Поиск

«Сказка» Сокурова и «Жанна Дюбарри» Майвенн: кинофестиваль Voices глазами BURO.

«Сказка» Сокурова и «Жанна Дюбарри» Майвенн: кинофестиваль Voices глазами BURO.

Фото: «Кинопоиск»

В Вологодской области закончился юбилейный десятый фестиваль молодого кино Voices. В программе — российские дебюты и европейские премьеры, многие из которых приехали в Россию прямиком с Каннского кинофестиваля. Ключевое событие — показ последнего фильма Александра Сокурова «Сказка», который режиссер представил сам, а затем обсудил со зрителями. Постоянный автор BURO. Катя Загвоздкина вернулась из Вологды и рассказывает о главных лентах фестиваля.


«СКАЗКА» АЛЕКСАНДРА СОКУРОВА

«Сказка» Сокурова и «Жанна Дюбарри» Майвенн: кинофестиваль Voices глазами BURO. (фото 1)
«Сказка» Сокурова и «Жанна Дюбарри» Майвенн: кинофестиваль Voices глазами BURO. (фото 2)

 Самое сильное впечатление Voices — «Сказка», последний фильм Александра Сокурова, премьера которого состоялась на фестивале в Локарно в прошлом году. О сюжете можно говорить лишь условно — предположительно, в лимбе (на фоне можно разглядеть развалины Рима; трибуна на Красной площади и непроходимый лес, кажется, из «Божественной комедии» Данте) бродят четыре вождя-современника — Сталин, Гитлер, Черчилль и Муссолини — и их двойники. Вожди обсуждают (каждый на своем родном языке) взгляды, поступки и мундиры друг друга и обмениваются едкими замечаниями, пока ждут, куда их распределят дальше. Ненадолго появляются Иисус и Наполеон. Для тех, кто интересуется технической стороной вопроса, как Сокурову удалось вернуть к жизни вождей, — обошлось без deep fake. Режиссер использовал только историческую хронику (об этом зрителям сообщают в самом начале фильма).

Просмотр «Сказки» — непростой зрительский опыт. Как и другие поздние фильмы Сокурова, «Сказка» — ребус, состоящий из цитат и отсылок. Часть из них — из школьной программы («Земную жизнь пройдя до половины», — повторяют герои), другие разгадать сложнее. Дешифровка этого пазла лежит на зрителе и во многом определяется его кругозором и отношением к героям фильма. Сокуров уже давно интересуется природой власти (один из главных проектов режиссера за последние 20 лет — «Тетралогия власти», четыре, соответственно, фильма про диктаторов). И «Сказка» эти поиски продолжает. Самая очевидная трактовка ленты — что это высказывание против вождизма как такового, любой идеологии о превосходстве — коммунизма, фашизма, нацизма и империализма (этим можно объяснить появление Черчилля — для многих неожиданного персонажа в компании диктаторов). Сам Сокуров на вопрос «что имел в виду автор» на встрече со зрителями прямо отвечать не стал — только улыбался и говорил, что все трактовки имеют право на существование. Наше интервью с режиссером можно прочитать здесь.


Прокат в России: неизвестно


«ВОЛНАМИ» СЕРГЕЯ КАЛЬВАРСКОГО

«Сказка» Сокурова и «Жанна Дюбарри» Майвенн: кинофестиваль Voices глазами BURO. (фото 3)
«Сказка» Сокурова и «Жанна Дюбарри» Майвенн: кинофестиваль Voices глазами BURO. (фото 4)

Сокуров — почетный гость фестиваля — приехал в Вологду не один, а в компании учеников. В конкурсную программу (небольшую — всего пять работ) вошли сразу два снятых ими фильма. Сергей Кальварский показал в Вологде «Волнами» — черно-белый средний метр про путешествие по волнам памяти. Этот фильм ближе к экспериментальным, чем другие фестивальные картины: чередуются снятые долгими планами печальные последствия ХХ века — заброшенные трудовые лагеря, затопленные при строительстве Братской ГЭС деревни, — их комментирует закадровый голос. Как сказал режиссер после показа, название «Волнами» относится не только к водам Ангары, которую показывают на экране, но и к звуку — саундтрек состоит из гула ветра, ударных и архивных записей фольклорных песен, и погружение в этот фильм-медитацию без него не было бы возможным.


