Что смотреть на 40-м Московском кинофестивале
Десктоп-триллер Тимура Бекмамбетова, индийская документалка про секс-просвет, драмеди о любви в супермаркете и другие фильмы ММКФ, на которые стоит сходить
19 апреля начнется 40-й Московский международный кинофестиваль (в этом году на два месяца раньше из-за чемпионата мира по футболу). Его программа, как всегда, обширна и необъятна: посмотреть все заявленные фильмы всех программ просто невозможно, даже если вы — взявший отпуск на время фестиваля синефил. Buro 24/7 собрал из фильмов ММКФ четыре собственные короткие программы.
По следам других кинофестивалей
«Неповиновение» (2017)
Чилиец Себастьян Лелио запомнился в 2017 году отличной драмой «Фантастическая женщина», получившей в 2018-м «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. «Неповиновение» — его англоязычный дебют, впервые показанный на кинофестивале в Торонто. Главная гериня возвращается из США на родину в Лондон после смерти отца-раввина и встречает там свою бывшую возлюбленную. Еврейское сообщество, к которому принадлежат все персонажи, конечно же, не одобряет лесбийские связи. Фильм получился сумрачный, но не мрачный, и даже какой-то чуткий. Кстати, главные роли в картине исполнили Рэйчел Вайс и Рэйчел МакАдамс. ММКФ может стать единственным шансом увидеть «Неповиновение», потому что шансы фильма попасть в российский прокат ничтожно малы.
«Моего брата зовут Роберт, и он идиот» (2018)
Один из главных фильмов прошедшего Берлинского кинофестиваля вызвал противоречивую реакцию у критиков — кто-то драму резко не принял, а кто-то пришел в восторг. Бесспорно, кому-то будет трудно высидеть три часа, но, если вы готовы забыться и полностью погрузиться во время и пространство этой драмы, то вас ждет медитативный опыт совершенно особого свойства, но едва ли умиротворяющий. По сюжету Роберт помогает сестре-двойняшке Елене подготовиться к экзамену по философии, и где-то во время чтений Хайдеггера они заключают пари, проиграв которое Елене придется отдать брату свою машину, а в случае победы — Роберт исполнит любое ее желание. Суть спора — Елене нужно переспать с кем-то до окончания вуза, но для фильма это все, конечно, только формальности.
«Молитва» (2018)
Еще один фильм из программы последнего Берлинале. Трудный подросток Тома приезжает в Альпы в католическую общину, помогающую реабилитации наркоманов. Из методов лечения — строгая дисциплина, четкий распорядок дня, тяжелый труд и молитвы. Здесь на фоне потрясающих видов природы Тома победит свою зависимость, найдет новых друзей и встретит любовь.
«Нина» (2018)
Полячка Шайдас дебютировала с этим фильмом на фестивале в Роттердаме, а также попала с ним в Торонто. Драма в приглушенных тонах рассказывает историю женщины, живущей в длительном браке, в котором никак не получается завести детей. Пара решает пригласить суррогатную мать, но неожиданно двух женщин начинает тянуть друг к другу. Пожалуй, одним из лучших моментов фильма становится фраза «Я полюбила человека», которую главная героиня бросает своей сестре в ответ на недоумение о том, как же одна женщина смогла полюбить другую.
«Между рядами» (2018)
Обаятельная история любви в рамках одного гипермаркета участвовала в Берлинале и в российский прокат выйдет только в июле. Главный герой — молчаливый Кристиан, он работает на погрузчике в огромном торговом центре и дружит с Бруно из алкогольного отдела. Там же в кондитерском работает Мэрион, с которой Кристиан легко ладит, а потом и влюбляется. К сожалению, Мэрион оказывается дамой замужней. Вообще, фоном любовной линии тут служит забавная жизнь магазина, где отделы могут воевать друг с другом, а сотрудники — обаятельны каждый по своему. Правда Штубер легко переключается из режима комедийного веселья в режим саднящей меланхолии.
От женщин-режиссеров
«Офелия» (2018)
Недавно на экраны вышел фильм «Мария Магдалина», в котором режиссер Гарт Дэвис пытался показать известные библейские события с точки зрения, собственно, Марии Магдалины. Попытка эта была довольно неудачной — картина вышла затянутой и невнятной. «Офелия» — это шекспировский «Гамлет» глазами Офелии, дебютировавший на «Сандэнсе» и попавший в конкурсную программу ММКФ. Тем не менее за фильмом стоит режиссер без каких-либо выдающихся заслуг, так что предсказать, удачная ли это картина, все же представляется сложным. Зато в нем снялись знакомые все лица — Наоми Уоттс, Клайв Оуэн и звезда последних двух эпизодов «Звездных войн» Дейзи Ридли. Верятно, подобные переосмысления различных историй женским взглядом будут появляться все чаще, поэтому интересно, что же вышло на этот раз.
