Поиск

Друзья BURO. — об исторической недостоверности и чернокожей британской аристократии в нашумевшем сериале «Бриджертоны»

Друзья BURO. — об исторической недостоверности и чернокожей британской аристократии в нашумевшем сериале «Бриджертоны»

Подготовила: Ксения Китаева

Безобидный на первый взгляд сериал «Бриджертоны» о британском светском обществе XIX века вышел на Netflix в конце декабря, а его уже успели раскритиковать за историческую деформацию и окрестить нелепой пародией на «Сплетницу». Все началось с поста писательницы Татьяны Толстой в фейсбуке, в котором она разгромила каст сериала. После этого зрители разделились на два лагеря: одни убеждены, что кинематограф не имеет права искажать реалии прошлого с помощью нарочитого дайверсити, а сторонники новой этики ликуют от разнообразия меньшинств на экране. Мы попросили друзей BURO. поделиться их мнением об этом сериале.

 

Друзья BURO. — об исторической недостоверности и чернокожей британской аристократии в нашумевшем сериале «Бриджертоны» (фото 1)

Рената Харькова

директор отдела моды Tatler

 

Мне сериал очень понравился, посмотрела все серии за один день. Именно кастинг меня привлек в нем больше всего. Кажется, что ты попал на вечеринку в окружении знакомых и близких друзей. Никто больше не хочет смотреть только на белых цисгендерных худых женщин. В детстве я была счастлива от появления латиноамериканской куклы Barbie Терезы. Только это помогло мне полюбить себя и перестать страдать от несоответствия блондинке Барби. А теперь представьте, как это круто для всех подростков мира — видеть на экране самых разных мужчин и женщин. Кроме того, это развлекательный сериал, все герои представлены в положительном ключе, поэтому каждый может себя ассоциировать с любым персонажем. А что касается некой развязности, то в подростковом возрасте я увлекалась романами Джудит Макнот с ровно таким же незамысловатым сюжетом, потом перешла на Бальзака, Маркиза де Сада и «Любовника Леди Чаттерлей» Лоуренса. Нравы в начале XIX века не сильно отличались от сегодняшних, а проявлять ханжество может только необразованный человек.

 

 

Я бы вообще не рассматривала расистские высказывания как критику. Художественный фильм на то и художественный, что автор адаптирует кастинг к современности, исходя из своего видения сюжета и картинки. Разве возраст или рост Кирстен Данст соответствовали тем же данным Марии Антуанетты? Должен ли Петра Первого играть только очень высокий человек? Конечно, нет. Смешно ожидать от художественного фильма исторических соответствий — авторские произведения должны соответствовать нынешнему дню. Взять, к примеру, те же референсы go-go-танцев монахинь под попсу в заставке сериала «Молодой папа».

 

 

Для меня мир на экране наконец стал выпуклым и наполненным, начал соответствовать миру реальному — каким он был, например, во времена моей учебы в РУДН или в Лондоне. Мы привыкаем жить в многообразии, не люблю слово «терпимость», но придется обратиться к нему. Чем шире наш кругозор, чем больше разных людей и взглядов нас окружает, тем больше мы симпатизируем им. Ведь люди критически настроены только к тому, что им кажется незнакомым. А вот где все это время прятали таких талантливых и красивых актеров и моделей — это уже другой вопрос.

 

 

«Бриджертоны» — не великое, но невероятно милое и забавное искусство. Эдакий клишированный женский роман на экране. Мне бы хотелось в наших фильмах и сериалах тоже видеть побольше представителей разных меньшинств, ведь Россия по разнообразию ничем не отличается от той же Англии или Америки.

 

Друзья BURO. — об исторической недостоверности и чернокожей британской аристократии в нашумевшем сериале «Бриджертоны» (фото 2)
Друзья BURO. — об исторической недостоверности и чернокожей британской аристократии в нашумевшем сериале «Бриджертоны» (фото 3)

 

Друзья BURO. — об исторической недостоверности и чернокожей британской аристократии в нашумевшем сериале «Бриджертоны» (фото 4)

Арина Холина

журналист и основательница телеграм-канала «Беспощадная красота»

 

 

Есть исторические постановки, в которых реально важна достоверность. Есть буквальные постановки по художественным книгам, где соблюден исторический контекст. Мы их любим, они прекрасны, но искусство этим не ограничивается. В XVI веке писали картины по библейским сюжетам в современных интерьерах и нарядах, а сейчас мы знаем вариации балета «Лебединое озеро» в самой авангардной и вызывающей манере. Поэтому когда мы видим какое-то произведение «на тему», с новыми оттенками, смыслами, то почему сразу надо возмущаться? Даже у нас был снят фильм-шапито по «Идиоту» Достоевского с Федором Бондарчуком в главной роли (речь идет о картине 2001 года «Даун Хаус» режиссера Романа Качанова. — Прим. BURO.). Как и самые традиционные постановки, такие истории иногда получаются, иногда — не очень. Но любая интерпретация — это интересно. При этом я считаю нелепостью в какой-то фольклор напихивать разнообразия только ради галочки. Мне нравятся сказки, эпосы и легенды разных стран, но мне будет странно и непонятно увидеть, например, Мулан в исполнении шведки с типично скандинавской внешностью. Но если это будет изначально представляться как сумасшедший балаган, то почему нет?

