Лучшие московские выставки февраля
Совриск из Восточной Европы, Дмитрий Гутов, Робер Дуано и не только
«Грамматика свободы / 5 уроков»
Где: Музей «Гараж», Крымский Вал, 9
Когда: с 6 февраля по 19 апреля
Музей «Гараж» привозит в столицу обширную коллекцию современного искусства Восточной Европы из собрания Arteast 2000+ — первого и одного из самых обширных соврисков бывших соцстран. Можно предположить, что при столкновении с работами восточноевропейских художников российская публика признает «фамильное» сходство: все-таки прошлое и опыт декоммунизации у нас похожи. Лейтмотивом выставки — и восточноевропейского искусства вообще — стала свобода, тема как никогда актуальная. Произведения разделили на пять «уроков», через которые нужно пройти, чтобы ее обрести.
«Человек и катастрофа»
Где: Еврейский музей и центр толерантности, улица Образцова, 11, стр. 1а
Когда: до 1 марта
Две непохожие друг на друга выставки бельгийца Яна Ванрита и российского фотографа Егора Заики объединились в стенах Еврейского музея в благородный проект «Человек и катастрофа», подготовленный к 70-летию освобождения концлагеря Освенцим. «Теряя лицо» Ванрита — серия живописных портретов, созданных художником на основе архивных фотографий арестованных фашистами евреев. Обезличенные течением времени черно-белые массы распадаются на галерею ярких личностей, за каждой из которых — собственная уникальная судьба. Фотопроект «Знаки» Егора Заики приподнимает плотную завесу между прошлым и настоящим: яркие снимки изображают уютные коттеджи, жилые кварталы, зеленые задние дворики, заправки, шоссе и поля, возникшие на территории бывших лагерей смерти. Фотографии напоминают, как просто комфортная повседневность может заслонить мировую трагедию.
Виталий Пушницкий. «Практические действия»
Где: галерея RuArts, 1-й Зачатьевский переулок, 10
Когда: с 11 февраля по 4 апреля
Получив консервативное художественное образование в Институте живописи и скульптуры им. Репина, Виталий Пушницкий решил превратить историю искусства в испытательный полигон для собственного творчества. Работы художника представляют собой калейдоскоп техник и жанров: компьютерные эксперименты с фотографией сменяют живопись, световые скульптуры — графику. Пушницкий пребывает в постоянном и весьма продуктивном диалоге с прошлым, будь то далекие шедевры Ренессанса или собственные старые работы. Получается эффектный, а главное — взаимосвязанный и динамичный визуальный мир.
Дмитрий Гутов. «Вдали от пыли»
Где: галерея «Триумф», улица Ильинка, 3/8, стр. 5
Когда: до 22 февраля
Если вы бесконечно устали от безжалостного ритма жизни, подавляющей городской толпы и кусачей, отовсюду наступающей информации, самое время посетить выставку Дмитрия Гутова. По возвращении домой вам непременно захочется отменить все встречи, покинуть соцсети и занять блаженно созерцательную позицию. Последний год Дмитрий Гутов живет за городом, избегает лишних контактов с навязчивой столичной действительностью и практикует искусство на грани медитации. Выбрав какой-то предмет, художник, подобно индийскому йогу, концентрирует на нем все внимание и неспешно, в разных вариациях переносит его на бумагу. Помимо получившейся серии графики в галерее покажут его масштабную инсталляцию из бамбуковых стеблей, часть которой побывала на биеннале «Манифеста» в Петербурге.
Света Виккерс. «Сад Эремитов»
Где: Московский музей современного искусства, Тверской бульвар, 9
Когда: с 6 февраля по 22 марта
ММОМА на Тверском бульваре и Artwin Gallery открывают ретроспективу Светы Виккерс, легендарного персонажа столичной культурной жизни в годы гласности, перестройки и «лихих 90-х», основоположницы московского клубного движения, владелицы клубов «Шамбала» и «Эрмитаж». С 80-х годов Света начала заниматься живописью. Ее картины балансируют на грани наивного искусства и эзотерики: их населяют мифические герои и аллегории, как будто сошедшие со страниц очень знакомой, но никогда не существовавшей сказки.
Робер Дуано. «Красота повседневности»
Где: Мультимедиа Арт Музей, улица Остоженка, 16
Когда: с 12 февраля по 10 мая
МАММ привозит в Москву работы Робера Дуано, одного из самых знаменитых фотографов в истории. Многие его снимки не менее узнаваемы, чем полотна Пикассо или Дали — чего стоит «Поцелуй на площади Отель-де-Виль». Щелчком затвора Дуано превращал повседневное и незаметное в возвышенное и удивительное. Его герои — резвящиеся дети, замечтавшиеся влюбленные, птица, присевшая отдохнуть на одной из многочисленных каменных завитушек Парижа. Будь то черно-белые кадры городской жизни или красочные журнальные снимки, всякий раз Дуано удавалось поймать момент, когда сумбурный, пребывающий в беспрестанном движении мир вдруг складывался в гармоничную композицию, в произведение искусства.