And the Oscar goes to: прогноз BURO. на 93-ю церемонию «Оскар»
15 марта Академия киноискусств, наконец, огласила номинантов на главную кинематографическую премию. Среди них ожидаемо оказались «Земля кочевников», «Манк», «Суд над чикагской семеркой» и не оказалось «Дорогих товарищей» Андрея Кончаловского (а мы надеялись!). BURO. рассказывает, чего ждать от церемонии, и делает свои ставки.
ТАК ЛИ НУЖЕН «ОСКАР» В 2021 ГОДУ?
О конце прекрасной эпохи заговорили еще несколько лет назад, когда премия попыталась подстроиться под меняющуюся реальность и в 2017 году вручила главную статуэтку «Лунному свету», проигнорировав как сильные картины вроде «Льва» и «Скрытых фигур», так и попсовый «Ла-Ла Лэнд». Помните этот душераздирающий момент с ошибкой в карточке? Решением следующего года было отдать статуэтку «Форме воды», что возмутило и консерваторов (серьезно, там же было трио Спилберг — Хэнкс — Стрип), и миллениалов с их «Леди Бёрд», и представителей ЛГБТК-сообщества, которые болели за «Зови меня своим именем». 91-я и 92-я церемонии прошли довольно мирно, последняя порадовала победой «Паразитов», но общая популярность «Оскара» все же упала. Рейтинг прошлой церемонии составил всего 5,3 и оказался самым низким за всю историю премии.
Судя по ранним прогнозам и ленивым спорам вокруг основных претендентов, «Оскар» 2021-го и вовсе не ждали. Пандемия оставила на киноиндустрии тяжелый след: некоторые фильмы, например, долгожданный «Французский вестник» Уэса Андерсона, так и не вышли в прокат, многие фестивали прошли онлайн (это, кстати, ждет и «Оскар»), а шорт-листы, по справедливому замечанию критиков, формировались по принципу «слепили, из того, что было».
Пожалуй, самой обсуждаемой новостью в преддверии «Оскара» стали даже не сами фильмы, а новые критерии их отбора, затрагивающие гендер, расу и инклюзивность. Согласно им, картины, претендующие на звание «Лучшего фильма», должны соответствовать двум из четырех стандартов, которые включают в себя требования к актерскому составу и сюжету; к съемочной группе; к киностудии и к дистрибуции картины. Новые правила, правда, вступят в силу только в 2024 году.
НОМИНАНТЫ
ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ:
• «Девушка, подающая надежды»;
• «Звук металла»;
• «Земля кочевников»;
• «Иуда и чёрный мессия»;
• «Манк»;
• «Минари»;
• «Отец»;
• «Суд над чикагской семёркой».
ЛУЧШИЙ РЕЖИССЁР:
• Томас Винтерберг — «Ещё по одной»;
• Эмиральд Феннелл — «Девушка, подающая надежды»;
• Дэвид Финчер — «Манк»;
• Хлои Чжао — «Земля кочевников»;
• Ли Айзек Чун — «Минари».
ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ:
• Виола Дэвис — «Ма Рэйни. Мать блюза»;
• Андра Дэй — «Соединённые Штаты против Билли Холидэй»;
• Ванесса Кирби — «Фрагменты женщины»;
• Фрэнсис Макдорманд — «Земля кочевников»;
• Кэри Маллиган — «Девушка, подающая надежды».
ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ:
• Риз Ахмед — «Звук металла»;
• Чедвик Боузмэн — «Ма Рэйни. Мать блюза»;
• Гэри Олдман — «Манк»;
• Энтони Хопкинс — «Отец»;
• Стивен Ян — «Минари».
ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА:
• Мария Бакалова — «Борат-2»;
• Гленн Клоуз — «Элегия Хиллбилли»;
• Оливия Колман — «Отец»;
• Аманда Сайфред — «Манк»;
• Ё-джон Юн — «Минари».
ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА:
• Саша Барон Коэн — «Суд над чикагской семёркой»;
• Дэниэл Калуя — «Иуда и чёрный мессия»;
• Лесли Одом — младший — «Одна ночь в Майами»;
• Пол Рэйси — «Звук металла»;
• Лакит Стэнфилд — «Иуда и чёрный мессия».
ЛУЧШИЙ ОРИГИНАЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ:
• Уилл Берсон, Шака Кинг, Кит Лукас, Кенни Лукас — «Иуда и чёрный мессия»;
• Абрахам Мардер, Дариус Мардер, Дерек Сиэнфрэнс — «Звук металла»;
• Аарон Соркин — «Суд над чикагской семёркой»;
• Эмеральд Феннел — «Девушка, подающая надежды»;
• Ли Айзек Чун — «Минари».