 

 

«Бриджертоны» явно не историческая драма. Для самых недогадливых там даже поясняют, что это фантастика — мол, король женился не на белой европейской принцессе, с чего и началось равенство всех этносов. Это воображаемый, немного абсурдный, но милый мир в декорациях XIX века, очень простенькая любовная классика. Но после 2020 года неудержимо тянет к чему-то такому красивому, славному и легкому. Приятно видеть новых актеров и художников по костюмам. Сериал немного растянут — 10 серий для этой истории много, но лично меня Netflix научил виртуозно перематывать от одних важных событий к другим, так как его проекты часто грешат затянутостью.

 


 

Друзья BURO. — об исторической недостоверности и чернокожей британской аристократии в нашумевшем сериале «Бриджертоны» (фото 5)

Яна Лукина

редактор моды Vogue основательница телеграм-канала superficial space cadet

 

 

Тем, кто так отчаянно сражается за историческую справедливость в «Бриджертонах» (в основном это люди в соцсетях, критики приняли шоу очень тепло), кажется, стоит меньше переживать за целостность британской истории и больше — за что-то другое. Потому что в большинстве случаев это возмущения формата «Я не расист, но…» — и соответствующей ценностью. Интересно, очная встреча Марии Стюарт и Елизаветы в позапрошлогодних «Двух королевах» поднимает в этих борцах тот же вихрь чувств? Нет? А как же тогда историческая достоверность?

 

Друзья BURO. — об исторической недостоверности и чернокожей британской аристократии в нашумевшем сериале «Бриджертоны» (фото 6)

 

Ирония в том, что сам сериал «Бриджертоны» ни на какую достоверность и не претендует. Книжки, по которым он снят, — чистый фикшен, пусть и в реалиях конкретного исторического периода. И создатели сериала старательно подчеркивают эту сказочность. Например, с помощью костюмов: героини осознанно избавлены от чепцов, зато их платья — так же осознанно — украшены кристаллами Swarovski. И с помощью музыки: на балах танцуют под Ариану Гранде и Билли Айлиш. Это та самая «фантазия на тему» — и ей уж точно не противоречит ни инклюзивность каста, ни чрезмерная (по меркам романов Джейн Остин, над которыми «Бриджертоны» по-доброму подшучивают) откровенность сцен. А уж если какой-то совершеннолетний — все-таки это сериал для совершеннолетних — зритель решит, что «все так и было», и пойдет с этим знанием по жизни (что, кстати, вряд ли нанесет кому-то серьезный урон) — вопросы следует адресовать зрителю.

 

 

Само шоу, на мой взгляд, отличное. Хотя бы потому, что сделано с большой долей самоиронии и действительно развлекает зрителя.

 


 

Друзья BURO. — об исторической недостоверности и чернокожей британской аристократии в нашумевшем сериале «Бриджертоны» (фото 7)

Надя Менделевич

журналист и основательница телеграм-канала «Наножемчуг»

 

 

 

Я читала полярные мнения о сериале. Первое, крайне популярное в русскоязычных реалиях, — это история про то, что белых должны играть только белые, черных — черные, иначе получается странно и неисторично. Это плохая точка зрения, которая совершенно не учитывает то, что все мы люди. Мне кажется, что в сто раз важнее, чтобы небелые девочки и мальчики наконец-то смогли поиграть в типично белые культурные истории. Когда темнокожий актер играет британского герцога, это про равенство, исцеление травмы и прощение.

 

 

Меня смущает только один момент: специально или нет, но получилось так, что молодых, красивых и заметных аристократов (герцога, гостью из провинции, королеву) играют только представители смешанных рас. Это заметили все мои чернокожие друзья, и для них это больной момент.

 

Друзья BURO. — об исторической недостоверности и чернокожей британской аристократии в нашумевшем сериале «Бриджертоны» (фото 8)
Друзья BURO. — об исторической недостоверности и чернокожей британской аристократии в нашумевшем сериале «Бриджертоны» (фото 9)

 

В финале сезона я осознала, что сериал снят по романчику «Герцог и я», с которым я пересеклась на вечер в далеком 2003 году, обнаружив его у бабушки в тумбочке. Она такое покупала в электричке Москва — Чехов. Погуглите обложку, насладитесь! Это почти фанфик. Многочисленные «Анжелики» по сравнению с «Герцог и я» — учебники истории. Это такая фантазия, «Сплетница» про начало XIX века в Англии. С другой стороны, мы же не смотрели «50 оттенков серого» как руководство по построению здоровых отношений?

 

 

Репрезентация меньшинств на экране крайне важна. Она нормализует отношения в престижной индустрии после долгих лет дискриминации. Сериал меня и развлек, и разочаровал. Из первоисточника сделали конфетку, но вот заявленную расовую повестку отработали топорно.

 


 

Друзья BURO. — об исторической недостоверности и чернокожей британской аристократии в нашумевшем сериале «Бриджертоны» (фото 10)

Оксана Смирнова

медиаменеджер и основательница телеграм-канала «На дне»

 

 

 

В «Бриджертонах» история — скорее привлекательная декорация, чем главный персонаж. Если видеть в этом сериале в первую очередь развлекательный, а не познавательный контент, то точно получишь больше удовольствия. Гораздо интереснее, чем выискивать тут исторические несоответствия, рассматривать все эти бантики в прическе королевы Шарлотты, узнавать Билли Айлиш в мелодии на балу и угадывать, чья это реплика: леди Уислдаун или «Сплетницы».

 

 

Из вопросов соответствия эпохе меня смутило разве что, мог ли оральный секс действительно быть так популярен в XIX веке? Или все-таки это было не слишком гигиенично, а удовольствие женщины не могло быть приоритетом в то время?

 

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7