Роботы, принтеры и адронный коллайдер: фестиваль кино о науке и технологиях 360 ° в Москве
О науке на языке искусства
В том, что наукой можно заинтересовать самую широкую аудиторию, в Политехническом музее уверены. Об этом говорит и успех предыдущих фестивалей, и программа нового, пятого по счету и первого юбилейного смотра. В ней — не только основной конкурс, но и несколько специальных показов, тематические секции, в числе которых значатся «Старость в радость», «Вокруг космоса» и EUNIC — «Забытое будущее», а также многочисленные дискуссии и секции Q&A.
Что касается конкурсной программы, то она такая же разноплановая, как и вся современная наука. Дроны, большой андронный коллайдер, евгеника как псевдоучение, сильно повлиявшее на весь XX век, 3D-принтеры, гравитационные волны, аксионы и магнитные монополи, одна честная теория развития мировой экономики — все это значится среди тем 9 выбранных в основной конкурс лент.
Норвежский режиссер-документалист Тонье Хессен Шей в фильме «Дрон» проследил, к примеру, за историей появления и развития беспилотников, приблизившей мир к их применению в военных целях. Десятки интервью сплетаются в единый сюжет, демонстрирующий, как сильно разнятся взгляды на эти новые технологии у собеседников режиссера.
Британец Джерри Ротуэлл, в свою очередь, берется рассказать историю появления крупнейшего на сегодняшний день экологического движения — и вот уже название «Как изменить мир» претенциозным совсем не кажется. Greenpeace начиналась с одного рейда к острову Амчитка, когда-то проданному США вместе с Аляской. Выступив против проводившихся на нем ядерных испытаний, активисты — а тогда еще просто хиппи — решили не молчать, а зафрахтовать вместо этого судно под названием Phyllis Cormack и отправиться к острову. С тех пор изменилось многое, а Greenpeace превратилась в международную организацию, известную всем и каждому, акции которой от того менее провокационными, впрочем, не стали. История не только успеха, но и отношений между людьми, которым оказываются знакомы гордыня и тщеславие, действительно захватывает, оставляя место для размышлений о том, как все изменчиво в этом лучшем из миров.
«Если вы можете мечтать об этом, вы можете напечатать это», — говорится в трейлере «Принтера будущего», и поверить в данное высказывание уже не так-то сложно. Технологией, лет десять назад казавшейся чем-то из области фантастики, сегодня никого не удивить. На 3D-принтерах печатают человеческие органы, протезы и импланты, а также обувь, очки, игрушки и все, что только можно себе представить. Режиссеры Луис Лопес и Дж. Клей Твил разбираются в том, как же выглядят молодые предприниматели, привносящие 3D-технологии в нашу жизнь, а вместе с этим меняющие и нашу реальность.
Мартин Армстронг точно знает, когда наступит очередной кризис и что будет происходить в ближайшее время с евро или, к примеру, с иеной. Когда-то он решил, что деньги и войны взаимосвязаны, а все процессы, происходящие во взаимосвязи с ними, цикличны, и разработал программу для расчета прогнозов. Вычислить алгоритм возможным, похоже, не представляется: данные хранятся в древнем компьютере Армстронга, а то и, по утверждению кого-то из его окружения, исключительно в голове ученого. За свои знания гениальный экономист поплатился: ФБР, так и не получив искомое, засадило его на 11 лет в тюрьму по обвинению в мошенничестве. История не обойдет вниманием и рассуждения Армстронга относительно российской действительности на пороге 2000-х, в событиях которой Мартин был даже замешан.
Дискуссионная и лекционная программы позволят обсудить увиденное не только с самими режиссерами, но и с учеными, а также поговорить, к примеру, на темы того, как сахар меняет нашу жизнь и почему он, собственно, вреден, или как накормить десять миллиардов на одной не то чтобы уж очень большой планете. Не забудут и о большом андронном коллайдере, связи между наукой и дизайном, а также об общем между человеком и шимпанзе.
В общем, скучно не будет точно, но вы это уже поняли.
5-й Международный фестиваль кино о науке и технологиях продлится в Москве до 29 октября. Программу смотра, а также расписание показов и дискуссий стоит искать на его официальном сайте.