Итоги недели Frieze в Нью-Йорке
Все главные события в сфере современного искусства
Прошлая неделя в Нью-Йорке пестрела событиями в сфере современного искусства. Кроме "блокбастер-ярмарки" Frieze, она включала заведомо успешные выставки Джеффа Кунса и Элсворт Келли, и немного менее масштабные международные ярмарки: PULSE, NADA и Cutlog.
Последняя принесла награду екатеринбургскому художнику Тимофею Раде, который стал первым русским автором, получившим приз Cutlog.
Тимофей Радя. Инсталляция "Стабильность"
"Как выставка Тимы Радя в Нью-Йорке (которая была организована нами в рамках Cutlog NY и позиционировалась кураторским проектом), так и последующая премия для Тимы, признание его художником и открытием ярмарки — лично для меня очень закономерны," — рассказала Buro24/7 креативный директор арт-агентства The July 16, со-куратор и организатор проекта Оксана Бондаренко. "Большая работоспособность автора, четкость его мысли, невероятное чутье города и умение отреагировать контекстно — это звенья одной цепочки, которые рано или поздно приведут художника в Нью-Йорк или Гонконг, подарят ему признание профессионалов," — добавила она.
Инсталляция Ради еще на несколько месяцев остается жить во дворе культурного центра Clemente Soto Velez Cultural and Education Center — и сделано это по просьбе самих организаторов ярмарки Cutlog.
Тимофей Радя. "Стабильность"
А открыли череду мероприятий галереи David Zwirner и Gagosian, представив выставки новых работ Джеффа Кунса, которого журнал New York только недавно признал наиболее успешным художником со времен Энди Уорхола. Выставляя работы одного художника буквально в паре кварталов друг от друга, конкурентные галеристы Гагосян и Цвирнер явно мерялись силами друг с другом. Первый представил знакомые статуи в виде воздушных шаров, в то время как второй показал серию классических скульптур, на каждой из которых балансировал голубой отражающий шар.
Джефф Кунс. Gazing Ball. На выставке в David Zwirner Gallery
Джефф Кунс Antiquity 1, 2009–12. Холст, масло. На выставке в Gagosian Gallery
Одновременно на другой стороне города также происходили метаморфозы и удивительные перформансы. Frieze, который уже во второй раз занял всю площадь Рэнделл-айленда (что в четверти часа от Манхэттена на пароме), выставил еще большее количество работ, чем в инаугуральный 2012 год. Около 1000 современных художников были представлены в белом шатре ярмарки, созданном дизайн-коллективом SO-IL. Еще десяток работ можно было увидеть в скульптурном парке на острове Рэнделл. Так, гигантская статуя художника Пола МакКарти стала канонической работой всей ярмарки. Его скульптура, вдоховленная работами Джеффа Кунса, была словно эхом происходящего в галереях David Zwirner и Gagosian.
Дэвид Бенджамин. На ярмарке Frieze NY
Frieze был центром внимания в эту знаменательную неделю - с тысячами посетителей, не пожалевших $42 на входной билет и около $15, чтобы добраться до острова на пароме. Ярмарка была местом, где с легкостью можно было провести весь день. Организаторы позаботились обо всех мелочах, курируя даже кулинарный аспект мероприятия. Куратор Сесилия Алемани воссоздала кафе FOOD в парке Рэнделл, с атмосферой одноименного заведения художника-модерниста Гордона Матта-Кларка, который в 1970 году держал кафе и одновременно салон для молодых художников.
А Лиз Глинн, художница из Калифорнии, создала настоящий спикизи в потайной комнате ярмарки. Счастливчики, нашедшие ключ и сам бар, имели возможность ощутить атмосферу Америки 1920-х.
Очевидно атмосфера Frieze способствовала азарту коллекционеров. Так, галерея Luhring Augustine, представившая соло-шоу Тома Фридмана, продала все восемь из десяти работ, включавших "Пиццу", которая не оставила равнодушным ни одного посетителя и пользователя Instagram. А галерея Paul Kasmin, которая недавно успешно выставила мебель Маттия Бонетти, на ярмарке продала несколько работ современного поп-художника Давида Лашапеля и, почти за $1 млн., рассталась с арт-объектом Tri Thong Minh художника Уолтона Форда.
Том Фридман
Инсталляция корейца До-Хо Су (Do-Ho Suh) привлекла внимание множества посетителей, а также издания The Daily Beast, которое включило его в число 14 лучших арт-объектов на Frieze NY, и теперь, возможно, мы скоро увидим эту работу в одном из крупных музеев.
В более демократичной атмосфере происходила ярмарка NADA, которая расположилась на баскетбольном стадионе, на 36-ом пирсе Манхэттена. Тут множество галерей представили довольно ироничные работы. К примеру, вылепленные из меди кукурузные палочки художницы Лизы Кирк, или пародийные плакаты "Марксизм, Шмарксизм" американца Скотта Ридера.
Лиза Кирк
Скотт Ридер. "Марксизм, Шмарксизм", 2013
На ярмарку Pulse галерея Adamson из Вашингтона привезла узнаваемые портреты американского художника Чака Клоуза. Британская галерея Michael Hoppen сделала соло-шоу японца Сохея Нишино и показала серию коллажей — карты известных городов, созданные из множества фотографий достопримечательностей. Космополитное шоу подчеркнуло международность недели Frieze, которая собрала в Нью-Йорке искусство, художников и посетителей со всего мира.
Сохей Нишино
Danielle Nelson Mourning. Paten Circle, 2005
Дэвид Сканавино. Untitled
Дебора Касс. OY:YO
Чак Клоуз. Untitled (Kate-15), 2011