год создания,
техника
название работы
«В соленом песке у солнца мускусный запах»
2020
кирилл
Макаров
Неигра (Unreal Engine), инсталляция, смешанная техника, живопись — холст, масло
(совместно с Ксенией Кононенко)
Поэтический цикл
Ксении Кононенко
для проекта «В соленом песке у солнца мускусный запах»
1
если дать им совпасть, этим индексам,
то ракушкой доисторической, или пером жар птицы
от розового до багрянца дойдет величие мнимое плоти
разница между рыбой, облегчающей роды и рампой
с такого полета почти незаметна.
под ними и подо мной, одна, видимо сцена,
колченожится сиречь лава.
я не лукавлю, разве что - сомневаюсь,
не знаю, как истина жеста связана с правдой,
связана ли она с вымыслом у скамьи, где больше никто никого не спрашивает
как встать как сесть как дергается мышца нулевого пальца
и как синяя ходит вена в совершенно другом районе города.
само собой:
кожа - сцена, тело - под платьем,
и какое то оно все такое мятое
прохладное острое мятное
крапивное что ли все таки
2
может стоило стать скорлупой от яйца или вербой,
это сафари на меня смотрит зеленым шершавым глазом
фламинго, а не цветок, ветку, которую никто не хочет знать
она тоже немножечко про прыжок - только не зайца, а большого кошачего
и бугорок такой гладкий, скользкий, а не замерзший за зиму..
3
в плоть по разрезу синим, как в старь
как встал так выйди
встань и забудь упасть
пяльце — беззубая пасть события.
пялься, получается, чтобы смочь из забытья.
прыгай, говорят, если никто не говорит прыгнуть
в лаву, да в речку, да на борт, да в полымя
по илу пяткой
подскользнись и брассом до озера-праздника
до плавунка попрыгунчика без экранчика
сопротивления, без коробки с дополнительной жизнью,
без наручников и сочинений
вверх по теченью
4
за иголкой, за сосной, в каждом слове - новый корень.
не ходи туда, постой, рот нескромен и не скроен
5
не хватает опоры глазу
и тогда я любуюсь тобой.
дым из тонкой воды. из домашней трубы
ветра вой — ускользает, родной,
проходит сквозь белые кирпичи.
между метками и приставками клей не нужен
в этой коже разве что обнаружишь,
все что есть — есть снаружи, смотри —
расцветает ткань на словах в теплой коробке с игрушками
листки со сказками, вымыслы
теплые птицы, буквы кириллицы
«..как услышишь — то и случается.
чего жаждешь — то расплывается
львиным зевом, своим близнецом»
когда поле кончается рвом
полынья зацветает маком
как открытым девичьим ртом
6
два желто-зеленых кенора
живые певчие птицы
лето задергалось веночкой
и шелковой бьет ресницей
по подушке из веток
7
Преимущественно солнечно.
В новый день солнце заходит с руки, и всегда остаётся на месте.
На горчичном пятне от ириса, с боку бёдра — это важное расположение, — как письмо от природы невесте.
То, что это пятно от лилии — несущественно.
То, что оно негармонично — сомнительно. Жёлтый, оранжевый, коричневый, белый, лимонный. Нет никакого секрета.
Нет проишествия.
У любви вообще никаких дополнительных смыслов — это пустое место, ничем его не заполнить.
8
Я иду играя — сыплюсь.
Встанешь с краю — бей рукой.
За моей веселой гривой ходит белою волной перламутровым приливом голос голос голос твой.
Тексты — в авторской редакции.
О РАБОТЕ
Работая с живописью и компьютерной графикой, Кирилл Макаров исследует возможности игровых движков, отношения человека с образами и машинами, которые их производят. В основе творчества художника лежат разные и, на первый взгляд, несовместимые технические и художественные средства и подходы. Результатом поисков Макарова чаще всего становится живопись, но ей всегда предшествуют практики, выходящие далеко за пределы классического подхода. Художник стремится адаптировать живопись к реалиям нынешней эпохи, к постоянным трансформациям социальной и политической ткани.
