ВНЕ ГРАНИЦ:
КАК ВЫЙТИ ЗА РАМКИ ПРИВЫЧНОГО
В мире современного искусства недостаточно быть талантливым: все известные художники от Пикассо до Баския были известны своей изобретательностью. В специальном проекте с Miele мы поговорили с современными художниками о том, что их вдохновляет, почему так важно не переставать развиваться и какие трудности им приходится преодолевать.
ДАНИЛА
ТКАЧЕНКО
визуальный художник, фотограф
АНАСТАСИЯ
ПОТЕМКИНА
художница
ДМИТРИЙ
КАВКА
художник, фотограф, графический дизайнер
ДАНИЛА ТКАЧЕНКО
о борьбе с пространством и материалом, взаимодействии с окружающим миром и собственных провалах
« Очень часто в моей работе случаются провалы, но я к ним отношусь уважительно, так как они позволяют прийти к чему-то новому и еще больше раскрыть тему. »
О МОТИВАЦИИ
И МЕТОДЕ РАБОТЫ
Моя работа — это всегда борьба с пространством и материалом, она дается мне нелегко. Но мотивация сделать проект дает энергию для продолжения работы.
Очень часто в моей работе случаются провалы, но я к ним отношусь уважительно, так как они позволяют прийти к чему-то новому и еще больше раскрыть тему.
Моя работа начинается с ресерча, это — основная и самая большая по времени практика. Я очень долго готовлюсь к самим поездкам: выстраиваю маршрут, налаживаю связи, ищу транспорт, материалы для работы. И только потом я уже еду на саму съемку. На месте больше времени уходит на подготовку объекта к съемке — в этом и заключается основная работа.
Создавать новаторские решения на каждый день — особое искусство. Философия Miele подразумевает постоянное совершенствование в создании техники, опережающей время.
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ И ИХ ОТСУТСТВИИ
Я думаю, искусство никому ничего не должно. И художник тоже ничего не должен. Моя миссия — заниматься тем, что мне нравится. Хорошо, если это будет приносить деньги. Мне кажется, опыт занятия искусством — это личный внутренний процесс взаимодействия художника с окружающим его миром, и чем этот опыт интереснее и полезнее для художника, тем лучше.
Мир меняется, он очень динамичен, и мне кажется, что хороший художник — тот, кто может попытаться его отразить наиболее глубоко, чтобы вызвать некий диалог и дальнейшие размышления для продолжения этого мира.
В работе для меня важен максимально непрерывный процесс. В принципе я не вижу никаких конкретных результатов, которых я хотел достичь, это постоянное движение к концентрации и в общем — перманентный процесс.
Фотография, видеоарт и новые медиа авторства молодых российских художников все еще продолжают завоевывать свое место в публичных и частных отечественных собраниях, но успешно выставляются за рубежом. Фотографии Данилы Ткаченко продаются на аукционе Phillips, видео Таус Махачевой выставляются на Венецианской биеннале и на Манифесте, видеоинсталляции Полины Канис — в мюнхенском Haus der Kunst, а фото Тимофея Парщикова — на биеннале по всему миру — от Южной Кореи до Испании.
5000
произведений
Именно столько насчитывает коллекция Пойю и Аниты Заблудович, крупнейших коллекционеров фотографии
%D6.5
млн
Стоимость работы «Фантом» Питера Лика, самой дорогой фотографии (продана в 2014 году анонимному покупателю)
615
тыс. человек
Именно столько посетило Венецианскую биеннале в 2017 году
О ТОМ, К ЧЕМУ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ МОЛОДЫМ ХУДОЖНИКАМ
Я бы посоветовал смотреть и изучать разных авторов, не бояться копировать тех, кто вам близок и интересен. Много работать. Не бояться ошибок и провальных моментов в работе.
Это вечный поиск, если человек в нем нуждается, он будет этим заниматься, если ему необходимо что-то другое — будет заниматься другим. Не знаю. Не знаю, что пожелать, — удачи пожелаю. Надо заниматься тем, что приносит удовольствие — если вам искусство приносит, то им и надо заниматься.
АНАСТАСИЯ ПОТЁМКИНА
о вау-эффекте своих работ, важности саморазвития и высоком уровне выставок
« Мне кажется, любому профессионалу важно постоянно развиваться. Пытаться смотреть шире и не оставаться в рамках, не быть заложником материала или медиума. »
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
И САМОРАЗВИТИИ
Для моего самообразования прежде всего важен опыт насмотренности: когда ты идешь на выставку, ходишь там час, много альбомов смотришь. Это базовая информация, которая позволяет после какого-то рубежа быстро определять, нравится тебе это или нет. Важно много читать и смотреть.
