Брейгель, Ван Гог и Бротарс: 13 выставок в музеях мира
Лондон, Вена, Нью-Йорк, Берлин и другие города
«Делакруа и начало современного искусства»
Где: Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Когда: с 17 февраля по 22 мая
Формально считается, будто становление современного искусства, каким мы привыкли воспринимать его сейчас, произошло примерно в середине прошлого века, а точнее — в шестидесятые годы, когда художники стали широко использовать новые формы и методы выражения идей. На деле же этот процесс начался значительно раньше, около 150 лет назад, на заре эры модернизма, зарождение которого связывают с появлением аллегорических полотен Гюстава Курбе и Эдуарда Мане. Лондонская национальная галерея пошла еще дальше: корни современного искусства она нашла в работах Эжена Делакруа. Флагман французской романтической живописи, он срывал овации в консервативном парижском Салоне, но по прихоти судьбы предвосхитил тех, кого Салон впоследствии отвергал и высмеивал: от Моне до Матисса.
«Искусство действия. Работы из собраний Энтони Дэнни и Даниеля Кордье (1947—1965)»
Где: Фонд Антони Тапиеса, Барселона, Испания
Когда: с 28 января по 22 мая
Актуальное искусство редко безоговорочно принимается аудиторией: как сегодня мы превозносим или хулим акционизм Павленского, так и в середине XX века картины Джексона Поллока вызывали бурление масс. Однако в послевоенную эпоху, когда выжженный гитлеровским напалмом мир собирал себя по кусочкам, искусство не разъединяло людей, а, напротив, играло роль своеобразного клейкого вещества. Мрачные коллажи Альберто Бурри, вдохновенные каракули Жана Дюбюффе, уродливые звери Карела Аппела, странные танцы Казуо Шираги — все это помогало людям переосмыслить опыт предыдущих лет, освободиться от него и попробовать начать новую жизнь. И хотя Фонд Антони Тапиеса посвятил выставку скорее процессу превращения неформального искусства в объект коллекционирования, ценность ее определяется в первую очередь гуманистическим зарядом.
«Виже-Лебрен: женщина-художник в революционной Франции»
Где: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Когда: с 15 февраля по 15 мая
Если сегодня попросить далекого от искусства человека перечислить известных ему художниц, список, скорее всего, ограничится Фридой Кало, Зинаидой Серебряковой и, в лучшем случае, Натальей Гончаровой. Имена Берты Моризо, Марии Башкирцевой, Ангелики Кауфман, Мари Элизабет Луизы Виже-Лебрен знакомы лишь единицам, а между тем последняя входила в число самых востребованных французских портретистов второй половины XVIII века, водила дружбу с Марией-Антуанеттой и состояла в Королевской академии живописи и скульптуры. Открывшаяся в нью-йоркском Метрополитен-музее выставка — первая в новейшей истории ретроспектива Виже-Лебрен. Она включает в себя более восьмидесяти работ художницы и демонстрирует ее удивительную способность соблюдать баланс между реалистической точностью изображения и романтической одухотворенностью, проступающей на лицах позировавших Виже-Лебрен людей — будь то польский король Станислав Понятовский или великая княгиня Елизавета Алексеевна.
«Provoke. Между протестом и перформансом — японская фотография 1960—1975»
Где: Альбертина, Вена, Австрия
Когда: с 29 января по 8 мая
Журнал Provoke, основанный фотографами Ютакой Такахаши и Такумой Накахирой в 1968-м году, просуществовал в течение 10 месяцев, и каждый из трех его выпусков разошелся тиражом лишь в тысячу экземпляров. Вместе с тем издание оказало огромное влияние на японскую фотографию двух последующих десятилетий и стало рупором первого послевоенного поколения. В пику насаждаемому американцами мифу о Стране восходящего солнца, нашедшей свою новую идентичность в бурном экономическом росте, редакция Provoke с помощью драматичных, экспрессивных, смазанных черно-белых снимков показала истинное лицо японского общества, которое так и не оправилось от последствий бомбардировок Хиросимы и Нагасаки и, потрясенное чудовищным актом насилия, напоминало огромную зияющую рану.
