Гойя, Пикассо и Ай Вэйвэй: 14 выставок в музеях мира
Нью-Йорк, Рим, Лондон, Берлин и другие города
«По следам мастера. Ученики Хокусая»
Где: Музей изящных искусств, Бостон, США
Когда: с 29 августа по 3 апреля
Художник и гравер эпохи Эдо Кацусика Хокусай — личность знаковая не только для японского, но и для мирового искусства. Его «Тридцать шесть видов Фудзи» говорят о культуре и быте Японии больше, чем любые историографические исследования, а «Большая волна в Канагаве» является, пожалуй, самой известной японской гравюрой. Работами Хокусая вдохновлялись Моне, Ренуар, Ван Гог и десятки земляков мастера суримоно, особого жанра цветной ксилографии. Суримоно, напечатанные на бумаге высокого сорта, представляли собой подобие открыток, на которых рисунок сочетался с поэтическим посланием. В Бостонском музее представлена коллекция работ учеников Хокусая: Рюрюкё Синсая, Тотои Хоккэя, Ясимы Гакутэя, — которые также достигли больших высот на поприще, прославившем их великого учителя.
«Альберто Бурри: Травма живописи»
Где: Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк, США
Когда: с 9 сентября по 6 января
Врач по образованию, ветеран Второй мировой войны итальянец Альберто Бурри впервые обратился к искусству, находясь в американском плену. Вернувшись на родину в 1945-м, он решил посвятить себя живописи, однако военное прошлое, кажется, не отпускало его до конца жизни. Работы Бурри выполнены преимущественно в красно-коричневых тонах, а вместо привычных для художника инструментов при их создании использовались куски мешковины, ржавое железо, обугленные доски, погнутые гвозди — все то, из чего складывается быт солдата. Каждая из картин этого художника — правильнее, впрочем, будет назвать их абстракционистскими коллажами — как зияющая рана, напоминающая в первую очередь о мясных тушах Хаима Сутина и потрясающая своим торжественно-мрачным посылом.
«Гойя: Портреты»
Где: Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Когда: с 7 октября по 10 января
Одна из ведущих фигур романтической живописи, в чьих бытоописательных полотнах яркими красками переливается испанская история, придворный художник Карла IV Франсиско Гойя справедливо считается едва ли не самым влиятельным деятелем европейского искусства рубежа XVIII—XIX веков. Несмотря на то, что масштабные полотна Гойи вроде «Восстания 2 мая 1808 года в Мадриде» полны динамики и драматизма, его знают в первую очередь как мастера портрета. Но, как ни удивительно, Национальная галерея Лондона подготовила первую на сегодняшний день выставку, полностью посвященную Гойе-портретисту. Графы и герцогини, маркизы и инфанты, доны и сеньоры — все они гордо шествуют по полотнам художника, и на лики их падает прозрачный свет, словно ниспосланный Богом, который неслучайно одному человеку дарит титул, другому — плуг, а третьему — кисть и краски.
«Ян Вермеер. "Дама в голубом, читающая письмо"»
Где: Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
Когда: с 19 сентября по 1 декабря
Несмотря на то, что идея отстоять очередь в музей только ради того, чтобы увидеть единственную картину, многим покажется странной, выставка одного шедевра — явление не такое уж и редкое. Эрмитаж, например, привозил из Парижа «Бал в Мулен де ла Галетт» Ренуара, а ГМИИ имени А. С. Пушкина — «Евангелиста Марка» Франса Халса из Лондона. «Дама в голубом» Вермеера приехала в вашингтонскую Национальную галерею искусств из голландского Рейксмузеума. Она не только венчает собой тему писем в живописи нидерландского гения, но и является одним из лучших полотен Вермеера в его излюбленном жанре интимной зарисовки из бытовой жизни. Художник, обычно стремившийся подловить героя своей картины в тот момент, когда тот в одиночестве предается сокровенным размышлениям, пишет образ молодой беременной женщины и с помощью незначительных, казалось бы, деталей сообщает всю историю ее жизни: аккуратное платье и жемчужная нить свидетельствуют о принадлежности к зажиточному роду, карта Фрисландии на стене — о патриотизме, высокий, чистый лоб — о волевом характере.
«Перуджино и Рафаэль. "Обручение Девы Марии". Диалог между учеником и мастером»
Где: Пинакотека Брера, Милан, Италия
Когда: с 6 октября по 10 января
Наряду с Микеланджело и Леонардо да Винчи Рафаэль считается не просто одной из ключевых фигур итальянского искусства эпохи Возрождения — итальянская живопись в целом ассоциируется прежде всего с их именами. Вместе с тем великих художников в Италии было предостаточно и до, и после рождения знаменитой троицы. Среди них был и представитель так называемой умбрийской школы Пьетро Перуджино, чьи трогательные, лиричные полотна излучают покой и безмятежность. Именно в его мастерской Рафаэль постигал азы живописи и, впоследствии превзойдя своего учителя, навеки остался перед ним в долгу за бесценные уроки. Впрочем, посетители миланской галереи Пинакотеки Брера, где сейчас экспонируются картины Рафаэля и Перуджино, написанные на один библейский сюжет — обручение Девы Марии, смогут сами решить, кто из художников достиг большего мастерства и можно ли вообще их сравнивать.
