"Врата и цивилизации": выставка Димитрия Семакова в Москве
Архитектура как пространство смыслов
В Мерзляковском переулке, в двух шагах от Никитского бульвара и Нового Арбата находится студия Димитрия Семакова — художника, творящего в стиле концептуального экспрессионизма, живущего между Москвой, Нью-Йорком и Брюсселем. Маленькая квартира на первом этаже старинного московского особняка, сегодня превратившаяся в мастерскую, хранит большую семейную историю: в ней Семаков родился и провел свои юные годы. После учебы в Детской художественной школе имени Серова и Московском художественном училище памяти 1905 года он переехал в Западный Берлин, далее направился в Нью-Йорк, передовой художественный центр в 1980—1990-х, дававший огромный заряд энергии и вдохновения. С тех пор в Кельне, Токио, Нью-Йорке, Москве и не только прошли как групповые, так и персональные выставки Семакова. Впереди — открытие новой российской экспозиции, теперь в пространстве Музея архитектуры.
Архитектура — одна из главных тем в творчестве Димитрия Семакова. Любовь к ней перешла к нему еще от деда, архитектора Иосифа Закова, работы которого хранятся в коллекции Музея архитектуры имени Щусева. Некоторые из них появятся на московской выставке Семакова, по соседству с абстрактно-фигуративной живописью из серии "Врата цивилизации".
По словам Димитрия, архитектура — лучший способ ощутить пульс ушедших цивилизаций. "Для меня все постройки прошлого – это прежде всего произведения искусства, в создании которых принимали участие лучшие архитекторы, каменотесы, скульпторы, художники своего времени, — говорит он. — Мои врата — это не конкретный вход, это аллегорический собирательный образ стилей в архитектуре, это связь времен, это философский символ цивилизации и прогресса, развития и познания".
За несколько дней до открытия, когда Семаков проводил последние приготовления к выставке, мы заглянули к нему в студию. В окружении многочисленных живописных "врат", а также более старых картин и этюдов Димитрий рассказал нам о грядущей экспозиции, жизни за границей и своем искусстве.
Я экспрессионист, работаю с холстом и текстурой, иногда переношу свои работы в скульптуры, которые хранятся в основном в Европе и Америке.
Влияние на меня оказала целая группа американских художников, исключение составляют только представители поп-арта — это совсем не мое направление.
Я получил одно из лучших гуманитарных образований в России. Традиционная школа — и в балете, и в музыке, и в живописи — у нас очень сильна.
На Западе многие вещи пропускают, у них нет такой великой школы, как у нас. Молодым художникам наставники говорят: "Вы абстрагируйтесь, находите новые движения, посмотрите на Дюшана, Бойса, ищите новую гармонию". Но мы ведь знаем, что без академической школы в танце, например, обойтись невозможно. С живописью то же самое.
Я уехал из Москвы в Западный Берлин — как вы помните, в 1989 году Берлинская стена перестала существовать. Потом я жил в Кельне, Париже, пока в начале 1990-х не перебрался в Нью-Йорк.
В одном только нью-йоркском Челси сосредоточены десятки галерей, а в Москве возможность открывать подобные пространства появилась незадолго до моего отъезда. Тогда возникли "Айдан", "Марс", и я тоже в свое время открыл галерею "Стикс". Мы выставляли художников, ушедших из жизни, и современников, разделив экспозицию на две части. Она расположилась на Фрунзенской набережной, где мы смогли арендовать огромный павильон в конструктивистском стиле площадью около 800 квадратных метров...
Америка — это прекрасно, но она относительно молодая страна. Для настоящего художественного роста нужна Европа. В России сегодня арт-рынок развивается очень динамично, в этом процессе стало интересно принимать участие.
Последние 25 лет я занимаюсь поиском собственной каллиграфии. Некоторые спрашивают меня, почему я не рисую портретов или натюрмортов, но я уверен, что в работе необходимо найти некий символизм, а также собственную композицию и цветовую гармонию.
В середине 1990-х я нашел свой почерк и продолжаю его развивать, углублять. А представленную на выставке в Музее архитектуры им. Щусева тему "Врата и цивилизации" я начал еще раньше, в конце 1980-х.
В каждой работе скрыта нумерология: есть алгоритм количества ворот, их ритма. На первый взгляд, мы видим абстрактную картину, но потом замечаем намеки на людей, своеобразные "тени прошлого", которые движутся в том или ином направлении. Тем самым я говорю, что все цивилизации и каждый человек в частности пытаются найти "вход", узнать, что скрыто за дверью.
В моих работах часто появляется образ Вавилонской башни. Нужно было возвести такое сооружение, чтобы достичь Бога, высшего разума, и строительство было масштабным, но в результате люди перестали друг друга слышать и заговорили на разных языках. Поскольку Вавилонская башня существует лишь в воображении, мы можем увидеть ее только на художественных полотнах, например, она часто встречается на картинах голландских художников XVI−XVII веков. Эту тему я представляю несколькими картинами, которые будут находиться в анфиладе Музея имени Щусева.
Выставка "Врата и цивилизации" в Государственном музее архитектуры имени Щусева будет открыта с 18 апреля по 2 июня при поддержке Союза архитекторов России, компании "Высота" и агентства Chrome Media.