕ К ТРАДИЦИЯМ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Вазы «Времена года»
Ольга Трейвас, Полина Ненашева и Мария Пичугина говорят, что их дизайн построен на внимании к ручному труду и переосмыслении традиционных ремесел. Они предлагают взглянуть на хрусталь как на сентиментальный символ праздника и волшебства (у кого на новогоднем столе не стояли тяжелые хрустальные салатники?), а не как на атавизм времен СССР. Вошедшие в серию «Времена года» вазы были произведены на Гусевском хрустальном заводе. Каждая отличается характерным граненым узором: нежные лепестки у «Весны», сорванные ветром листья у «Осени», колючие снежинки у «Зимы».
Кеды из «виноградной» кожи
Следуя современному курсу на устойчивое развитие, который подразумевает помимо всего прочего сокращение производственных отходов и выбросов углекислого газа, основатель обувного бренда Gottlieb Schwarz Андрей Жакевич сделал легкие и удобные кеды из отходов винодельческой промышленности — виноградной кожицы, стеблей и семян. Органическое сырье дополняет частично переработанная резина от неиспользованных образцов и прототипов.
Ковер из серии Hear My Roooar
Коллекция войлочных ковров с высокотехнологичной вышивкой керамической нитью принесла Андрею Будько победу на престижном конкурсе SalonSatellite х Rinascente Competition и премию AD Design Award. Работая над проектом, дизайнер черпал вдохновение в глиняных игрушках народов Севера и сказках, демонстрируя, как традиционные материалы и ремесла могут стать актуальными прямо сейчас.
Стул And it was all, like, Shiny
Стул, похожий на кляксу (или на облако — в зависимости от расцветки), дизайнер Максим Щербаков придумал специально для прошлогодней выставки Collectible в Брюсселе. Он захотел объединить два противоположных подхода — интуитивный и утилитарный. Именно поэтому четкая геометрия плоскостей в стуле уживается с легкими, плавными, текучими линиями. Ажурная часть спинки изготавливалась вручную, без каких-либо станков. Геометрические же детали — по заводским технологиям.
Набор шахмат и шашек «10,16»
Тут даже название выбрано неслучайно: 10 и 16 — фрагменты ряда 2, 4, 6, 10, 16 по аналогии с числовой последовательностью итальянского математика Леонардо Пизанского, известного всему миру как Фибоначчи. Еще это толщина листов МДФ, которые дизайнер Тимофей Журавлев выбрал для производства. Он обратился к конструктивизму и модульности, почти отказавшись от декора и сделав акцент на прямых углах и скосах, из которых состоят шахматные фигуры и шашки. Пропорции фигур выведены из соотношения их сторон, а также разметки игральной доски.
Попасть на выставку «История российского дизайна. Избранное. 1917—2022» можно до 25 ноября следующего года.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7