Прокат в России: неизвестно


«КЛЕТКА ИЩЕТ ПТИЦУ» МАЛИКИ МУСАЕВОЙ

«Сказка» Сокурова и «Жанна Дюбарри» Майвенн: кинофестиваль Voices глазами BURO. (фото 5)
«Сказка» Сокурова и «Жанна Дюбарри» Майвенн: кинофестиваль Voices глазами BURO. (фото 6)

Еще одна ученица Сокурова — Малика Мусаева с «Клетка ищет птицу» (премьера прошла на Берлинском фестивале этой зимой). Про этот нежный, красивый фильм о том, как трудно молодым женщинам на Кавказе бывает распоряжаться своей жизнью, мы писали раньше. Зрители в Вологде также отметили «Клетку» — сыгравшая главную роль Хадижа Батаева получила актерскую награду (на фестивале Voices приз решили не разделять между актерами и актрисами и вручить только одну гендерно-нейтральную награду).


Прокат в России: премьера запланирована на 12 октября


«БЛАЖЬ» ИЛЬИ ПОВОЛОЦКОГО

«Сказка» Сокурова и «Жанна Дюбарри» Майвенн: кинофестиваль Voices глазами BURO. (фото 7)
«Сказка» Сокурова и «Жанна Дюбарри» Майвенн: кинофестиваль Voices глазами BURO. (фото 8)

Плюс один российский фильм в конкурсе, героиня которого переживает трудный переходный период, — «Блажь» Ильи Поволоцкого. Его премьера состоялась на последнем Каннском кинофестивале в программе «Двухнедельник режиссеров». Отец (Гела Читава) и дочь (замечательная Мария Лукьянова) ездят по России в минивэне с незамысловатым бизнесом — в деревнях ставят проектор, натягивают экран и показывают кино. Но дочь (она и кассир, и разносчик закусок на показах, и даже отборщик кинопрограммы) уже не ребенок, и ее отношения с отцом, с которым они почти все время проводят вдвоем в тесном минивэне, становятся все более сложными. «Блажь» — игровой дебют документалиста Поволоцкого: критики ругали за бессобытийность и медленный темп, в этом роуд-муви действительно мало что происходит, только пейзаж сменяется за окном машины. Однако вовсе не хочется, чтобы это неторопливое (но отнюдь не лишенное драматического напряжения) путешествие заканчивалось. Во-первых, из-за очень киногеничной главной героини (предвидим, что у Лукьяновой большое актерское будущее). Во-вторых, из-за работы оператора (Николай Желудович) — «Блажь» снята на пленку. Отсюда — тактильное, зернистое изображение и чуть ностальгический вайб.


Прокат в России: неизвестно


ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОЕКТЫ

«Сказка» Сокурова и «Жанна Дюбарри» Майвенн: кинофестиваль Voices глазами BURO. (фото 9)
«Сказка» Сокурова и «Жанна Дюбарри» Майвенн: кинофестиваль Voices глазами BURO. (фото 10)

На Voices зрители могли увидеть не только актуальное российское кино. Фестиваль открыла лента «Скарлет» итальянца Пьетро Марчелло (премьера состоялась в Каннах в прошлом году). Предыдущий игровой фильм Марчелло снял по роману Джека Лондона («Мартин Иден» вышел в 2019 году), и теперь он снова обращается к классике: «Скарлет» — вольная экранизация «Алых парусов» Александра Грина (Скарлет — это «алый»).


Прокат в России: неизвестно


«Сказка» Сокурова и «Жанна Дюбарри» Майвенн: кинофестиваль Voices глазами BURO. (фото 11)
«Сказка» Сокурова и «Жанна Дюбарри» Майвенн: кинофестиваль Voices глазами BURO. (фото 12)

Закрывал фестиваль также каннский фильм — «Жанна Дюбарри» режиссера Майвенн (она же сыграла главную роль). Эта зрелищная, снятая в Версале, но с голливудским размахом, костюмная драма рассказывает о фаворитке короля Людовика XV. Жизнь Жанны — практически готовый киносценарий: она родилась в семье кухарки, благодаря покровительству мужчин поднялась на самый верх социальной лестницы, стала фавориткой Людовика XV, пережила его и опалу после его смерти, но не Великую французскую революцию — новый строй признал ее коллаборационисткой и казнил. В фильме никакой художественной революции не совершается, это классическая костюмная драма, в которой Депп (это его первое появление на экране после суда с Эмбер Херд) играет короля, но роль у него второстепенная. Пожалуй, для финала фестиваля не самый плохой выбор, к Каннам вопросов больше. Единственное разочарование (по словам самих вологжан) — Депп на премьеру не приехал.


Прокат в России: фильм выйдет 20 июля


Редакция благодарит генерального партнера фестиваля, компанию «Северсталь», за помощь в организации поездки.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7