Современное искусство на Урале
Всеобщая мобилизация
Работа с конструктивистскими пространствами, которая отличала Уральскую индустриальную биеннале с момента создания, в этот раз продолжится на новой площадке. Основные программы биеннале развернутся на 10 этажах нефункционирующей законсервированной гостиницы «Исеть». Один из наиболее эффектных архитектурных комплексов Екатеринбурга, яркий образец интернациональной конструктивистской архитектуры 1920—1930-х годов, она является частью жилого комплекса НКВД, получившего в народе прозвище «Городок чекистов». Специальный проект на крыше гостиницы представит радикальный уличный художник Тимофей Радя.
Темой исследования комиссар проекта Алиса Прудникова выбрала мобилизацию как способность к изменению и переходу на качественно иной уровень. Возможности пересмотра концептуального аппарата и поиск ответа на вопрос о роли культуры, критического мышления и современного искусства в ситуации мобилизационной подвижности с помощью более 50 художников из 20 стран мира исследуют кураторы основных проектов биеннале Ли Чженьхуа (Пекин — Базель) и Бильяна Чирич (Шанхай). Среди прочих им удалось привлечь к участию в проекте Йоко Оно, Альфредо Джаара, Тино Сегала, Ли Кита.
Отчетливый восточный акцент биеннале воспринимается как актуальный ответ социально-политической повестке. Свой проект под названием «Нет реального тела» куратор Ли Чженьхуа мыслит как экстремальный способ узнать, является ли искусство отправной точкой творческой энергии. Проект Бильяны Чирич будет называться «Место для маневра: между абстракцией и аккумуляцией» и станет исследованием солидарности внутри художественной системы.
Используя искусство как индустрию смыслов, биеннале предлагает включить исторические заводы и фабрики в карту художественных ценностей. Для этого придумана программа арт-резиденций. Художники из 7 стран посетили 9 действующих предприятий региона, чтобы создать особые произведения для биеннале. Так, в орбиту проекта попал не только Екатеринбург, но и небольшие города Свердловской и Челябинской областей. Участники проекта предлагают нам не только наслаждаться современным искусством, но и стать его творцами. Например, создать проект на Ирбитском мотоциклетном заводе художники из Швейцарии Давид Зиперт и Штефан Бальтенспергер доверят своим «двойникам» — авторы передадут полномочия двум людям, найденным по объявлениям на сайтах о поиске работы. Результатом эксперимента станет не только сам объект, но и документация процесса «делегации собственной идентичности». А художники группы Les Gens d'Uterpan приглашают всех желающих принять участие в перформансе в рамках основного проекта биеннале. Авангардный контекст современного искусства, по мнению организаторов биеннале, должен войти во взаимодействие с реальной жизнью города и дать индустриальному Уралу новые стимулы для развития.