15 лучших фильмов уходящего года
Что дал 2015-й миру кино?
«Феникс»
Немецкая драма про выжившую в концлагере певицу, которая вернулась в родной Берлин с обезображенным лицом, сделала пластическую операцию и теперь пытается найти своего мужа. Впрочем, ее подруга утверждает, что именно муж и сдал ее нацистам. Драма в духе хичкоковского «Головокружения» с выдающейся ролью Нины Хосс, играющей себя и не себя одновременно: главная героиня потеряла самоидентичность и теперь не понимает, где заканчивается она сама и начинается ее новое альтер эго. Грандиозное кино от Кристиана Петцольда, за свою предыдущую картину «Барбара» с той же Хосс взявшего приз Берлинале за режиссуру.
«Безумный Макс: Дорога ярости»
Самый громкий, шумный и неприятный фильм 2015-го — боевик про постапокалипсис, где главная ценность — это нефть, главное решение всех проблем — пулеметная очередь, а жизнь вообще ничего не стоит. Главный герой (Том Харди) спасает оставшееся человечество от окончательного вымирания, вместе с однорукой императрицей Фуриозой (Шарлиз Терон) сопровождая кое-что очень ценное на безопасную территорию и одновременно убегая от преследования целой армии самоотверженных безумцев. Вообще в «Дороге ярости» будущее описано настолько подробно, что становится немного страшно. Идеальное сочетание видеоарта и боевика с пушками, очень авторское и самобытное кино.
«Головоломка»
Если в современном мире где-то и остались волшебники, то работают они явно на студии Pixar. «Головоломка» — первый фильм студии за два года, кино про каждого из нас, про вечное детство и про то, что смелость и все наши возможности — у нас в голове, нужно просто ничего не бояться.
«Оно»
Малобюджетный арт-хоррор, построенный на знакомом каждому чувстве, что его преследуют. После случайной связи главная героиня сходит с ума в попытке разгадать, почему за ней постоянно увязываются мертвые люди. Тот случай, когда страшен не видеоряд, а атмосфера — после «Оно» (премьера которого состоялась, кстати, не где-нибудь, а в Каннах) еще минимум пару дней жутковато ходить по улицам.
«Под электрическими облаками»
Алексей Герман — младший снял картину-фантазию о будущем России: действие разворачивается в 2017 году, а герои семи новелл, из которых и состоит фильм, — «лишние люди», живущие в стране, распятой между двумя временными пластами. Занятно, предыдущие картины Германа были о прошлом, а эта — о том, что ждет — или, хочется верить, не ждет — нас впереди. Ну и вообще, картина, которая начинается с цитаты Сезанна, а заканчивается игрой на губной гармошке, вряд ли может быть плохой.
«Девушка без комплексов»
Эми Шумер — самая востребованная на сегодняшний день американская комедиантка — выпустила прокатный хит («Девушка без комплексов»), получила «Эмми» и снялась в календаре Pirelli. «Девушка без комплексов» — комедия про непростую жизнь одной девушки в большом городе, обаятельно похабная и очень точная (режиссер Джудд Апатоу все-таки лучше всех умеет снимать комедии про отношения). А еще в активе «Девушки» есть самая смешная сцена этого года.
«Иррациональный человек»
Еще один фильм от Вуди Аллена, стабильно выпускающего по картине в год, — трагикомическая интерпретация «Преступления и наказания». Хоакин Феникс с пузиком читает лекции по философии, влюбляется в свою студентку (Эмма Стоун), а потом происходит убийство. Серьезный и несерьезный Вуди одновременно — именно то, что получается у него лучше всего.
«Молодость»
По своему эффекту «Молодость» Паоло Соррентино, конечно, проигрывает «Великой красоте», но впечатление все равно производит — это нежная, трогательная и удивительно красивая картина про то, что уходить нужно вовремя.
«Госпожа Америка»
Одного из главных представителей американского инди Ноа Баумбаха заметили после «Милой Фрэнсис» — черно-белой картины про жительницу Нью-Йорка немного за 30 в исполнении Греты Гервиг, пытающейся найти свое место в жизни (не очень успешно). «Госпожа Америка» — идейный сиквел «Фрэнсис», опять про Нью-Йорк, опять с Гервиг и опять про самопознание. Баумбах верен себе и снова выпускает кино, снятое под девизом Quiet is the new loud («Тихо — новое громко»), и этот свой метод здесь доводит до совершенства.
«Лобстер»
За последнюю пятилетку грек Йоргос Лантимос стал одним из самых известных авторов Европы, снимая эксцентричные картины про отчуждение и одиночество. «Лобстер» отчасти похож на его же «Клык» и «Альпы», но с англоязычными актерами (Колин Фаррелл, Рэйчел Вайс и Бен Уишоу). Жестокая и бесконечно красивая антиутопия про то, что человек человеку волк.
«Из машины»
Тихий британский фильм, ломающий все стереотипы о тихих британских фильмах — малобюджетная, но эстетически насыщенная история про девушку-робота (Алисия Викандер), создавшего ее мультимиллиардера (Оскар Айзек) и рохлю (Домналл Глисон), приглашенного проверить машину на интеллект. Практически шекспировская драма на троих, действие которой разворачивается в замкнутом пространстве, так что от собственных демонов (а тем более от чужих) героям сбежать не удается.
«Марсианин»
После относительно провальных «Советника» и «Исхода» Ридли Скотт вернулся в форму и снял «Марсианина», где Мэтт Деймон пытается выжить на Красной планете с помощью картошки и собственной изворотливости. Отличный саундтрек и юмор (который в фильмах про человека на грани выживания — большая редкость) только добавляют плюсов и без того отличной картине. Ну и для самого Скотта это лучший фильм со времен «Гладиатора».
«Шпион»
Ударная комедия про офисную крысу средних лет из подвалов ЦРУ (Мелисса МакКарти), посланную на спецзадание и умудрившуюся за время его выполнения стать первоклассной шпионкой. Еще одно доказательство того, что эволюция шпионского жанра — едва ли не самое интересное и живое, что происходит в массовом кино.
«Выживший»
Леонардо ДиКаприо не зря отращивал свою бороду: «Выживший» снимался 10 месяцев, вдвое превысил изначальный бюджет и рассорил режиссера Иньярриту с половиной его команды. То, что получилось, — кино как подвиг, почти как «Апокалипсис сегодня» в заснеженных равнинах Среднего Запада. Если ДиКаприо не получит «Оскар» и в этот раз, то нет на свете справедливости.
«Шпионский мост»
Фильм Стивена Спилберга про видного американского адвоката, во времена холодной войны призванного вести переговоры с СССР по обмену военнопленных. В итоге тому приходится ехать в Берлин и узнать эту войну не из газетных передовиц, а на собственной шкуре. Ни в коем роде не блокбастер и очень камерное по спилберговским меркам кино, при этом, как говорит сам режиссер, очень личное и злободневное.