Ужасы войны и виртуозная пластика: "Конармия" в Центре имени Мейерхольда
Обязательно к просмотру
Конармия" — спектакль мастерской Брусникина Школы-студии МХАТ по рассказам Исаака Бабеля. Конная армия движется по украинско-польской земле, чтобы захватить Варшаву — сюжет, как никогда, актуальный. Режиссер Максим Диденко рассуждает на тему гражданской войны и революции. В чем их природа? Все привычное переворачивается с ног на голову. Мир уже не тот, его просто нет — воюют все и со всеми. Но новым словом в театральном мире постановку делает не только и не столько тема.
"Конармия" не просто спектакль — это балет, ожившие картины, драматические отрывки, скорее, сродни перформансу. Главная роль отводится визуальному искусству — об ужасах революции и гражданской войны не рассуждают вслух, они передаются с помощью пластики, костюмов, грима. В "Конармии" важна хореография: то плавные, то истеричные движения четко передают атмосферу и настроение определенной сцены. Главное достижение мастерской Брусникина в том, что зрителя не шокирует происходящее на сцене. Да, актеры появляются голыми, мажутся кровью — но все органично и оправданно. Здесь нет ничего, что сделано ради эпатажа. Все к месту. Все так и должно быть.
В одной из напряженных и пугающих сцен молодая девушка с ребенком на руках просит убежища у казаков. Те с ходу начинают пошло шутить — становится не по себе. Один из них все же жалеет девушку и позволяет переждать ночь. Вдруг казак ударяет младенца ножом — но ребенок оказывается лишь мешком с крупой. Все происходит практически в полной темноте, свет направлен только на героиню с мешком. До конца неясно, хотела ли девушка обмануть казаков или те по какой-то причине решили избавиться от ребенка. Даже если распарывают просто мешок, это выглядит страшно и угрожающе — во время гражданской войны может случиться все что угодно. И с кем угодно.
Ребята из мастерской Брусникина еще студенты, но уже могут соревноваться с лучшими московскими театрами. Они успели с успехом отыграть "Это тоже я", получить за него премию фестиваля "Текстура", превратить полотна Натальи Гончаровой в спектакль "Второе видение", сыграть "Бесов" по Достоевскому, освоить необычные площадки: Библиотеку имени Ленина и Пушкинский музей.
Перед выходом на сцену актеры, конечно, волнуются. Режиссер собирает ребят за кулисами, они становятся в круг, берутся за руки и слушают напутственные слова. О том, что у них все получится. И действительно получается — актеры выкладываются на сто процентов, вживаются в образ, не боятся ничего. В "Конармии" студенты мастерской Брусникина превосходят сами себя и представляют не просто спектакль про войну, а визуальный шедевр. Зрители не отрываясь смотрят на то, что происходит на сцене — минимум декораций, максимум действия — никто не отводит взгляд, никто не хочет, чтобы это заканчивалось. В "Конармии" вас ожидает множество сюрпризов, которые не хочется раскрывать. Это то, что надо видеть своими глазами.