Знакомство с настоящим: Art Basel Hong Kong — 2016
При поддержке BMW Group
Вопрос на засыпку: что общего у трех городов — Майами, Базеля и Гонконга? Если вы с лету не сможете ответить на него, значит, пора проводить культурный ликбез. Раскрываем карты: объединяет их любовь к современному искусству. Раз в год в каждом из них проводятся крупнейшие арт-ярмарки. В Гонконге Art Basel прошел в четвертый раз и вновь при поддержке BMW Group. Представленные здесь произведения искусства ориентированы на клиентов из Юго-Восточной Азии, поэтому половина из них принадлежит местным мастерам. Несмотря на то что некоторые творения выглядят весьма специфично для восприятия европейцами, нельзя не отметить, что большинство работ достойно смотрелись среди произведений давно знакомых нам классиков в лице Аниша Капура, Ричарда Серры, Василия Кандинского, Лучо Фонтаны и Энди Уорхола. На этот раз на ярмарке были представлены работы более 4000 художников и 239 галерей. Мы постарались собрать самые интересные в нашем обзоре.
Dayao Tang — Honey
Масляная живопись Дайяо Танг очень напоминает полотна англичанина Дэвида Хокни — та же мягкость форм, теплота эмоций и простота линий. В них нет никакого скрытого подтекста, только правдивые моменты жизни. Как, например, на картине Honey, словно оправдывающей свое название. В простоте силуэтов читается своя небольшая история, которую каждый может придумать сам. Нам вот показалось, что эти двое не могут признаться в сильных чувствах, застенчиво склонившись друг напротив друга, им есть что сказать, но они пока не знают, как лучше это сделать.
Elizabeth Peyton — Love 1
Элизабет Пейтон из Лонг-Айленда попала под пристальные взгляды арт-сообщества после того, как представила серию стилизованных портретов знаменитостей в 1990-х годах. Также имя художницы могли слышать любители каверзных историй: фотограф Деннис Моррис обвинял 51-летнюю Элизабет в плагиате (копировании изображений с его снимков) дважды. Что сказать, везде преуспела — и талантом не обделена, и забыть о себе не дает. Работы Пейтон можно найти в коллекциях Музея современного искусства в Нью-Йорке и в центре Помпиду в Париже, критики называют ее «современным Мане», а София Коппола — одна из ее преданных поклонниц. Картина «Любовь 1», представленная на Art Basel Hong Kong, написана отдельными мазками кисти, но выглядит так, будто художница использовала вместо нее свои пальцы. Казалось бы, так примитивно, но зритель считывает эмоции героев с неимоверной легкостью. Нам бы хотелось назвать эту картину «Нежность», ведь это первое слово, которое приходит на ум при взгляде на нее.
Kyungah Ham — Chandeliers for Five Cities
Хам Гена в своем творчестве стремится переосмыслить ситуацию на Корейском полуострове. Работу над «Люстрой для пяти городов», состоящую из 5 вышивок, художница начала в 2008 году, когда обнаружила перед своим домом северокорейскую пропагандистскую листовку. Это произведение было призвано создать связь с изолированной страной (Северной Кореей). Каждая вышивка была выполнена северокорейскими работниками текстильной промышленности и уже готовой вернулась к Хам в Южную Корею. Громадная люстра символизирует политическую власть, выступающую в качестве немого свидетеля в ситуации, когда Корея оказалась зажата между сверхдержавами. Целью художницы было объединить людей, живущих в разделенной стране.
Olafur Eliasson — Your Plural Perspective
Искусство, наука и природа — отличный букет для создания арт-объекта нового поколения, считает Олафур Элиассон. В каждой своей работе он стремится вовлечь зрителя, превращая его из пассивного наблюдателя в мыслителя, человека разумного, который жаждет диалога и всегда ищет ответы на философские вопросы. Тысячи пристальных камер наблюдают за жителями мегаполисов каждый день и каждую минуту, забавно, что на Art Basel в Гонконге они поменялись ролями. Благодаря работе Элиассона наблюдали зрители, а не камеры, отчаянно всматриваясь и думая, какие перспективы ждут людей в будущем.
Yunizar — Big Boss From The East
Произведения — скульптуры и картины — индонезийца Юнизара выглядят очень забавно. Да, в искусстве нельзя давать таких определений, но посмотрите только на это довольное лицо «восточного большого босса». Юнизар намеренно использует простые формы и техники, чтобы полностью сосредоточиться на выражении своей мысли. Художник считает, что тратить энергию на стиль, цвет, состав и т. д. не имеет смысла, и, более того, это преуменьшает талант творца. Как говорил Пабло Пикассо: «Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Юнизару это удалось.
