год создания,
техника
название работы
«20:20»
игорь
Самолет
2020
Скульптура
«контент-форма», смешанная форма
О РАБОТЕ
В своих проектах Игорь Самолет трактует образ современного человека через его эмоциональную неустойчивость. Художник показывает человеческую уязвимость внутри гигантского цифрового пространства, неспособность адаптироваться под агрессивный мир пронизывающих все новых технологий коммуникации. Экранная культура диктует новые правила игры и алгоритмы межличностного взаимодействия: на смену живому общению пришли социальные сети и разнообразные чаты, интонации заменили эмодзи, а лица — маски в снэпчате и инстаграме.
Главным структурным элементом создаваемого художником нового языка, который требует новая реальность, становятся тканевые скульптуры — «контент формы», представляющий собой скриншоты экрана телефона самого Самолета с плейлистами, новостями, переписками в мессенджерах, автопортретами с использованием инстаграм- и снэпчат-масок, постами в фейсбуке — всем, что понравилось, зацепило, показалось важным. Отобранный им контент — реакция на социальные, гражданские, исторические или личные обстоятельства. Публикуя свою личную реакцию, художник обнаруживает себя участником глобальных исторических процессов и показывает, как скриншот может стать своего рода «решающим моментом» — новой формой, новым жанром в фотографии. Инсталляции из ткани и других легких материалов, на которые в виде скриншотов «нанизан» повседневный контент смартфона, символизирует эфемерность цифрового пространства, не имеющего физических параметров, из которого каждый из нас тем не менее «шьет себе виртуальную одежду».
В период самоизоляции, весной 2020 года, Самолет использовал свой аккаунт в инстаграме для стримингов, встреч с друзьями, коллегами и экспертами в сторис, которые легли в основу видеоинсталляции «Сериал „Самоизоляция и я“» (2020). На экране, имитирующем смартфон, под знаменитую музыку из заставки сериала «Санта-Барбара» друг друга сменяли самоизоляционные сторис, наполненные рутинными антисобытиями, — «Серия 2036, где герой с утра листает ленту новостей», «Серия 2037, где герой приблизил пузырьки в серой краске, и теперь это лунные кратеры», «Серия 2040, где в пять утра ты слушаешь домашнее насилие в квартире сверху и хз че делать» и так далее. В работе очень ярко проявился художественный метод Самолета — это процесс производства и потребления цифрового контента, ставший частью нашей цифровой повседневности.
Еще до пандемии 2020 года Самолет сформулировал свою самоидентификацию как художника поколения «20:20» (двадцать-двадцать). Термин, отсылающий нас к традиции замечать и скринить сдвоенные цифры на часах телефона, загадывая желание, придумал он сам. Генерация художников, сформировавшихся в эпоху нейросетей, агрегаторов новостей и алгоритмов соцсетей, переосмысливает фундаментальные проблемы человеческого бытия: свободы, счастья, веры, самоопределения в условиях цифровой реальности, а также моделирует возможные варианты ее развития, делая акцент на самых проблемных аспектах. Например, появлении безобидных с виду развлекательных приложений, незаметно собирающих персональные данные пользователей наподобие «Старшего брата» из романа-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984». Создавая новую «контент-форму» на излете 2020 года, посвященную не только конкретному ритуалу загадывания желаний на двойные числа, но и динамике прошедшего года, обострившего все противоречия социальных отношений, Самолет будто пытается остановить само время, неминуемо движущееся к очередной волне пандемии и новым социальным и экономическим потрясениям.
ХудожниК— о работе:
«Работа сплетена из моего контента, как моя футболка из ниток».
музыка
К работЕ
о ХУДОЖНИКЕ:
• В 2013 году окончил Школу Родченко.
• Художник дважды проводил персональные выставки в Мультимедиа Арт Музее в Москве (куратор — Анна Зайцева), впоследствии с успехом показанные в Париже и Вене.
• В 2019 году Игорь Самолет стал лауреатом престижной премии для молодых художников Credit Suisse и Cosmoscow.
• Участник грантовой программы Музея современного искусства «Гараж»(2018–2019, 2019–2020).