Березовый лес на подмостках: "Русский романс" в Театре Наций
Новый спектакль Дмитрия Волкострелова
Театр Наций продолжает привносить нежность в театральную жизнь. После спектакля #СонетыШекспира, пропитанного романтикой, на Малой сцене покажут "Русский романс" — трогательный и хрупкий. Обычно удивление у зрителя в современном театре стараются вызвать эпатажем, матом (его, правда, в театрах запретили на законодательном уровне). Дмитрий Волкострелов решил удивить театральную публику красотой и простотой.
Для начала: в "Русском романсе" нет сцены и зрительного зала. Все пришедшие оказываются в березовой роще прямо на подмостках. Здесь же среди деревьев стоит рояль. Актрис легко спутать со зрителями: они в обычной одежде, гуляют здесь же среди берез. Никаких нарядов в духе русского романса XIX века — именно его взял за основу спектакля Дмитрий Волкострелов.
Постепенно зрители рассаживаются, свыкаются с мыслью, что они находятся в березовой роще, а не в театре, а девушки выходят к микрофонам, расставленным по залу. И в этот момент в темном помещении, в котором подсвечены только актрисы, зрители, глядя на рояль, погружаются в фантастическую атмосферу, переносятся куда-то за пределы реальности. Они находятся не в театре, не в зрительном зале, а где-то в мире собственных мыслей, мыслей режиссера Волкострелова и уносятся прочь вместе с голосами актрис, которые читают русский романс. Именно читают: героини произносят свои тексты, которые состоят из "нарезки" русских романсов. Здесь, опять же, как и в #СонетахШекспира, не надо придавать много значения словам. Нужно слушать и слышать — следить за интонациями, эмоциями, музыкой.
"Не уходи, восторг любви нас ждет с тобой..."
Магия происходит прямо перед нами. Мы наблюдаем интимный момент: у нас на глазах актрис начинают причесывать. Превращать в дам "русского романса". Несколько легких движений парикмахера, и перед нами уже совсем другие девушки. Но и это еще не конец превращений. Покинув сцену, героини возвращаются к нам уже в образе барышень XIX века. И останавливаются не у микрофонов, а около рояля. И начинается настоящая театральная магия. Если вначале может создаться впечатление, что актрисы просто примерили на себя этот образ, чтобы лучше понять русский романс, то когда они начинают петь, становится очевидно: они прониклись и вжились в него. Точнее, окончательно превратились в барышень позапрошлого века, которые, встав около рояля, исполняли русские романсы на званых вечерах.
"Меня не любят, и не надо, мне все равно, мне все равно..."
На репетиции среди берез сидят режиссер Дмитрий Волкострелов, а также Евгений Миронов, художественный руководитель Театра Наций. Скорее всего, мы застали момент, когда спектаклю выносят вердикт — достойна ли постановка быть показанной зрителям или нет. Или же это просто контроль за качеством выпускаемого продукта. Но можно быть уверенным, что после путешествия по березовой роще под русский романс никто равнодушным не останется. Это действительно правильный и нужный патриотизм, без пафоса, надрывных речей, множества законов, которые хотят утвердить, как быть патриотом. Это возможность узнать русскую душу, послушать русский романс в прекрасном исполнении и оказаться в центре Москвы в березовой роще.