«Хоакин Соролья: укротитель света из Испании»
Где: Кунстхалле, Мюнхен, Германия
Когда: с 4 марта по 3 июля
Импрессионистскую живопись принято связывать, главным образом, с плеядой прославленных французских художников. Однако в других странах у этого направления также было немало даровитых приверженцев. Один из них — выходец из Валенсии Хоакин Соролья. Стилистически и тематически он чрезвычайно близок к Клоду Моне: те же скалистые берега, рябь травы под дуновением ветра, дамы с зонтиками и подернутые дымкой морские пейзажи; картины Сорольи принципиально отличает разве что южный колорит. Впрочем, значение фигуры испанца отнюдь не сводится к тому, что кисть его пела в унисон с кистью великого француза. Избрав в качестве ведущего мотива своей живописи мотив семьи и научившись мастерски передавать все возможные оттенки естественного освещения, Соролья стал связующим звеном между наследием Веласкеса и традициями импрессионизма.
«Эрнесто Нето: ретроспектива»
Где: Музей современного искусства Киасма, Хельсинки, Финляндия
Когда: с 4 марта по 4 сентября
Наряду с Режиной Силвейрой и Беатриз Мильязеш, Эрнесто Нето относят к самым влиятельным современным художникам бразильского происхождения. Его работы, зачастую созданные из тканей, нитей и дерева, отличаются мягкостью форм и призывают зрителей задействовать не только зрение, но и, например, обоняние: в свои инсталляции Нето обычно помещает ароматические мешочки. Собственно, главным источником вдохновения для него служит природа во всем ее многообразии. В финскую Киасму Нето привозит в том числе новый масштабный «вязаный» объект, созданный под впечатлением от изгибов тела удава и отсылающий к традициям латиноамериканской народности кашинава, известной своим умением жить в счастливой гармонии с естественной средой.
«Спальни Ван Гога»
Где: Чикагский институт искусств, Чикаго, США
Когда: с 16 февраля по 10 мая
«Спальня в Арле», пожалуй, одна из самых узнаваемых картин Ван Гога. Точнее, полотен, изображающих спальню художника в желтом доме на юге Франции, всего три, написаны они были в 1888—1889 годах и отличаются друг от друга насыщенностью цветов и степенью проработанности деталей. Чикагский институт искусств собрал вангоговский триптих воедино, дополнив его тридцатью полотнами, позволяющими проследить развитие в живописи голландца темы дома как надежного укрытия и одновременно тюрьмы. Более того, организаторы выставки воссоздали интерьер комнаты Винсента в натуральную величину, и теперь помещение можно снять с помощью сервиса Airbnb за символические $ 10 за ночь.
«Марсель Бротарс: ретроспектива»
Где: Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк, США
Когда: с 14 февраля по 15 мая
Великий бельгийский концептуалист, наследник идей Магритта и Дюшана, Марсель Бротарс пришел в искусство в возрасте сорока лет, оставив за плечами не слишком удачную поэтическую карьеру. Раз и навсегда уяснив, что не стоит относиться к плодам своего творчества слишком серьезно, он создавал объекты ироничные, но трудоемкие, высмеивающие культ личности современного художника, но обладающие дивным изяществом и пластичностью. Нью-йоркская ретроспектива объединила программные работы Бротарса — в том числе его знаменитые инсталляции, собранные из яичных скорлупок, ракушек и панцирей улиток и призванные символизировать простоту и загадочность процессов рождения и умирания.
«Реалисты Мадрида»
Где: El Museo de arte Thyssen-Bornemisza, Мадрид, Испания
Когда: с 9 февраля по 22 мая
На выставке в музее Тиссена-Борнемисы представлены работы более полудюжины художников, но организаторы — честь им и хвала — отказались идти по пути наименьшего сопротивления и выделить под каждого автора отдельный зал. Напротив, они объединили картины, скульптуры и барельефы, используя в качестве определяющего фактора предмет изображения: вид из окна, сценка из бытовой жизни, человеческое тело. У зрителя создается впечатление, будто он видит один и тот же объект глазами то гиперреалиста Антонио Лопеса, то создательницы нежных, пронизанных светом городских пейзажей Марии Морено, то известной минималистичными натюрмортами Изабель Кинтанильи, а сам мадридский реализм предстает как единое течение, выработавшее особую систему жанров и техник.
