Поиск

Финальный дневник Венецианского фестиваля: победители и лучшие фильмы

Финальный дневник Венецианского фестиваля: победители и лучшие фильмы

Текст: Катя Загвоздкина

На 78-м Венецианском кинофестивале на прошедших выходных вручили награды. Главный приз, «Золотого льва», получил фильм «Событие» Одри Диван, Гран-при жюри — «Рука Бога» Паоло Соррентино. «Серебряного льва» за лучшую режиссуру вручили Джейн Кэмпион («Власть пса»), приз за сценарий вручили Мэгги Джилленхол (сняла «Пропавшую дочь»). За лучшую мужскую роль наградили филиппинского актера Джона Арсилью («На работе: Пропавшие 8»), за лучшую женскую роль — Пенелопу Крус, которая снялась у Педро Альмодовара в «Параллельных матерях». Рассказываем подробнее о победителях — и тех фильмах, которые понравились больше всего нам.


Жюри под руководством корейского режиссера Пона Чжун Хо отдало главную награду Венецианского фестиваля «Явлению» француженки Одри Диван. Это было неожиданное решение: «Золотого льва» критики прочили «Руке Бога» Паоло Соррентино (она получила вторую по значимости награду, Гран-при жюри). Удивило оно тем более, что Пон Чжун Хо прервал тенденцию, которая сложилась на Венецианском фестивале в последние годы: награждать кино одновременно авторское и зрительское, которое понравится критикам и выйдет в широкий прокат. «Золотого льва» в прошлом году получила «Земля кочевников», до этого «Джокер», «Рома» и «Форма воды».

Пон Чжун Хо наградами распорядился иначе. Его жюри отметило женщин, три главные награды из четырех — у них: приз за режиссуру получила Джейн Кампион («Власть пса»), за сценарий — Мэгги Джилленхол («Пропавшая дочь»).


Финальный дневник Венецианского фестиваля: победители и лучшие фильмы (фото 1)

«Явление» («L'événement») француженки Одри Диван не выйдет в самый широкий прокат уже из-за темы — это кино про аборты. Франция, 1963 год. Студентка Анна (Анамария Вартоломей), лучшая ученица на своем потоке, после случайной связи узнает, что беременна. Она не хочет оставить ребенка, который помешает воплотить ее мечты — не стоять за прилавком, как родители, а стать преподавателем. Но во Франции в это время аборты запрещены, а женщинам, которые хотят их сделать, грозят тюремные сроки. Это не останавливает Анну — так начинается ее одиссея к подпольному аборту.

60-е — время эмансипации, студенческих выступлений, французской «новой волны», мини-юбок и психоделиков, но «Явление» не про них. Это клаустрофобное кино про ловушку, в которой из-за своей физиологии оказались женщины, и про то, чего им стоит из нее выбраться.

На церемонии награждения Диван («Явление» лишь второй ее фильм) говорила о том, насколько важно, чтобы аборты были разрешены. С основной идеей ее кино, как и ее речи, не поспоришь, но важная и актуальная тема не делает его автоматически хорошим. В отличие от другого фестивального хита на ту же тему, «Никогда, редко, иногда, всегда» Элизы Хиттам, Диван не щадит зрителя и ничего от него не скрывает — это очень физиологичное кино, тема подпольных абортов в нем раскрыта. Мучается главная героиня — страдает от увиденного на экране и аудитория, моментами это невыносимо для всех. Самоотверженная игра Вартоломей, которая исполнила главную роль, — лучшее, что есть в фильме.

Финальный дневник Венецианского фестиваля: победители и лучшие фильмы (фото 2)

«Руке Бога» Паоло Соррентино (у него есть «Оскар», но больших фестивальных наград еще не было) вручили Гран-при. Режиссер со сцены благодарил семью и съемочную команду (в том числе своего постоянного актера Тони Сервилло, который сидел в зале), но выглядел немного разочарованным. Его фильм отметили на церемонии еще один раз — награду лучшему молодому актеру получил Филиппо Скотти, сыгравший в фильме главную роль (эту новость зал встретил одобрительным гулом).

Взрослую актерскую награду, Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль, вручили филиппинскому актеру Джону Арсилье, сыгравшему в крминальной драме «На работе: Пропавшие 8». Арсильи в Венеции не было, и он по скайпу всех благодарил и сокрушался, что не может поцеловать свой приз. Кубок за главную женскую роль получила Пенелопа Крус, сыгравшая в «Параллельных матерях» Педро Альмодовара. Прошлую фестивальную награду ей тоже подарило сотрудничество с ним — в Каннах в 2006 году она получила приз за «Возвращение», и этот кубок Крус посвятила самому режиссеру.