ЛУЧШИЙ АДАПТИРОВАННЫЙ СЦЕНАРИЙ:
• Саша Барон Коэн, Энтони Хайнс, Дэн Суимер, Питер Бейнхэм, Эрика Ривинойя, Дэн Мазер, Джена Фридман, Ли Керн, Нина Педрад — «Борат-2»;
• Рамин Бахрани — «Белый тигр»;
• Флориан Зеллер, Кристофер Хэмптон — «Отец»;
• Кемп Пауэрс — «Одна ночь в Майами»;
• Хлои Чжао — «Земля кочевников».
ЛУЧШИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИЛЬМ:
• «Ещё по одной» — Дания;
• «Коллектив» — Румыния;
• «Куда ты идёшь, Аида?» — Босния и Герцеговина;
• «Лучшие дни» — Гонконг;
• «Человек, который продал свою кожу» — Тунис.
ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ:
• «Барашек Шон: Фермагеддон»;
• «Вперёд»;
• «Душа»;
• «Легенда о волках»;
• «Путешествие на Луну».
ЛУЧШАЯ ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА:
• Шон Боббитт — «Иуда и чёрный мессия»;
• Дариуш Вольски — «Новости со всех концов света»;
• Эрик Мессершмидт — «Манк»;
• Фидон Папамайкл — «Суд над чикагской семёркой»;
• Джошуа Джеймс Ричардс — «Земля кочевников».
ЛУЧШИЙ ОРИГИНАЛЬНЫЙ САУНДТРЕК:
• Теренс Блэнчард — «Пятеро одной крови»;
• Эмиль Моссери — «Минари»;
• Джеймс Ньютон Ховард — «Новости со всех концов света»;
• Трент Резнор, Аттикус Росс — «Манк»;
• Трент Резнор, Аттикус Росс, Джон Батист — «Душа».
ЛУЧШАЯ ПЕСНЯ:
• «Fight For You» — «Иуда и чёрный мессия»;
• «Hear My Voice» — «Суд над чикагской семёркой»;
• «Húsavík» — «Евровидение: История группы Fire Saga»;
• «Io Sí (Seen)» — «Вся жизнь впереди»;
• «Speak Now» — «Одна ночь в Майами».
ЛУЧШИЙ МОНТАЖ:
• «Девушка, подающая надежды»;
• «Звук металла»;
• «Земля кочевников»;
• «Отец»;
• «Суд над чикагской семёркой».
ЛУЧШЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ:
• «Довод»;
• «Ма Рэйни. Мать блюза»;
• «Манк»;
• «Новости со всех концов света»;
• «Отец».
ЛУЧШИЙ ДИЗАЙН КОСТЮМОВ:
• «Ма Рэйни. Мать блюза»;
• «Манк»;
• «Мулан»;
• «Пиноккио»;
• «Эмма».
ЛУЧШИЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ:
• «Айван, единственный и неповторимый»;
• «Довод»;
• «Любовь и монстры»;
• «Мулан»;
• «Полночное небо».
ЛУЧШИЙ ГРИМ И ПРИЧЕСКИ:
• «Ма Рэйни. Мать блюза»;
• «Манк»;
• «Пиноккио»;
• «Элегия Хиллбилли»;
• «Эмма».
ЛУЧШИЙ ЗВУК:
• «Грейхаунд»;
• «Душа»;
• «Звук металла»;
• «Манк»;
• «Новости со всех концов света».
ЛУЧШИЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ:
• «Агент-крот»;
• «Время»;
• «Коллектив»;
• «Лагерь калек»;
• «Мой учитель-осьминог».
ЛУЧШИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ:
• «Если что-то случится, я люблю вас»;
• «Нора»;
• «Genus Loci»;
• «Opera»;
• «Yes-People».
ЛУЧШИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ИГРОВОЙ ФИЛЬМ:
• «Белый глаз»;
• «Комната писем»;
• «Подарок»;
• «Feeling Through»;
• «Two Distant Strangers».
ЛУЧШИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ:
• «Colette»;
• «A Concerto Is a Conversation»;
• «Do Not Split»;
• «Hunger Ward»;
• «A Love Song For Latasha».
NETFLIX VS АКАДЕМИЯ
«Победители “Оскара-2021” — это Netflix и женщины», — заявила Financial Times, и с ней трудно не согласиться. В этом году стриминговый сервис получил 35 номинаций — причем десять из них у «Манка», в то время как у всеобщего фаворита — «Земли кочевников» — всего шесть. Критики списывают прорыв Netflix на ту же пандемию, хотя дело, скорее всего, в изменении привычек кинолюбителей. Если проследить за тем, как Netflix развивался за восемь лет своего существования, мы увидим, что с каждым годом сервис зарабатывал все больше номинаций. Смотреть кино дома в «новых двадцатых» людям кажется удобнее, быстрее и дешевле, к тому же контент Netflix в последнее время не уступает ни Sony Pictures, ни MGM.
КТО ВОЗЬМЕТ «ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ» И «ЛУЧШЕГО РЕЖИССЕРА»?
