год создания,
техника
название работы
«Потрясающе»
2020
Артем
Го
Стекло, живопись
О РАБОТЕ
Исследования Артема Голощапова базируются в области диджитальных манипуляций с изображением, образно отражающих реальность постцифровой эпохи. Язык Голощапова — порождение клиповой культуры нового поколения с его фрагментарным восприятием действительности, где YouTube и TikTok пришли на смену нарративному телевидению, а мемы стали истиной в последней инстанции. Работы Артема создают впечатление «гипперреального», в котором мир и его персонажи не выглядят ни искусственными, ни подлинными. В его проектах можно выделить три основных направления: пересборка распадающейся реальности, образная система кумиров современности и цифровая живопись, продолжающая «препарирование» традиционных медиумов. Все эти темы объединяет история поиска своего места в современном мире, где нас постоянно призывают принять ту или иную точку зрения, а не собственное решение, и выбор оказывается слишком велик.
Во время карантина все, кто мог, уехали за город и по возможности продолжают жить вдали от цивилизации. Для Голощапова это является главным новым ритуалом, процессом одичания, одиночества, мизантропии, восприятия другого как заразного мерзкого животного. Художник хотел бы продлить тотальный карантин еще на несколько лет, чтобы исправить ошибки, ведь время в изоляции (после того как закупились продуктами) мы в основном потратили на бессмысленные этические дилеммы: режиссер или режиссерка, старый или молодой, черный или белый, кто важнее? Политический театр парализовал нас и приковал к гаджетам с новостями — при том, что это время было дано нам на что-то противоположное. Нужно было остановиться, перестать потреблять и попробовать подняться над бытом и политикой. Когда выход на улицу до сих пор нежелателен, окном в мир является прямоугольный кусок стекла и пластика. Но рано или поздно вектор внимания придется сменить и навести порядок в собственной жизни, помыть окна, чтобы пейзаж не казался уже таким мрачным.
Новый проект Голощапова балансирует между скульптурой и экспериментом в постцифровой живописи и покрыт кракелюрами нового типа — трещинами на экране наших смартфонов, которые появились будто в результате социальных и экономических потрясений последнего времени. Поломка экрана, разбитое стекло на самом важном в жизни человека гаджете и средстве связи для Голощапова выступает метафорой остранения, возможности для смены позиции. Жизнь подкидывает множество подобных «сдвигов», каждый из которых содержит потенциал для переосмысления, но мы их обычно не замечаем, поскольку заняты прагматикой, заботой о насущном.
ХудожниК—
о работе:
«Моя работа для выставки „20:20. Время остановилось“ называется „Потрясающе“. Это рисунок, который я создал в одном из приложений для рисования и хитрым образом напечатал на стекле, напоминающем увеличенный смартфон. Мне хотелось сделать нечто среднее между живописью и скульптурой, что можно повесить на стену или поставить на полку как статуэтку. Придумать новый медиум — одна из самых амбициозных задач для любого художника. Почему живопись на куске стекла с закругленными углами? Потому что именно такой кусок стекла — твое окно в мир, когда ты не можешь выйти и посмотреть на все своими глазами.
На рисунке фигура человека удаляется в туман, на переднем плане изображен старый величественный лес. Многие этой весной отправились за город, как столетия назад это сделали герои „Декамерона“ Джованни Боккаччо — и точно так же во время первой волны поступил я. Зачем? Чтобы оградить себя от неприятных переживаний? Чтобы лучше осознать происходящее и заняться делами, которые откладывал? Или банально: чтобы просто не заразиться?
Так или иначе, „Потрясающе“ — о судорожном распространении информации в соцсетях, истеричных журналистах, постоянной проверке новостей в телефоне, всеобщем помутнении рассудка и одном-единственном желании от этого всего отдохнуть, сбежав туда, где ничего этого нет».
музыка
К работЕ
о ХУДОЖНИкЕ:
• Родился в Санкт-Петербурге в 1987 году, живет и работает в Москве. В прошлом — эдиториал-фотограф.
• Выпускник Санкт-Петербургского государственного университета и мастерской видеоарта Школы фотографии и мультимедиа имени Родченко.
• Участник летней школы по современному искусству Forumak, обладатель гранта на обучение от фонда «Объективная реальность», номинант премии «Инновация» (2019) и премии Курехина (2020).