Финальный дневник Венецианского фестиваля: победители и лучшие фильмы (фото 3)

Специальный приз жюри получил итальянский фильм «Дыра» («Il buco») Микеланджело Фраммартино. В 60-х группа спелеологов метр за метром исследует пещеру на юге Италии — одну из глубочайших в мире. В это же время в горах умирает старый пастух, все наследство которого — несколько осликов. Поклонники этого фильма («Дыра» очень красиво снята, в этом сошлись все) говорили о его поэтичности, метафоричности, о том, что он открывает зрителю глаза на хрупкую красоту жизни. Противники — что это National Geographic на максималках и на сеансе хорошо спалось. Правы и те и другие.

Российское кино в этом году в Венеции было хорошо представлено, но осталось без наград: «Капитан Волконогов бежал» не получил ничего в основном конкурсе, фильм «Мама, я дома» — в программе «Горизонты». Даже Юра Борисов, снявшийся в обоих фильмах, оказался без призов. Награду вручили только Кате Селенкиной за фильм про закладчика «Обходные пути», показанный на Неделе критики.

Решения жюри редко (точнее, почти никогда) устраивают критиков. Мы представляем шестерку фильмов, которые нам понравились больше всего и выхода которых в онлайн- или обычном прокате стоит дождаться.


«РУКА БОГА»

основной конкурс

Финальный дневник Венецианского фестиваля: победители и лучшие фильмы (фото 4)

Паоло Соррентино вспоминает свое детство в Италии 80-х. Одновременно масштабное и интимное кино, в котором Диего Марадона принимает участие в судьбе своих поклонников, о существовании которых даже не знает. Гран-при фестиваля. Подробнее о фильме — здесь.


«ПРОПАВШАЯ ДОЧЬ»

основной конкурс

Финальный дневник Венецианского фестиваля: победители и лучшие фильмы (фото 5)

Режиссерский дебют Мэгги Джилленхол, экранизация одноименного романа итальянской писательницы Элены Ферранте. Семейная драма про университетскую преподавательницу (Оливия Колман), которая, встретив на греческом курорте дисфункциональную семью, вспоминает свои непростые отношения с детьми. Джилленхол получила приз за лучший сценарий. Подробнее о фильме — здесь.


«МОНА ЛИЗА И КРОВАВАЯ ЛУНА»

основной конкурс

Финальный дневник Венецианского фестиваля: победители и лучшие фильмы (фото 6)

Новый фильм Аны Лили Амирпур, путешествие по ночному Новому Орлеану в компании девушки со сверхспособностями (Чон Джон-со), драг-дилера (Эд Скрейн), копа (Крэйг Робинсон), танцовщицы стриптиза (Кейт Хадсон) и ее сына (Ивэн Уиттен). Самый атмосферный фильм фестиваля. Подробнее — здесь.


«ПРОШЛОЙ НОЧЬЮ В СОХО»

вне конкурса

Финальный дневник Венецианского фестиваля: победители и лучшие фильмы (фото 7)

Триллер про скромную девушку из провинции (Томасин Маккензи), которая, приехав в Лондон, оказывается в кошмаре — в прямом смысле в страшном сне о 60-х, в котором преследует начинающую певицу (Аня Тейлор-Джой). Эдгар Райт ставит зрителям свои любимые пластинки и зовет в путешествие в Лондон в 60-х — лучше не отказываться. Подробнее о фильме читайте здесь.


«LIFE OF CRIME 1984–2020»

вне конкурса

Финальный дневник Венецианского фестиваля: победители и лучшие фильмы (фото 8)

Фильм американского документалиста Джона Алперта про то, что наркотики убивают. Но не торопитесь с выводами, что это морализаторское скучное кино: Алперт отслеживает жизнь своих героев — двух парней и девушки из white trash — на протяжении 36 лет. Они начинают с кражи постельного белья в магазине, но постепенно их жизнь все больше входит в колею — ту, которую оставляет след шприца. Фильм, снятый без дидактики и морализаторства, который оказывается не социальной драмой, а настоящей трагедией: поступки определяют будущее, и наступает момент, когда уже ничего не изменить. Кино, которое смотришь как игровое, а потом ловишь себя на мысли, что это док — и становится очень страшно. Фильм выйдет на HBO, дата пока неизвестна.


«МАМА, Я ДОМА»

«Горизонты»

Финальный дневник Венецианского фестиваля: победители и лучшие фильмы (фото 9)

Женщине из провинции сообщают, что ее сын умер, когда воевал в составе частной военной компании в Сирии. Она не верит и пытается его найти, и внезапно сын — или тот, кто себя за него выдает, — и правда возвращается домой. Абсурдная и очень убедительная драма выпускника Мастерской Сокурова Владимира Битокова, один из лучших фильмов года. Подробнее о нем — здесь.