Новый проект Макарова находится на стыке медиатехнологий, искусства и поэзии. Это виртуальное игровое пространство и холст, созданный по мотивам компьютерной игры. Размещая в пространстве игры предметы повседневного опыта и работая над различными типами языковых продуктов, художник задействует в виртуальном пространстве механику постоянного обновления. Для него это метафора мира, проходящего через пандемию коронавируса и перерождающегося. Макаров вписывает в игру нейросеть для постоянной генерации новых объектов и карт, расширяя тем самым пользовательский опыт во взаимодействии. Мир игры непостоянен и вариативен, это максимально свободная постутопическая вселенная. В ней сталкиваются поэзия и объекты искусства, побуждая «игрока» взаимодействовать с феноменами избыточной красоты и структурной бессмыслицы.
Макарову близка концепция интенсификации настоящего Пьера Юига: в мире визуальной поэзии скука, безразличие, ошибки и ограничения на передвижение, перенесенные из реального мира, служат чем-то вроде пунктирных линий, пограничных состояний, обозначая возможности взаимодействия с онлайн-реальностью. Художник ставит перед собой цель создать новый инструментарий, место для переживания субъективности в мире, где все мы чувствуем недостаток базовых вещей для человеческого: времени, красоты, смысла. Макаров и Кононенко экспериментируют с избыточными и «странными» опытами, непонятными прочтениями, несовершенными конструкциями, поэзией, вписывая в игру чаты, онлайн-документы, тексты. Будучи размещенными в постутопическом пространстве, они обретают статус не обыденных вещей, но знаков, которые можно рассмотреть с каждой стороны, придумать новый способ взаимодействия с реальностью через «знаки-модели».
Постутопический мир — мир, в котором перестают работать знакомые ссылки и контексты, это мир, в котором мы внезапно оказались, и сейчас нам нужны новые трансгуманистические методы, чтобы оставаться субъектами мысли. В форме прохождения «игры» в живом времени игроки получают возможность взаимодействовать с другими людьми, обращаясь к объектам и ключевым образам художественной вселенной Макарова, похожей по форме на вывернутую наизнанку мастерскую художника или его рабочий стол.
ХудожниК—о работе:
«Я думаю, что описать последние работы можно, используя метафоры проекции, интроекции и синтеза на плоскость изображения, подчиненного функции, удерживающей в цифровом виде следы отброшенных впечатлений, незначительных жестов и прошлых событий. Я хотел бы передать ощущение распыленного внимания в пространстве машинной заботы о времени и исследовать реконструкцию опыта в объектах цифрового морфогенеза».
музыка
К работЕ
о ХУДОЖНИКЕ:
• Окончил Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. А. Л. Штиглица. В 2011 году прошла его первая персональная выставка «Секретный уровень».
• В Москве первой была представлена выставка живописи Кирилла на площадке молодого искусства «Старт» Центра современного искусства «Винзавод» (2013). Проект Elbow Room, показанный в параллельной программе европейской биеннале «Манифеста» в Санкт-Петербурге в 2014 году, обозначил увлечение художника новейшими медиа: в своем искусстве он пытается синтезировать цифровое изображение с живописью.
• Логичным продолжением становится участие в Триеннале российского современного искусства в 2017 году, где художник показал живопись с дополненной реальностью из цикла «Дождь пойдет, тело мое, руки и ноги буду рубить».
• Затем последовал персональный проект «Марширующие лучи, убедительно освещенные объемы, материал установлен, как неосвещенный, подповерхностное рассеяние, NPC под IBL» в московской галерее «Треугольник» в 2017 году.
• В 2019-м там же прошла совместная с Ксенией Кононенко выставка «13.690353, 18.834137, 1638391.625000». Макаров принимал участие в выставках «Нет времени» (2015), «Оргия вещей» (2017), «После нас» (2019).
• Был стипендиатом грантовой программы Музея «Гараж» для художников, работающих в сфере актуального искусства (2012–2013), художником-резидентом Аббатства Ла Пре (Франция), арт-резиденции «Выкса» (Выкса, 2019) и мастерских и арт-резиденций Музея «Гараж» (Москва, 2019).
• Работы находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина (Москва), банка Credit Suisse (Швейцария) и др.