Как перестать волноваться и начать смотреть кинокомиксы
Что делать, если не понимаешь хайп вокруг фильмов «Тор: Рагнарек» и «Лига справедливости»
В ноябре на экраны выйдут две экранизации комиксов — второго числа покажут «Тор: Рагнарек», а 16-го состоится премьера «Лиги справедливости». Первая завершает трилогию Marvel о Торе, а вторая собирает всех супергероев DC Comics — Бэтмена, Чудо-женщину, Супермена и других — в одном фильме. Не переживайте, если вы задаетесь вопросом, кто все эти люди. Комиксы стали мейнстримом еще в нулевых, но сейчас их слишком много. Зрителю гораздо проще уйти в оборону и не пытаться нагнать несколько десятков фильмов и сериалов. Мы попытались объяснить, зачем вообще смотреть кинокомиксы и как к ним можно подступиться сейчас.
Кинокомиксы — не только для детей и подростков
Раньше студии старались не рисковать и редко экранизировали комиксы, расчитанные на взрослую аудиторию. Неприятным опытом стали адаптации графических романов сценариста Алана Мура — «Хранителей» и «V значит Вендетта». Оригинальные книги, по сути, заставили говорить о комиксах как о форме искусства, а именно — ответвлении литературы.
Когда в 2005 году журнал Time составил список из ста величайших романов, «Хранители» стали единственным комиксом, который туда попал. Экранизации повезло меньше — ее довольно прохладно приняла критика, а кассовые сборы были далеки от бокс-офиса кинокомиксов с «подростковым» рейтингом PG-13. Проблема крылась даже не в жестокости и сексе, а в самой позиции комиксов на экране — зрители были не готовы к тому, что фильм с костюмированными супергероями будет транслировать остросоциальные комментарии и политическую сатиру.
В последние несколько лет были предприняты существенные шаги для разрушения стереотипа о комиксах как о «детском чтиве». На экраны и носителях вышло сразу несколько экранизаций со «взрослым» рейтингом — среди них были «Дэдпул» и «Логан». Оба опыта оказались коммерчески успешными. Их едва ли можно сравнить с «Хранителями», однако факт остается фактом — мрачные и жестокие кинокомиксы нашли своих зрителей.
Комиксы объясняют современные проблемы на понятных примерах
Однако даже кинокомиксы, которые, казалось бы, ни на что не претендуют, освещают множество современных проблем. Трилогия о Железном Человеке затрагивает проблему ответственности торговцев оружием за его распространение, трилогия о Бэтмене Кристофера Нолана — проблему борьбы с терроризмом, а «Бэтмен против Супермена» доходчиво объясняет, почему прессу называют «четвертой властью». В этом плане кинокомиксы не глупее любого другого массового кино, которое рассказывает о важных проблемах максимально доступно. Можно сейчас, конечно, заявить, что современный зритель стал чрезмерно инфантильным и гораздо спокойнее воспринимает негативные стороны жизни, скажем, расизм и ксенофобию, если их объясняют на примере «Людей Икс». В случае с последними режиссер Брайан Сингер, будучи ЛГБТ-активистом, провел вполне явную параллель между мутантами и секс-меньшинствами.
Это современная мифология (в основном Америки)
Нил Гейман вполне ясно обрисовал мифологическую картину США — из своего там только фольклор коренного населения, а в остальном культурный ландшафт наполняли иммигранты со всего мира. Культура Америки сравнительно молода, и в народные герои там попадают гангстеры вроде Аль Капоне и Джона Дилинджера. Образовавшийся вакуум во многом заполнили именно комиксы. Не совсем корректно называть их современными мифами — это скорее авторский эпос, созданный по мотивам мифологий народов мира. В этом плане особенно интересен пласт комиксов, переосмысляющих скандинавские, египетские и древнегреческие мифы. К ним относится, например, грядущий «Тор: Рагнарек».
Но, как и мифы, комиксы — это средство моделирования реальности. По сути, они цементируют некие вневременные ценности и моральные ориентиры. Неслучайно самым популярным героем киновселенной Marvel стал Тони Старк, а не, скажем, Стив Роджерс, также известный как Капитан Америка. В духе времени превозносить изобретателей и инноваторов вроде Илона Маска и Стива Джобса — они, по сути, и есть современные супергерои. Именно поэтому героем подростков становится Железный Человек. Обычный человек без суперспособностей, который сам сконструировал боевой костюм для отражения всевозможных мировых угроз.
Не надо смотреть абсолютно все
Чтобы получить полную картину о киновселенной Marvel, надо посмотреть 17 фильмов и восемь сериалов. По «Людям Икс» снято десять фильмов и два сериала. У их конкурентов из DC все только начинается и пока выглядит гораздо скромнее — в прокат вышло всего четыре фильма. Как бы то ни было, смотреть все совершенно не обязательно. На самом деле никаких «кинокомиксов», по сути, нет — есть кино в разных жанрах, которое снято по мотивам тех или иных комиксов. Студийные боссы понимают, что последовательно смотреть все фильмы станут только преданные фанаты, а обычные зрители будут ориентироваться скорее на жанр. По мотивам комиксов есть и вестерн («Логан»), и фильм-ограбление («Человек-муравей»), и космоопера («Стражи галактики»), и военная драма («Чудо-женщина», «Первый мститель»), и нуар («Город грехов») и фэнтези («Тор»). Поэтому можете проигнорировать бесконечные хронологии просмотра и просто выбрать кино, которое наиболее близко вам по жанру.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7