Теперь к прогнозам. За главную статуэтку поборются восемь фильмов, пока, по мнению критиков, лидирует «Земля кочевников» Хлои Чжао — независимая драма про женщину из Невады (Фрэнсис Макдорманд), оставшуюся без жилья и кочующую по штатам в поисках работы. Непривычно спокойный и лирический для «Оскара» фильм уже получил венецианского «Золотого льва», «Золотой глобус» и премию «Critics Choice Awards», поэтому шансы на премию академии очень высоки.
Достойный конкурент «Земли кочевников» — «Манк» Дэвида Финчера. Это мрачный и сложный неонуар о Германе Манкевиче, работающем в 1940-х над сценарием к фильму Орсона Уэллса «Гражданин Кейн». Победа «Манка» была бы неплохим и оригинальным решением, своеобразной данью уважения старому Голливуду с его любовью к выверенным диалогам и черно-белому цвету. Но велика вероятность, что фильм останется просто подарком для синефилов и лидером по номинациям, как это произошло с «Ирландцем» Скорсезе в прошлом году.
Еще две картины, которые могут претендовать на первенство: «Минари» про корейских иммигрантов в Арканзасе и «Девушка, подающая надежды» про бывшую студентку медицинского колледжа, которая мстит за изнасилование подруги. В пользу первого фильма говорит обезоруживающая манера показывать трудности глазами ребенка и увлечение американских критиков азиатскими режиссерами, в пользу второго — мощная феминистская повестка и блестящая игра Кэри Маллиган.
Кстати, возможно, именно эти критерии принесут победу Ли Айзеку Чуну или Эмиральд Феннел в категории «Лучший режиссер», несмотря на то что фаворитами пока остаются Чжао и Финчер. В список номинантов попал также датский режиссер Томас Винтерберг с его трагикомедией «Еще по одной». Вряд ли он удостоится награды в этой категории, а вот в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» — вполне возможно.
ГЛАВНЫЕ АКТЕРСКИЕ СТАТУЭТКИ
Пожалуй, самая волнительная часть премии — выбор лучшего актера и актрисы. Несмотря на возросший интерес к афроамериканским деятелям искусства, все же смеем предположить, что Виола Дэвис («Ма Рэйни. Мать блюза») и Андра Дэй («Соединенные Штаты против Билли Холидей») в этот раз останутся без награды. Академии предстоит действительно тяжелый выбор между Макдорманд, одним взглядом объясняющей нам все, что она думает про Америку на колесах и социальное неравенство; Маллиган, уже давно подающей надежды и честно заслуживающей победу, и Ванессой Кирби, исполнившей главную роль в пронзительной драме «Фрагменты женщины» о молодой матери, потерявшей ребенка при родах. Ставим на Фрэнсис, болеем за Ванессу и ничего не имеем против Кэри.
В номинантах на лучшую мужскую роль: Риз Ахмед в музыкальной драме «Звук металла», Гэри Олдман в «Манке», Энтони Хопкинс в британско-французской трагикомедии «Отец», Стивен Ян в «Минари» и Чедвик Боузман в байопике про Ма Рэйни. Здесь тоже большая интрига, учитывая, что Ахмед — первый мусульманин, который претендует на главную мужскую роль, Боузман — первый чернокожий актер, которого номинировали посмертно (он ушел из жизни в августе 2020 года после трехлетней борьбы с онкологией), Хопкинс — старейший кандидат в истории премии (ему 83!), Ян — азиат, а Олдман просто заслужил. Думаем, что основное соревнование будет между Яном и Боузманом, и, зная любовь Академии к красивым жестам, выиграет последний.
«Лучшую женскую роль второго плана» возьмет, вероятно, Оливия Колман, экранная дочь Хопкинса в «Отце», или болгарская актриса Мария Бакалова, звезда фильма «Борат-2» (хотя мы бы очень порадовались за Гленн Клоуз и достойную оценку ее игры в атмосферной саге об американской мечте «Элегия Хиллбилли»). Среди мужчин победу прочат Дэниелу Калуе за роль в биографической драме «Иуда и черный мессия» о леворадикальной партии «Черных пантер», отстаивавшей права чернокожего населения в 1960–1970-х годах.
И ЕЩЕ…
Думаем, что без статуэтки не останется фильм Аарона Соркина «Суд над чикагской семеркой»: его номинировали на лучший оригинальный сценарий, операторскую работу, песню и лучший монтаж. Награды за художественное оформление и костюмы могут по праву достаться «Ма Рэйни. Матери блюза», а за грим и прически — «Эмме» Отема де Уайлда. На лучший фильм на иностранном языке помимо «Еще по одной» номинированы боснийская военная драма «Куда ты идешь, Аида?», румынский документальный фильм о коррупции «Коллектив», китайский «Лучшие дни» — о буллинге и драма «Человек, который продал свою кожу» о художнике, который сделал на спине татуировку шенгена, чтобы сбежать от гражданской войны в Сирии.
Церемония «Оскар» пройдет 25 апреля.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7