«Лицо» (2018)
26 апреля, в последний день ММКФ, в российский прокат выйдет польская картина «Лицо», на фестивале попавшая в программу-закуток для женщин-режиссеров «Время женщин». На прошедшем Берлинском кинофестивале Шумовска получила за этот фильм «Серебряного медведя». Ждать проката или идти на ММКФ — личное дело каждого, но посмотреть «Лицо» все же стоит. Эта трагикомедия с восточноевропейским флером часто напоминает о России, так что можно и забыть о ее польском происхождении. По сюжету лучший парень на деревне Яцек работает на возведении гигантской статуи Иисуса Христа, случается производственный инцидент, и Яцеку приходится пройти операцию по пересадке лица. Новое лицо — новые трудности и возможности. Яцеку нужно научиться жить со своей новой внешностью и, самое главное, с изменившимся к нему отношением со стороны родни, возлюбленной и просто прохожих.
«Эксперимент "Радуга"» (2018)
Еще один фильм из закутка для женщин-режиссеров. Американка Каллас пока почти неизвестна, и «Радуга» — только ее второй фильм, но о ней уже поговаривают как о многообещающем таланте. Время покажет. Ее фильм с ММКФ — актуальная для России история о вскрывшихся конфликтах внутри отдельно взятой школы. По сюжету на уроке химии случается взрыв, один из учеников попадает в больницу, начинается расследование. Инцидент выносит на поверхность множество проблем во взаимоотношениях родителей, детей и учителей.
«Ню» (2018)
Актриса «Гоголь-центра» и выпускница режиссерской мастерской создателя «Ассы» Сергея Соловьева Ян Гэ сняла свой дебютный фильм без бюджета и сама занималась почти всем, что связано с этой картиной. Она выступила и в роли художника-постановщика, и сыграла главную роль. Сюжет таков: китайская девушка ищет в Москве свою любовь, а точнее — с кем бы переспать, но то ли разница менталитетов, то ли ее недопонимание русского языка мешают осуществлению задуманного.
Российское кино
«Профиль» (2018)
Экспериментальный триллер Тимура Бекмамбетова все полтора часа показывает зрителю экран компьютера, на котором, не удивляйтесь, все время что-то происходит. Фильм рассказывает о вербовке женщин террористами «Исламского государства» — как это происходит в интернете. На экране крутится калейдоскоп из мессенджеров, фейсбука, ютьюба, скайпа, электронной почты и других цифровых средств коммуникации. Неожиданно это выглядит увлекательно. Посмотреть ради интереса точно стоит, потому что на Берлинале «Профиль» взял приз зрительских симпатий, да и жанр десктоп-кино набирает обороты.
«Мастерская» (2018)
Картина, в первую очередь обязательная для синефилов и экспертов по кино, рассказывает о созданной в 1988 году Алексеем Германом-старшим киномастерской первого фильма, где дебютировали многие известные сегодня режиссеры. Собственно, выпускники мастерской и рассказывают о великом российском режиссере, который их учил.
«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» (2017)
Один из лучших российских фильмов этого года можно будет посмотреть на ММКФ в программе «Для всех и каждого». По сюжету выросший в детдоме Витька Чеснок неожиданно встречается со своим отцом-уголовником, получившим инвалидность. Зачерствевший сердцем парень решает сдать родителя в дом инвалидов, чтобы забрать себе его квартиру, но, как водится в кино, совместное автопутешествие изменит очень многое в отношениях этих двоих.
Документальное кино
«Человеческий поток» (2017)
Самый влиятельный современный художник Ай Вэйвэй представил масштабный фильм, посвященный мигрантам, в прошлом году на Венецианском кинофестивале. Впрочем, ни у зрителей, ни у жюри картина восторга не вызвала. Возникает вопрос, зачем ее смотреть. Что же, в ней, если чуть сбавить свои ожидания от величины стоящей за ней фигуры, довольно много интересного материала, с которым стоит познакомиться всякому, кого интересуют проблемы мигрантов.
«Все за одного... Один за всех» (2017)
Известный американский документалист Джон Алперт снял более двух десятков фильмов, дважды был номинирован на «Оскар» и более десятка раз — на премию «Эмми». В этом году в Москве он представит злободневный проект — ленту о жизни людей с ограниченными возможностями в России и в США. Стоит только вспомнить, сколько у нас уже было скандалов, когда людей сограниченными возможностями пытались выгнать из ресторанов, кафе или музеев или попросту туда не пустить из-за внешнего вида или наличия коляски, чтобы осознать необходимость дискуссий об этом.
«Спросите у сексперта» (2018)
93-летний индийский доктор Вайшали Синха занимается на родине секс-просвещением, несмотря на табу на разговоры о сексе. Синха делает это так живо и с душой, что его популярность растет, а люди все чаще пишут ему с вопросами. Для России, где с секс-просветом все так же глухо, как и в Индии, этот фильм сейчас очень актуален. Пока наши депутаты ведут разговоры о запрещении секс-просвета в школе, в Индии половое воспитание запрещено во многих штатах, и картина демонстрирует, почему так быть не должно.
«Чистильщики» (2018)
Разговоры о том, как интернет влияет на нас и как его используют для искажения информации, сейчас происходят чуть ли не каждый день. В этом документальном фильме рассказывается о теневой индустрии «цифровой уборки», удаляющей из сети контент, который там не желают видеть заказчики. Есть тут и очень актуальная для России тема цензуры в интернете.