«Не фестиваль, а деловой форум»: впервые на «Кинотавре» нет светской жизни
Главный фестиваль российского кино «Кинотавр» в этом году мог и вовсе не состояться. Обычно он проходит в начале июня и знаменует старт лета для российских кинематографистов и светских звезд. Ежедневно гостям фестиваля не только показывают кино, но и устраивают вечеринки — в шатрах и на яхтах разливают всяческий алкоголь, а иерархии киношников смешиваются до неразличения.
В этом году по очевидным причинам все происходит совершенно иначе. Из-за пандемии фестиваль перенесся на первый осенний месяц. Вместо привычных 4–5 тысяч гостей планируют принять скромные 800, в кинозалах будет действовать, как это теперь принято в кинотеатрах, шахматная рассадка, а о светской жизни придется забыть и вовсе. В год китайской летучей мыши любые сборища — большой риск. Как говорит Александр Роднянский, нас ждет «не фестиваль, а деловой форум».
Впрочем, главное на «Кинотавре» — кино. В этом году основной конкурс составят 13 фильмов, треть из которых — дебюты. Также любителям свежей крови будет показан 31 короткометражный фильм (ведь в основном короткая форма — прибежище для начинающих режиссеров), а фанатам кино с попкорном — традиционная программа российских блокбастеров от «Вторжения» до «Холопа» (плюс неожиданная классика советского детства «Вам и не снилось») под открытым небом на Театральной площади. Так что, несмотря на организационные сложности, фестиваль обещает дать представление об абсолютной панораме тенденций российского кино дикого 2020-го.
Фильмы открытия и закрытия — новые работы признанных классиков
В этом году «Кинотавр» откроет анимационный фильм классика авторской анимации, 80-летнего Андрея Юрьевича Хржановского «Нос, или Заговор нетаких», ставший участником программы The Tyger Burns на Роттердамском кинофестивале.
Закроют едва показанные на Венецианском кинофестивале «Дорогие товарищи» Андрея Кончаловского, которому из-за кордона пророчат главный приз, «Золотого льва», отечественные и зарубежные кинокритики. Фильмы, впрочем, объединяет не только почтенный возраст их авторов. Обе картины — о репрессиях в советском и постсоветском обществах. У Хржановского, размышляющего абстрактно о горемычной судьбе художника, в кадре мелькают Мейерхольд, Мандельштам и Хармс, а вместе с ними такие фигуры, как изгнанный в 2006 году из им же созданного театра режиссер Анатолий Васильев. «Дорогие товарищи» Кончаловского, в свою очередь, — история о расстреле мирной демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году, одном из самых кровавых преступлений относительно свободной хрущевской оттепели. Первый фильм печально рифмуется с процессом над «Седьмой студией», второй — с жестким подавлением протестов в Беларуси.
Прямиком из Венеции: участники Venice days в конкурсе «Кинотавра»
С Лидо в Сочи приедет не только фильм Кончаловского, но и две работы более молодых режиссеров, с успехом показанные в рамках программы Venice days. «Конференция» автора «Класса коррекции» и «Зоологии» Ивана И. Твердовского — первый игровой фильм о теракте на Дубровке 2002 года. Тут документальные свидетельства смешаны с вымышленным сюжетом. Героиня, ушедшая в монастырь после теракта (всегдашняя актриса Твердовского Наталья Павленкова), по сюжету организует в том самом зале ДК «Московский подшипник» вечер памяти жертв трагедии, и реальные истории очевидцев схлестываются в психологической схватке. «Китобой» режиссера-дебютанта Филиппа Юрьева, снятый на студии Алексея Учителя, — из более тихих фильмов. Он рассказывает историю о чукотском подростке-охотнике, влюбившемся в вебкам-модель из Детройта (неожиданно в роли Кристины Асмус) и спешащем увидеть ее вживую, даже если ради любви придется переплывать Берингов пролив. В кадре — непрофессиональные актеры, в основном тинейджеры из Чукотки, за кадром — исключительный для отечественного кино саундтрек: звучат композиции Джули Круз, Джонни Кэша и Роя Орбисона.
Россия — Европа: гендерный паритет
В последние годы в международном киносообществе остро встал вопрос о женском кино, а некоторые европейские фестивали и вовсе ввели гендерные квоты, не позволяющие кураторам отбирать в конкурс больше 40–50% фильмов, снятых мужчинами. В этом году из 13 конкурсных фильмов на «Кинотавре» шесть сняты женщинами. Это «Вмешательство» Ксении Зуевой, громко дебютировавшей фильмом «Близкие» два года назад, «Город уснул» выпускницы МШНК Марии Игнатенко, впервые показанный в программе Forum Берлинского кинофестиваля, «Доктор Лиза» Оксаны Карас, байопик о трагически ушедшей Елизавете Глинке, «Маша» дебютантки Анастасии Пальчиковой — о взрослении в 1990-х, судя по трейлеру, смахивающий на прошлогоднего победителя «Кинотавра» «Быка» (а по аннотации и на «Середину 1990-х» Джоны Хилла). А еще «Трое» — новый фильм Анны Меликян, первой известной женщины-режиссера в постсоветском пространстве, которая не особо нуждается в представлении, и «Кто-нибудь видел мою девчонку?» Ангелины Никоновой, выстрелившей в 2011-м провокационным «Портретом в сумерках», — на этот раз это история жизни культового петербургского кинокритика Добротворского, рассказанная устами его жены. Впрочем, программный директор фестиваля Ситора Алиева утверждает, что дело не в новой моде: в последние пять лет «Кинотавр» феминизируется, а отбор формирует не гендер, а количество фильмов, поданных на участие в фестивале. И в этом году женщины прислали 40% заявок.
Впервые якутский фильм в конкурсе «Кинотавра»
В Якутской Автономной Советской Социалистической Республике не было киностудии. Поэтому кино в Якутии появилось в перестройку — под конец XX века. Поначалу было галимой любительщиной, но год за годом переросло в самостоятельный indiewood. Появились фильмы, репрезентирующие якутские города как Европу, целая хоррор-индустрия и ряд местных хитов, которые полюбила добрая четверть якутов. Фильмы стали окупаться как своеобычный импортозаменитель. Потом — ездить на российские фестивали (самые известные — ММКФ и «Окно в Европу», что в Выборге) и на экспорт на фестиваль в Бусан как экзотика с полноценной ретроспективой в 2017-м. Когда на феномен обратит внимание «Кинотавр», ждали не первый год, и наконец в конкурсе оказался новый фильм певца якутской деревни Дмитрия Давыдова «Пугало» — темная сказка о деревенской знахарке, снятая без профессиональных актеров.
Первый российский фильм о пандемии
Наконец, вне конкурса в этом году покажут фильм-спектакль «UFO» статного драматурга и режиссера Ивана Вырыпаева, сделанный наскоро, чтобы не потерять жгучую актуальность. Девять актеров, в числе которых Евгений Цыганов, Иван Макаревич и Алексей Филимонов, расскажут истории о контактах с инопланетянами. О фильме пока не понятно решительно ничего, но, по словам Ситоры Алиевой, он был сделан на карантине и отлично впитал охватившую мир тревогу.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7