Кромешное животное безумие Роберта Паттинсона и Уиллема Дефо: зачем идти (и почему не идти) на «Маяк»
1890-е годы. Усатый и неузнаваемый Роберт Паттинсон, а точнее, его герой Ифраим Уинслоу, прибывает на богом забытый крошечный остров где-то у берегов промозглой Новой Англии, чтобы помогать пожилому смотрителю маяка Томасу Уэйку в исполнении Уиллема Дефо. У Уинслоу мутное прошлое и неустойчивая психика, а у Уэйка — садистские наклонности и запущенный алкоголизм. Старший использует младшего в качестве раба, заставляет его пить и не пускает на маяк. Вскоре вокруг начинает происходить какая-то галлюциногенная мистика с русалками и злыми чайками — переносчиками душ погибших моряков.
Новый фильм молодого режиссера Роберта Эггерса, автора очень неплохого хоррора «Ведьма» (XVII век, тоже Новая Англия, колонисты-пуритане, мрачная и неизведанная юная Америка), — однозначно бенефис Дефо и Паттинсона, которые образовали, пожалуй, один из самых удачных дуэтов за последнее время. Паттинсона уже просто неприлично называть Эдвардом Калленом: начиная с «Космополиса» Дэвида Кроненберга, он многократно реабилитировался как сильный актер. Но у любого есть риск потеряться на фоне такой величины, как Дефо. Паттинсон же не потерялся. В «Маяке» два актера показывают вроде бы разных героев, которые по ходу фильма сливаются в одно кромешное животное безумие, нервное и достоверное, какое постигает каждого в подобной изоляции.
Если поначалу, пока фильм только разгоняется, есть время полюбоваться фотографической черно-белой картинкой и насладиться минималистичным саундтреком, 90% которого — звуки, напоминающие пароходные гудки, то потом Дефо и Паттинсон все охватывают своей игрой. Отношения их персонажей сразу вызывают в памяти старого доброго «Зеленого слоника»: то же замкнутое пространство, та же дихотомия «старший — младший», тот же истерический надрыв, те же неприятные физиологические подробности. В какой-то момент перестаешь понимать, сходит ли герой Паттинсона с ума или это Дефо с фирменным диким взглядом занимается газлайтингом.
Советовать такое кино всем и каждому — точно нет. Отправлять на него тех, кто не бесится из-за неспешного разгона истории и готов к мазохистскому наслаждению от отталкивающих деталей, — да. Выводящая из себя враждебная обстановка, постоянно пукающий Уиллем Дефо, одичавший Роберт Паттинсон и одновременно красивая и вызывающая тошноту финальная сцена, которая ждет всех дотерпевших, — из «Маяка» у режиссера Эггерса получился фильм, который смотришь один раз с расширенными зрачками, получаешь колючее и холодное удовольствие, но вряд ли соберешься это повторить. А для тех, кому такое по душе и захочется догнаться, есть «Клеймо на мозге» и «Поле в Англии» (зря «Кинопоиск» их не указал в «Похожих фильмах»).
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7