«Изображая современный сад: от Моне до Матисса»
Где: Королевская академия художеств, Лондон, Великобритания
Когда: с 30 января по 20 апреля
Лондонская Королевская академия искусств решила проследить, как менялся образ сада на картинах художников 1860—1920-х годов, а заодно рассказать о моде на проектирование садов, актуальной в артистической среде рубежа веков. Остовом экспозиции вполне закономерно стали полотна Клода Моне, превратившего сад в поместье Живерни в неисчерпаемый источник сюжетов и совершенно самостоятельную, замкнутую экосистему, в которой созидательная деятельность человека не нарушала природной гармонии, а, напротив, поддерживала ее. Наряду с Моне, в Британию привезли Ренуара, Сезанна, Писсарро, а также Ван Гога, Климта, Клее и других. Часть пространства отведена под трогательные фотографии художников в их любимых садах — один только Кандинский с лопатой чего стоит.
«Брейгель в черно-белом: воссоединение трех гризайлей»
Где: The Courtauld Gallery, Лондон, Великобритания
Когда: с 4 февраля по 8 мая
Галерея Института искусства Курто впервые собрала под одной крышей работы Питера Брейгеля Старшего, выполненные в технике гризайль: «Христос и женщина, уличенная в прелюбодеянии», «Успение Богородицы» и «Три солдата». Гризайль — это вид живописи, который предполагает использование лишь одного цвета (обычно — серого, реже — коричневого, зеленого или розового), но в разных оттенках и градациях, и позволяет добиться глубины изображения, имитировать эффект рельефа. Камерная выставка в Лондоне позволяет увидеть совсем другого Брейгеля: не создателя монументальных, драматичных, изобилующих деталями полотен, а художника тонкого, лиричного, способного несколькими штрихами запечатлеть на холсте такие сложные эмоции, как сострадание, осуждение и предсмертное блаженство.
«Vogue 100: век стиля»
Где: Национальная портретная галерея, Лондон, Великобритания
Когда: с 11 февраля по 22 мая
Британский Vogue с размахом отмечает столетний юбилей, собрав в Национальной портретной галерее почти 300 снимков из архивов журнала. Выставка дает возможность не только увидеть работы культовых фотографов — от Ли Миллер и Сесила Битона до Херба Ритца и Марио Тестино, — но и проследить за тем, какие изменения на протяжении века претерпевала редакционная политика издания, отнюдь не склонного зацикливаться лишь на идеальных лицах топ-моделей и новых коллекциях известных дизайнеров. Героями Vogue в разные годы становились Анри Матисс, Люсьен Фрейд, принцесса Диана, Маргарет Тэтчер, а на страницах журнала нашли отражение ключевые исторические события и периоды: ревущие двадцатые, Вторая мировая война, свингующие шестидесятые, эпоха гранжа и первая пятнадцатилетка XXI века, ознаменовавшаяся взаимопроникновением кино, музыки и моды.
«Ли Миллер: фотографии»
Где: Martin-Gropius-Bau, Берлин, Германия
Когда: с 19 марта по 12 июня
Сегодня Ли Миллер вспоминают как лицо с обложки Vogue, участницу сюрреалистического движения, протеже Ман Рэя, модель, позировавшую Пикассо. При этом ее истинные заслуги перед искусством фотографии лежат скорее в плоскости военной корреспонденции, нежели модной журналистики. В 1942 году Миллер отправилась на европейский фронт и на протяжении нескольких лет вместе с американским фотографом Дэвидом Шерманом снимала первые опыты использования напалма, освобождение Парижа и концлагерей Бухенвальда и Дахау, умирающих от голода и болезней детей, а также казнь сотрудничавшего с нацистами венгерского дипломата Ласло Бардоши. Ей даже довелось искупаться в ванной Гитлера в захваченных союзниками апартаментах фюрера в Мюнхене. Мастер документальной фотографии, а уж потом икона стиля — именно так характеризует Ли Миллер выставка в берлинском Доме Мартина Гропиуса.