Jonathan Meese — Diskus (Chefmaschinist KÖKN IM TORPEDOZI)
Немецкий художник Джонатан Мезе уже не раз выставлялся в Москве. Он старается шокировать зрителей, выводя их из зоны комфорта, и постоянно пробует себя в разных жанрах: живопись, скульптура, инсталляции и перформанс. Главная отличительная черта художника — экспрессивность. Но эта скульптура смотрится необычайно спокойно на фоне остальных его работ. И почему-то сильно напоминает Дон Кихота, хоть и призвана изображать машиниста поезда.
Mira Dancy — Black Herfume
Британка Майра Дэнси в 2015 году стала «прорывом года» по версии сайта Artsy, креативным директором которого является Дарья Жукова (сайт позволяет коллекционерам покупать произведения искусства онлайн. — Прим. ред.). Ее полотна выделяются особой выразительностью и феминистским акцентом — в центре композиции всегда находится обнаженная женская фигура, в которой чувствуются сила и непоколебимость. Краски настолько яркие, что кажется, будто они въедаются в картину, бросаясь в глаза ошеломляющими неоновыми пятнами и абсолютно обескураживая смотрящего.
Samson Young
Совместно с Art Basel в 2015 году BMW Group запустил новую инициативу по поддержке молодых художников BMW Art Journey. Гонконгский художник Самсон Янг — победитель первого сезона — представил на выставке свой интерактивный мультимедийный проект-прогулку «Ты станешь старым, когда достигнешь острова» (So You Are Old by the Time You Reach the Island). Это выступление стало новой главой его проекта в рамках BMW Art Journey «По ком звонит колокол», название которого взято из романа Эрнеста Хемингуэя и проповеди английского поэта и священника XVII века Джона Донна. Янг совершил кругосветное путешествие и записал звон колоколов, а затем превратил их звук в зрительный ряд. Каждый посетитель ярмарки мог совершить мини-тур по следам Янга, получив портативный медиаплеер, позволявший слушать звуковые записи, сделанные художником во время 60-дневного странствия по пяти континентам.
Также BMW Group и Art Basel объявили имена новых претендентов на премию BMW Art Journey. В шорт-лист номинантов вошли иранская фотожурналистка Невша Таваколян, лондонская фотохудожница Эбигейл Рейнольдс и филиппинский художник и фотограф Элвин Зафра. Так что следующий год явно будет весьма урожайным на новые творческие проекты.
Frank Stella
Арт-кар BMW в исполнении Фрэнка Стеллы — второй из семнадцати автомобилей в уникальной коллекции BMW Art Car. Создавая свою «скульптуру на колесах» в уже таком далеком 1976 году, американский мастер вдохновлялся инженерным искусством. Черно-белый дизайн, основанный на миллиметровке больше обычного размера, усиливает геометрические формы гоночного BMW 3.0 CSL, который принимал участие в 24-часовой гонке в Ле-Мане. Стелла сам является ярым фанатом автогонок, поэтому проект BMW Art Car пришелся ему по душе.
К слову о коллекции BMW Art Car, останавливаться на 17 машинах автомобильный бренд не собирается — вокруг еще так много талантливых художников, которые могут оставить свой след в истории BMW. Поэтому в 2016 году будет создан 18-й по счету автомобиль. Плеяду громких имен, в число которых вошли Дженни Хольцер, Дэвид Хокни, Олафур Элиассон и Джефф Кунс, пополнят знаменитая китайская художница Цао Фэй и пионер концептуального искусства американец Джон Балдессари. «Цао Фэй является одной из наиболее перспективных и смелых художников Китая ее поколения. Мы с нетерпением ждем, как в своей работе над 18-м арт-каром BMW она свяжет автомобиль с параллельной вселенной, созданной ее воображением», — отмечает жюри проекта. По признанию самой художницы, она очень взволнована возможностью продолжить список BMW Art Car. Джон Балдессари же, в свою очередь, отметил: «Для меня очень важно создавать искусство, которое существует за пределами музейных стен, и это должно быть целью всех художников». Фэй и Балдессари претворят в жизнь свои фантазии на тему гоночного BMW M6 GT3, которые через год будут представлены в музеях, а затем и на гоночных трассах.
Ждем следующего года, надеемся на очередной ошеломляющий успех новоиспеченных звезд искусства и верим, что все ожидания оправдаются.