Поиск

По городам и странам сквозь призму кино: Италия глазами Бернардо Бертолуччи

По городам и странам сквозь призму кино: Италия глазами Бернардо Бертолуччи

Текст: Софа Филимонова

Отправиться в живописные уголки мира в любой момент может позволить себе далеко не каждый, но магия кино делает путешествие возможным. Решили исследовать заветные точки на карте по фильмам великих и любимых режиссеров. Первой локацией стала Энотрия, она же Италия, а гидом — настоящий классик Бернардо Бертолуччи.


«Конформист»

(1970)

По городам и странам сквозь призму кино: Италия глазами Бернардо Бертолуччи (фото 1)

Завязка картины происходит в Риме в 1938 году. Как известно, это время фашизма в Италии во главе с Бенито Муссолини. Жизнь главного героя — 33-летнего аристократа Марчелло Клеричи (Жан-Луи Трентиньян) — обретает признаки «нормальности» при всем сюре происходящего вокруг. Режиссер здесь средствами киноязыка — метафорами, символами, игрой с цветом и музыкой — воссоздает давящую, болезненную и в то же время фарсовую атмосферу итальянского фашизма 30-х, которой на всех парах летел навстречу краху. Лента, основанная на романе Альберто Моравиа, принесла тогда начинающему Бертолуччи мировую известность и положила начало многолетнему сотрудничеству с оператором Витторио Стораро.


«Двадцатый век»

(1976)

По городам и странам сквозь призму кино: Италия глазами Бернардо Бертолуччи (фото 2)

Главные герои фильма — друзья Альфредо (Роберт Де Ниро) и Ольмо (Жерар Депардье). Первый — внук богатого землевладельца, а второй — незаконнорожденный крестьянин, чья судьба — работать на семью товарища. История сложных приятельских взаимоотношений балансирует на грани дидактической иллюстрации марксистской теории (одной из любимых тем режиссера), где театральность отсутствует за счет тщательно прописанного сценария и психологической проработки персонажей. Самый масштабный в хронометражном смысле проект Бертолуччи: полная версия длится более пяти часов и охватывает главные исторические события XX века на фоне ландшафтов Италии.


«Ускользающая красота»

(1996)

По городам и странам сквозь призму кино: Италия глазами Бернардо Бертолуччи (фото 3)

Эта картина — долгожданное возвращение Бертолуччи в родную Италию и ее кинематограф спустя 15 лет работы по всему миру. Получилось оно правда исключительно географическим, ведь герои фильма — иностранцы, а язык повествования — английский. В центре сюжета история 19-летней американки Люси (Лив Тайлер), приехавшей на каникулы в Италию после трагедии. Ее мать, известная поэтесса и топ-модель, совершила самоубийство. Это лето точно будет особенным: ей предстоит провести лето на вилле давних друзей семьи, найти отца и потерять девственность. В этой работе излюбленная тема режиссера о сексуальности лишена уже знаковых шокирующих элементов, которые в свое время стали визитной карточкой Бертолуччи. Тут чувственность невинна, а ее исследование сливается со стремлением раскрыть секрет о себе самом.


«Осажденные»

(1998)

По городам и странам сквозь призму кино: Италия глазами Бернардо Бертолуччи (фото 4)

Действие ленты разворачивается в Риме. Главный герой — Кински (Дэвид Тьюлис) — состоятельный, но замкнутый британец, пианист и композитор, который ведет затворнический образ жизни и дает уроки музыки одаренным детям. Его домработница — молодая африканка Шандурай (Тандиве Ньютон) — бежала в Италию, чтобы спастись от жестокого политического режима и изучать медицину. Кински видит в девушке ту же красоту, что и в музыке, а она, в свою очередь, любит мужа, осужденного на родине за политические убеждения. Шандурай надеется, что супруга освободят и он приедет к ней. А Кински ни на что не надеется — просто любит ее и продает все, что есть в доме (включая самое важное — фортепиано), чтобы помочь ей внести залог за мужа. В этой работе режиссер сделал ставку на чувственное восприятие, а не на зрелищность. И не прогадал.


«Ты и я»

(2012)

По городам и странам сквозь призму кино: Италия глазами Бернардо Бертолуччи (фото 5)

Последний фильм мастера повествует о Лоренцо (Якопо Ольмо Антинори), который на первый взгляд представляется типичным трудным подростком. Но все не так просто: пока другие тинейджеры обманывают родителей, чтобы тайком ускользнуть на встречу с друзьями, он врет, чтобы наконец остаться одному и провести несколько спокойных дней с книгой и музыкой, пусть и в неухоженном подвале своего же дома. Остаться наедине с собой не получается: сводная сестра Оливия (Теа Фалько) не дает и шанса на заветный покой и становится воплощением всего, что раздражает Лоренцо. В поисках спокойствия молодой человек учится принимать и смотреть глубже. Так режиссер обращается к теме нежного возраста — юности, а еще вспоминает отца — поэта Аттилио Бертолуччи.


Статьи по теме

Подборка Buro 24/7