Я, например, очень люблю инстаграм. Я выстроила свою ленту так, что в ней только интересные мне вещи. Эти картинки для меня — вместо утренней газеты. Самообразование у всех разное, кому-то, например, совершенно не нужно теорию читать, кому-то нужно в каких-то определенных количествах, кто-то постоянно читает. Мне кажется, любому профессионалу важно постоянно развиваться. Мне сложно сформулировать четко, что такое саморазвитие для меня или для художника-профессионала.
Думаю, очень важна мультидисциплинарность, постоянная подпитка художественного проекта дополнительными дисциплинами. Пытаться смотреть шире и не оставаться в рамках, не быть заложником материала или медиума.
Создавать новаторские решения на каждый день — особое искусство. Философия Miele подразумевает постоянное совершенствование в создании техники, опережающей время.
О ТОМ, ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЦЕННО
Развитие — сложный процесс, и думаю, я сильно не похожа на себя три года назад. Я не так давно обрела уверенность в том, что делаю. Мне хотелось бы думать, что я ответственно подхожу к этому вопросу.
Когда-то Авдей Тер-Оганьян сказал мне: «Ты уверена, что хочешь, чтобы это все увидели? Ты готова это показать всему миру?» И я с этой мыслью очень долго жила. Я на самом деле не жалею об этом, наверное, лучше так, чем безответственно показывать что-то среднее, что просто выходит из-под руки.
Интерес к феминистскому искусству стал одной из главных тенденций последних лет — крупные музеи все чаще включают в свои программы персональные и коллективные выставки художниц-женщин, а гендерная история искусства наконец получила право на существование. Луиз Буржуа, Яей Кусама, Дженни Савиль, Марина Абрамович, Синди Шерман, Пипилотти Рист заняли значительное место в развитии искусства второй половины ХХ века наравне с художниками-мужчинами.
60
лет
Роли художниц в британском искусстве. Именно этой теме была посвящена крупная ретроспектива художниц-женщин в Tate Modern летом прошлого года
%D12.4
млн
Стоимость работы Propped Дженни Савилл, сделавшая ее самой дорогой из ныне живущих художниц (продана на аукционе Sotheby’s в октябре 2017 года)
О СВОЕМ ВЛИЯНИИ
НА ЗРИТЕЛЯ
Я хочу, чтобы зритель приходил на выставку, только если он по-настоящему этого хочет. Чтобы он не чувствовал свой культурный долг, что «я должен сходить на эту выставку». Если ему, правда, интересно, то я с удовольствием буду все рассказывать и показывать сама.
Я не хочу, чтобы это был насильственный опыт связи с искусством, потому что я люблю искусство и не хочу ничего подобного.
А если зритель приходит в мои работы неподготовленный, я хочу, чтобы он получил какой-то вау-эффект. Я вижу, как люди заходят в соляную камеру* и их лица меняются. За этим приятно наблюдать. Даже если это негативный опыт, пусть он встраивается в повседневность человека и его мысли о чем-то важном.
* Речь о работе Анастасии «Передайте мне соль, пожалуйста» (2019) на выставке «Грядущий мир: экология как новая политика» в Музее современного искусства «Гараж».
ДМИТРИЙ КАВКА
о вдохновении спальными районами, постоянном движении и преодолении привычной рутины
О ВЫХОДЕ ЗА
ГРАНИЦЫ СЕБЯ
Безусловно, выход за пределы самого себя, своего мышления, мировоззрения, для меня очень важен. Мне кажется, это и есть движение, жизнь, когда я не застываю, а я двигаюсь. Зачем? Это — другой вопрос, более сложный. Но потребность в движении и преодолении собственных границ во мне существует.
У меня была такая идея, что внутри каждого человека звучит мелодия, и задача человека — эту мелодию услышать. Чтобы ее услышать, надо себя преодолеть, избавиться от того, к чему тебя приучили, раскрыть свой потенциал. И постепенно каждый человек ищет свой путь в жизни и свой взгляд, чтобы открыть то, что в нем заложено. Раскрыть этот дар возможно, но необходимо много разных маленьких потрясений. Каждый раз вы что-то в себе меняете, что-то открываете через определенный шок. Просто так это не дается. Вы меняет свои привычки, шаблоны, и происходят сдвиги — как в искусстве, так и в жизни человека.
Создавать новаторские решения на каждый день — особое искусство. Философия Miele подразумевает постоянное совершенствование в создании техники, опережающей время.
