Что такое "Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства"
В усадьбе Голицыных
Что это за выставка
Это выставка чувств, ощущений и впечатлений: художники вышли за картинные рамки и делятся опытом восприятия окружающего мира, исследуя изменение человека, его поведения и восприятия мира в эпоху новых технологий. Девятнадцать проектов крупных медиахудожников расположились на нескольких этажах усадьбы. Посетители заглядывают в каждую комнату и собирают свои эмоции в копилку впечатлений: они смотрят, трогают, наблюдают, слушают и становятся участниками инсталляций, полностью полагаясь на свои чувства.
Интерактивная инсталляция «Водный сад» Лорана Миньонно и Кристы Зоммерер
Эта работа о связи человека и природы вдохновлена миром «Водяных лилий» Клода Моне: прикосновения к живым растениям, посаженным в горшках прямо в зале, активируют виртуальные цветы на экране. Растения здесь — часть интерфейса, они чувствуют, если их трогают, и оповещают систему о том, что кто-то находится рядом.
Медиапроект «Кровь в цвету» Мерель Мираж
10-минутный видеоролик позволяет совершить видеопутешествие по человеческому телу при помощи человеческого глаза, микроскопа и электронного датчика. Этот проект рассказывает о том, как меняется наше отношение к себе и другим в зависимости от масштаба и выбранной точки обзора.
Интерактивная инсталляция «Распадающиеся перспективы 2.0» Марникса де Нийса
Исследование того, как интернет и технологии влияют на нашу картину мира: из тысячи фотографий популярных достопримечательностей по всей планете, которые пользователи ежедневно выкладывают в сеть, был создан виртуальный город в 3D-формате. При этом то, что попадает на фотографии чаще всего, проявляется четко, а остальное — размыто. Инсталляция показывает, как все постепенно становится универсальным, — даже уникальные фотографии фактически идентичны друг другу.
Об идеях и вдохновении
Мерель Мираж: «Я черпаю идеи во всем, что происходит со мной в жизни. Мои работы растут из тех решений, что я принимала вчера, и тех, что я приму завтра. А мое творчество — это как раз то, что происходит со мной сегодня. Я испытываю страсть к вещам, красоте, науке и искусству. Я очень люблю природу, и она вдохновляет меня. Еще меня вдохновляют совпадения и моменты свободы, когда видишь все не таким, какое оно есть».
Лоран Миньонно: «Чаще всего одна идея приходит за другой, а я просто следую своей страсти или своему страху потерять что-то. Мне нравятся крайности и озарения, когда ты внезапно понимаешь, что что-то имеет значение. Еще меня вдохновляет многослойность работ и чувство, что ты можешь удивить публику. Например, в моей работе "Мошки" зритель видит очень много мошек на экране, а когда он встает напротив, то эти мошки его облепляют, рисуя на экране его силуэт. И эти мошки для каждого значат что-то свое».
Марникс де Нийс: «Как скульптор я всегда увлекался наполнением и исследованием пустого пространства. Я никогда не делал такие скульптуры, как Микеланджело, а пытался наполнять физическими объектами пустоту. Когда появились технологии, то я перенес свои исследования в виртуальную реальность — шаг за шагом становился медиахудожником. Мои главные источники вдохновения — технологии и все то, что можно сделать своими руками».
Медиаискусство
Мерель Мираж: «В медиаискусстве меня больше всего привлекает интерактивность и возможность исследовать какую-то тему первой. В 1992 году я одной из первых сделала веб-сайт, в 1995 — представила работу, посвященную любви в интернете: две бабочки влюблялись друг в друга в интернете и писали бесконечное количество сообщений. Но со временем тело хотело видеть другого человека и бабочка начинала биться в стекло, желая разбить его. Эта провокационная работа тогда вызвала шквал критики: "Если это будущее, то оно нам не нужно!". А мне нравилось быть первой и исследовать новое — сначала появился карандаш, и все учились пользоваться им, потом — смартфон, это нормально».
Лоран Миньонно: «Когда я начал заниматься медиаискусством, оно еще никак не называлось. Люди начинали активно использовать компьютеры, а у художников появилась возможность работать с новыми инструментами. Мне хотелось исследовать новые технологии, заниматься программированием и создавать новые визуальные образы. Технологии стали позволять артикулировать другие смыслы, и это меня привлекает. Еще мне нравится, что из-за того, что технологии постоянно совершенствуются, приходится меняться, приспосабливаться и адаптироваться».
Марникс де Нийс: «Медиаискусство позволяет дать множество ответов на главные вопросы жизни: почему это все происходит? что все это значит? Мне кажется, что можно либо никогда не задавать себе эти вопросы и просидеть всю жизнь на диване, можно стать религиозным, а можно стать художником. Технологии сейчас могут быть интегрированы во все, и тем интереснее ими заниматься».
Скептичное отношение к современному искусству
Мерель Мираж: «Мне кажется, что быть скептичным — это глупо. Надо быть открытым новому и всегда спрашивать себя: "Нравится ли мне эта работа? Нет? Почему?". Надо формировать свое личное мнение, а не быть скептиком и строить стены. Если тебе не нравится 90% медиаискусства, то в этом нет ничего страшного. Это нормально».
Лоран Миньонно: «Гораздо интереснее быть любопытным и пытаться понять, а не оставаться скептически настроенным. У кого-то может быть аллергия на технологии, но мне кажется, что художники не должны обращать на это внимания. Развивается общество, развиваются технологии, развивается искусство. Нельзя осуждать инструмент и метод, можно осуждать само искусство и его содержание».
Марникс де Нийс: «Аудитория иногда настроена скептически, но ей надо учиться по-другому смотреть на искусство. Если ты никогда не слышал про концептуальную живопись, то ты не сможешь ее понять, если ты видел только классические скульптуры, то тебя будут раздражать современные работы. То же самое происходит и с медиаискусством: к встрече с ним надо готовиться, у него тоже есть своя история и свои истоки».
Советы молодым художникам
Мерель Мираж: «Нужно работать много и увлеченно и всегда задавать себе вопрос: "А что дальше?"».
Лоран Миньонно: «Надо всегда помнить, что медиаискусство — это диалог, это интеракция. Это искусство момента, и я советую всем молодым художникам подбираться как можно ближе к моменту "сейчас" и чувствовать его каждую секунду».
Марникс де Нийс: «Советую молодым художникам самим разрабатывать инструменты, с которыми они работают, и не полагаться на готовые компьютерные программы. Всегда можно найти приложение, которое сделает то, что ты хочешь, но если задуматься, то ты все равно будешь следовать за логикой программы, а не выстраивать свою собственную. А если ты хочешь создавать что-то действительно уникальное, то разрабатывай свой софт».