"Золотой век русского авангарда": проект Питера Гринуэя и Саскии Бодеке
Мультимедийная инсталляция для ЦВЗ "Манеж"
Британский режиссер и художник Питер Гринуэй вместе с нидерландским режиссером мультимедийного театра Саскией Бодеке взяли на себя смелость перевести эпоху русского авангарда на современный язык. Их новая мультимедийная инсталляция сочетает в себе кинематограф, живопись, анимацию и 3D технологии, погружая зрителей в единое атмосферное пространство. Проект "Золотой век русского авангарда" появился в рамках перекрестного года России и Великобритании: режиссеры создали его специально для большого выставочного зала ЦВЗ "Манеж".
Гринуэй и Бодеке знакомят публику с важнейшими работами русского авангарда в контексте медиа. Их инсталляция включает в себя более 400 шедевров из коллекций Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Музея архитектуры им. А. В. Щусева и театрального музея им. А. А. Бахрушина, а также редко выставляемые работы из частных собраний. Проект продолжит список "оживших" шедевров, созданных Питером Гринуэем, — среди них "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи, "Ночной дозор" Рембрандта и не только.
Выставка откроется в ЦВЗ "Манеж" через месяц с небольшим, а именно 14 апреля. На открытие Питер Гринуэй и Саския Бодеке приедут лично, а пока делятся деталями своего проекта на онлайн-конференции. Ответив на вопросы журналистов, Гринуэй стал принимать поздравления с премией BAFTA, которую он получил в феврале 2014 года за вклад в искусство.
Саския Бодеке:
"Очень сложно, когда у руля стоят два капитана, поскольку мы пытаемся брать на себя ответственность во всех наших начинаниях. Общую концепцию мы обсуждаем за завтраком".
Питер Гринуэй:
"У меня по манежевскому проекту было свое видение. Сейчас можно говорить о сотрудничестве, сотворчестве. Для меня ощущение площадки всегда было общим. Концепцию диктуют не только кураторы, но и бюджет. Нам нужно сделать сильный проект".
Саския Бодеке:
"В русском авангарде нас поразило то, что это был очень короткий, взрывной период. В 13 лет его истории мы вписали 12 значимых художников".
Питер Гринуэй:
"Первый составленный нами список состоял из двухсот имен. Задачей было сформировать центр этого времени — с 1917 по 1930 годы — и выделить главные фигуры в авангарде. Три наиболее известных человека — это Малевич, Кандинский и Маяковский. Но мы не будем ограничиваться и покажем как живопись и поэзию, так и архитектуру, театр".
ХХ век — это величайшее время, которое знала цивилизация
Саския Бодеке:
"Не думаю, что мы смотрели на портретное сходство при выборе актеров. Потом, в конце концов, они становились похожими на своих героев. Самым серьезным критерием работы было то, насколько они могут отойти от традиций и открыться чему-то новому. Мы очень довольны".
"У меня слезы наворачивались, когда актер, сыгравший Маяковского, стал читать его стихи. Он делал это точно так, как мы хотели".
Питер Гринуэй:
"Ответственность музеев и художественных галерей состоит из двух частей. Во-первых, они должны сохранять искусство, но в то же время обязаны представлять его публике. Нет смысла хранить архивы, никому их не показывая. Мы живем в век информации, и она должна быть доступна всем".
"Еще Марсель Дюшан говорил, что репродукцию можно считать более ценной, чем оригинал. Репродукции очень сложны — Рембрандта, например, которые писались в особенных условиях. Чтобы воспроизвести такой шедевр, нужен особенный талант, который иногда может даже и превосходить оригинал".
Саския Бодеке:
"Наша инсталляция из 18 экранов — это опыт сопереживания. Вы ходите по ней, смотрите с разных углов. Это как театральная постановка с видеоизображениями".
"Феномен русского авангарда не был полностью изолирован. Страны влияли друг на друга, и этот процесс только нарастал".
"Думаю, ХХ век — это величайшее время, которое знала цивилизация. Одно движение давало начало другому".
Питер Гринуэй:
"Для сегодняшнего дня мы берем лицензию русского авангарда и пытаемся сделать то же самое в контексте нашей современности".