«Обри Бердслей: Художник и эстет»
Где: Национальная портретная галерея, Лондон, Великобритания
Когда: с 14 июля по 28 марта
Имя Обри Бердслея в Британии давно уже стало нарицательным, как, впрочем, и имена Оскара Уайльда и Джеймса Эббота Макнила Уистлера, которые, наряду с Бердслеем, стояли у истоков эстетизма, движения в искусстве и литературе, провозгласившего торжество формы над содержанием. Художник, график, поэт, убежденный книжный червь и обладатель грандиозного носа, он прожил жизнь короткую, длиною всего в 25 лет, но насыщенную творческими озарениями: одни только иллюстрации к уайльдовской «Саломее», изящные и пугающие одновременно, позволяют говорить о редком таланте, заключенном в хрупком, болезненном теле. Выставка в Национальной портретной галерее дает возможность не только ознакомиться с работами художника, но и увидеть его личные фотографии. Формат для нее неспроста выбран подчеркнуто камерный: черно-белым графическим рисункам не нужны массивные рамы, как и аскетичному гению Бердслея.
«Скульптура Пикассо»
Где: Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
Когда: с 14 сентября по 7 февраля
Какими бы восторгами ни осыпали полотна Пикассо, стоит все-таки признать, что смириться с тем, как свободно художник обращался с пропорциями лица и тела, порой бывает непросто. При взгляде на очередную «Сидящую женщину» невольно задаешься вопросом: ну разве бывают такие глаза? А губы? А руки? Выставка в нью-йоркском Музее современного искусства дает отличное представление о том, как выглядели бы персонажи живописи Пикассо, если бы вдруг сошли с картин. Первая за 50 лет ретроспектива трехмерных работ художника в США насчитывает около 140 экспонатов, выполненных из дерева, металла и пластика. Каждый зал посвящен отдельному периоду творчества Пикассо: от ранних барселонских экспериментов с изменением формы привычных предметов до послевоенных бронзовых зверушек, больше похожих на причудливые игрушки, чем, собственно, на скульптуры.
«От Хокни до Гольбейна. Собрание Вюрт в Берлине»
Где: Дом Мартина Гропиуса, Берлин, Германия
Когда: с 11 сентября по 10 января
В начале 60-х уроженец Эригена Райнхольд Вюрт, которому впоследствии суждено было войти в число богатейших людей Германии, купил картину немецкого экспрессиониста Эмиля Нольде. Скромная акварель положила начало одному из лучших частных собраний искусства в мире: со временем к Нольде и Гольбейну присоединились полотна Пикассо и Мунка, скульптуры Генри Мура, цикл пейзажей Дэвида Хокни и еще более 16 000 шедевров, 400 из которых экспонируются сегодня в берлинском Доме Мартина Гропиуса. Выставка охватывает огромный временной период — от позднего Средневековья до наших дней, однако ее безусловными хитами следует считать «Дармштадтскую Мадонну» Ганса Гольбейна — младшего и масштабную, составленную из 25 частей инсталляцию «Скульптура Страшного суда» Энтони Каро.
«Пит Мондриан. Линия»
Где: Дом Мартина Гропиуса, Берлин, Германия
Когда: с 4 сентября по 6 декабря
В том же Доме Мартина Гропиуса одновременно с коллекцией Вюрта показывают выставку Пита Мондриана: более 50 работ художника привезены в Германию из Муниципального музея Гааги. Наряду с Кандинским и Малевичем, Мондриан считается лицом абстрактной живописи, а также основателем неопластицизма — в духе именно этого направления выполнены знаменитые композиции, составленные из разноцветных прямоугольников. Выставка в Берлине позволяет узнать Мондриана с новой стороны: однажды провозгласив линию, плоскость и цвет тремя китами искусства, он тем не менее начинал свой творческий путь с жанров формально более традиционных. Его ранние работы тяготеют к реалистическому пейзажу, позже он обратился к импрессионизму, испытал влияние кубизма и только после этого остановился на беспредметной живописи.
