Выпускники "Мастерской Виктора Рыжакова" в Школе-студии МХАТ решили объединиться
И создать собственный театр
Студентов актерского курса Виктора Рыжакова мы помним по недавней премьере постановки «12 подвигов Гагарина», названной режиссером и хореографом Олегом Глушковым спектаклем-мифом и представленной в Центре имени Вс. Мейерхольда. Впрочем, это далеко не единственная работа, которой успели отметиться «рыжаковцы». В пример можно привести хотя бы другой их опыт — «Платонов. Фро». Теперь спектаклей будет еще больше. Окончив Школу-студию МХАТ, ее студенты решили не расходиться по разным театрам, а остаться в одном, превратившись в настоящую «Мастерскую Рыжакова».
Виктор Рыжаков:
«Есть ведь два варианта: студенты оканчивают театральный институт — и их разбирают в разные театры, как на ярмарке, или они продолжают существовать вместе, создавая собственный театр. Школа-студия отреагировала на ситуацию очень по-мхатовски. Ведь на самом деле рождение театра — это очень таинственная вещь. Как правило, это "школа-студия-театр". Это мхатовская модель. Самый главный тезис Станиславского — это "театр — искусство коллективное".
И у нас получается 9-я студия МХАТа, которая вместе начинает какую-то новую жизнь. И это богатейшая традиция Художественного театра. Посмотрите, какой разрыв был колоссальный: 5-я студия МХАТа — это Брусникин, Козак, Золотовицкий, Феклистов со спектаклем "Эмигранты" и "Чинзано" — это был серьезный период в 80-х годах. Потом 6-я студия в нулевых годах — "Американская студия", первый американский курс. Мы знаем сегодня, что театр требует модернизации, наступила эпоха постдраматического театра, появилась потребность в новом способе коммуникации театра и общества, новом способе коммуникации актера и зрителя. И мне кажется, что такая реакция театра на ситуацию, она естественна, она не в голове сложилась, она говорит о том, что, наверное, опять это время пришло. Ведь последние студии — это был Петр Наумович Фоменко со своей знаменитой сегодня труппой и театр СТИ, студия Женовача. Ведь театр рождается как человек. Поэтому мне кажется, что рождение театра — это не моя воля, так сложилось. В 10-х годах появилась 7-я студия Кирилла Серебренникова, после 8-я студия — "Мастерская Дмитрия Брусникина". Просто мы много думали и занимались тем, как жить, и тем, какой способ взаимоотношения с миром должен быть у нашей компании. Наш проект рассчитан на 3 года — это такой студийный период, а дальше время покажет, можем ли мы в следующий этап войти, в театральный. И мы назвали это "Июль. Ансамбль". У нас же есть все: студии, мастерские, а ансамбля нет, и это опять возвращает нас к тому, что театр — это искусство коллективное».