О ТОМ, ПОЧЕМУ ИНТЕРЕСНО БЫТЬ ХУДОЖНИКОМ
Почему мне интересно быть художником? Я ищу сбои и сдвиги, которые позволяют увидеть мир вдруг под каким-то новым углом, совершенно непривычным. Мы живем однообразно — у нас есть шаблоны поведения и мышления, мы делаем примерно одно и то же, реагируем одинаково. Картинка мира сложилась, и мы в ней живем. Таким образом довольно легко существовать. Другое дело, что это — смертельно скучно.
Мне кажется, искусство хорошо тем, что оно позволяет увидеть мир вокруг нас в другой системе координат, благодаря чему может появиться новый интерес к жизни, осмысление и объемная картинка. В этом и есть задача искусства — производить такие сбои.
Мне хотелось бы, чтобы мое искусство воздействовало на всех людей и чтобы любой человек, который посмотрел на мои работы, вдруг понял, что я ищу, — вдруг увидел мир, который я заново создал
Современное искусство подобно венчурному рынку или инвестиционному бизнесу — быстро растет и постоянно трансформируется, вводя новых игроков. В 2019-м аукционные дома и галереи вновь наблюдают рост прибыли после кризисных лет. За последний год на торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips были установлены новые ценовые рекорды на работы Дэвида Хокни, Джеффа Кунса, Луиз Буржуа, Фрэнка Стеллы, KAWS и других мастеров.
%D91
млн
Стоимость работы Джеффа Кунса «Кролик», сделавшая его самым дорогим современным художником (продана в мае 2019 года на аукционе Christie’s)
%D450,3
млн
Стоимость самой дорогой картины в истории «Спаситель» Леонардо да Винчи (продана в ноябре 2017 года на аукционе Sotheby’s)
Рутина, обыденность действительно появляются в моих работах, потому что это часть моего существования. Я реагирую на унылые спальные районы потому, что я сам там долгое время жил, и скорее всего поэтому они меня и притягивают. Я уверен, что многих людей они никак не задевают — их взгляд на них не останавливается. Со мной это происходит, я всегда возвращаюсь к этим темам, каким-то образом я их проживаю. Я их проживаю, я от них не бегаю, это случилось много лет назад, когда я был дизайнером и ориентировался на какие-то высокие западные стандарты, живя в таком неуютном районе.
Я пытался даже закрывать руками глаза, не смотреть на рекламу в метро, чтобы меня это не разрушало. Будто я живу в мире, который мне нравится, а то что вокруг меня меня раздражает и уничтожает. И я вдруг совершил какое-то открытие, которое позволило мне ходить с гордо поднятой головой, смотреть на то, что меня окружает, и принять тот факт, что я живу в несовершенном мире, и что в нем есть большой смысл и хорошие стороны. Мне нужно как-то с ним смириться и попробовать его в себя впустить. Это открытие перешло в мою художественную практику, я с этим работал несколько лет, но сейчас эта тема постепенно теряет свою актуальность.
Обыденность, скорее всего, навсегда останется в моем искусстве, зацикленность на каких-то понятных шаблонах, понятной жизни, когда человек не выходит из своего круга восприятия мира, даже не понимая, что он в нем находится.
КАЖДЫЙ ДЕНЬ – НОВЫЙ УРОВЕНЬ
Философия Miele — #LifeBeyondOrdinary, выход за рамки привычного. В совершенствовании своего продукта для бренда не существует пределов, как и для современных художников — в их творчестве. Постоянный процесс поиска новых решений — одно из важнейших направлений работы Miele. Новаторский подход для большего комфорта, каждый день.
WWV980 WPS PASSION
Стиральная машина W1 с фронтальной загрузкой. Экономичный и универсальный прибор, соответствующий самым высоким требованиям
TWV680 WP PASSION
Сушильная машина T1 с тепловой помпой. Экономичный и универсальный прибор, соответствующий самым высоким требованиям
Кредиты +
Креативный директор/Режиссер: Алеся Ериго
Оператор: Григорий Векслер
Текст: Полина Козлова
Иллюстрации: Александр Богатов
Дизайн: Анастасия Цой
Визажист: Аня Хоменко
Монтаж: Инна Жаркова
Цвет: Дмитрий Грязнов
Звук: Митя Крупеня, Борис Карпов
Музыка: Dmitry Evgrafov & Vika Bogorodskaya "Ride"
Осветитель: Виталий Дудник
Менеджеры проекта: Алена Дебольская, Андрей Задирака, Екатерина Филиппова , Ольга Дерюгина
Ассистент продюссера: Анастасия Енина
Продюсер: Анастасия Милованова