«Рисунки серебром и золотом. От Леонардо до Джаспера Джонса»
Где: Британский музей, Лондон, Великобритания
Когда: с 10 сентября по 6 декабря
Техника рисунка под названием «серебряный карандаш» использовалась еще в Средневековье, однако по-настоящему широкое распространение она получила в эпоху Возрождения. Суть метода заключается в том, что изображение наносится на покрытый грунтовкой холст или лист бумаги с помощью серебряной (или золотой) палочки — стилуса. Каждый штрих почти мгновенно пристает к поверхности холста намертво, и художник должен обращаться со стилусом очень аккуратно, в противном случае придется переделывать работу с нуля. Наградой за прилежание становится изящный, нежный, невесомый рисунок в бежево-коричневых или серо-голубых тонах. Организаторы выставки в Британском музее решили проследить, как менялась техника серебряного карандаша за последние пять с лишним столетий, и собрали под одной крышей около сотни рисунков, созданных как великими классиками, включая Леонардо да Винчи и Рембрандта, так и современниками — Джаспером Джонсом и Брюсом Науманом.
«Россия в пути. Самолетом, поездом, автомобилем»
Где: Выставочный дворец, Рим, Италия
Когда: с 16 октября по 14 декабря
Представления европейцев о советском искусстве часто ограничиваются именами Малевича и Кустодиева. Некоторые знают Петрова-Водкина, Дейнеку и плеяду блистательных эмигрантов, включающую в себя Кандинского, Гончарову, Серебрякову. В остальном же считается, что живопись в СССР была так крепко подчинена потребностям пропаганды, что пристального внимания она не заслуживает. Институт русского реалистического искусства, организовавший выставку в Риме, возложил на себя важнейшую просветительскую миссию и не просто решил познакомить Старый Свет с картинами советских художников. «Россия в дороге» — это еще и богато иллюстрированный рассказ о том, как огромная страна дружно устремилась к высоким идеалам социалистического будущего, погрузившись в новенькие блестящие «москвичи», скорые поезда, реактивные самолеты и ракеты, следующие по маршруту «СССР — Космос».
«Ай Вэйвэй»
Где: Королевская академия художеств, Лондон, Великобритания
Когда: с 19 сентября по 13 декабря
Не будет преувеличением сказать, что за последние пару десятилетий Ай Вэйвэй из художника, архитектора и куратора превратился даже не в культурный, а скорее в социальный и политический феномен. Фактически в одиночку противостоя всесильной Коммунистической партии Китая, он не жалеет ни старинных ваз династии Хань, ни миллионов фарфоровых семян подсолнуха, ни собственной свободы. Китай по-прежнему остается главной темой творчества Вэйвэя, однако авторитет художника вышел далеко за пределы его родной, несовершенной страны: он ведет диалог уже со всем миром. Лондонская ретроспектива — это своеобразный ответ мира великому китайцу, жест почтения и восхищения, ведь деньги на то, чтобы привезти в Британию крайне сложную в транспортировке инсталляцию «Дерево», собирались через краудфандинговую платформу, а сам Вэйвэй на момент, когда задумывалась выставка, вообще не имел возможности покинуть территорию Китая.
«Мунк : Ван Гог»
Где: Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды
Когда: с 25 сентября по 17 января
Арт-критика знает мало художников, чьи имена назывались бы в паре чаще, чем имена Винсента Ван Гога и Эдварда Мунка. Предлагая сравнить их работы в рамках совместной выставки, амстердамский музей, разумеется, отнюдь не открывает Америку: идея повесить «Крик» рядом с «Мостом в Тринкетай» лежит на поверхности. При этом важно понимать, что частые и справедливые сравнения голландца и норвежца обусловлены в первую очередь не сходной творческой манерой, не трагическими судьбами и даже не тем, какое влияние оба оказали на последующие поколения художников и какую роль сыграли в формировании поп-культуры. От полотен других художников картины Мунка и Ван Гога отличает исходящее от них ощущение трагедии, боли, страха, а вместе с тем яростной, непреодолимой жажды жизни. Выставка в Музее Ван Гога — прекрасный способ в этом убедиться.
«Блеск и нищета. Образы проституции, 1850—1910»
Где: музей д'Орсе, Париж, Франция
Когда: с 22 сентября по 17 января
Так уж сложилось, что в русском языке слово «проститутка» исторически имеет негативную окраску — как, впрочем, и синонимичные ему «блудница», «распутница», «продажная женщина» и т. д. Однако в Париже второй половины XIX века проституция была важнейшим атрибутом городской жизни. Поход в бордель воспринимался как рутинный гигиенический ритуал вроде чистки зубов, а сами жрицы любви были чем-то средним между боевыми подругами и объектами глубокого сострадания. Изображая проституток на своих картинах, Мане, Дега, Тулуз-Лотрек вовсе не стремились обличить представительниц древнейшей профессии: напротив, фигуры прелестниц, отдающих свое тело в аренду, были окутаны романтическим флером, а любовь на продажу казалась художникам не постыдной, а печальной. И хотя музей д'Орсе предупреждает, что некоторые экспонаты выставки могут показаться шокирующими, излишней откровенности в них нет и быть не может — шокирует в этих картинах разве что способность живописцев увидеть чистоту в лицах женщин, которые многим, увы, кажутся грязными.