«Лука»: жаркие итальянские каникулы от Pixar
В новом фильме студии двое морских монстров отправляются в городок на итальянском побережье, чтобы провести фантастическое — во всех смыслах — лето
Пророчество, что кинотеатры из-за коронавируса ждет дефицит фильмов, кажется, не сбылось: вот и студия Pixar, обычно выпускающая дозированно по ленте в год, выходит в России со второй картиной с начала 2021-го — мультфильмом «Лука». И если «Душу» снял креативный директор и один из ключевых людей в Pixar Пит Доктер, «Лука» — полнометражный дебют Энрико Касаросы, у которого на счету была только одна работа для студии — вышедшая 10 лет назад короткометражка «Луна».
Касароса — итальянец, и действие фильма происходит в родной для него Генуе. Лука, кудрявый мальчик из сверхзаботливой семьи, летом знакомится с Альберто, кудрявым мальчиком постарше и посмелее. Оба мечтают отправиться в город на итальянском побережье, рядом с которым живут, но есть одно но: Лука и Альберто — морские монстры, на которых жители порта исторически ведут охоту. Выйдя из воды, Лука и Альберто превращаются в обычных детей, а потому решают отважиться на приключение: все ради мотороллера Vespa, покататься на котором — их заветная мечта.
«Лука» неслучайно выходит в прокат в начале лета — это гимн его радостям: съесть мороженое, помочить ноги в воде, покататься на велосипеде и встретиться с друзьями (этим «Лука» напоминает другое кино о жарком итальянском лете — «Назови меня своим именем» Луки Гуаданьино). От фильма прямо веет беззаботностью летних каникул: на полтора часа он позволяет каждому взрослому перенестись в детство (Касароса рассказывал, что вдохновлялся воспоминаниями о собственных детских годах), когда главной заботой было вернуться вечером домой, пока родители не начали волноваться.
Такое кино показано всем в тревожную коронавирусную эпоху. Кроме того, как и всегда у Pixar, это очень красивый мультфильм. Место действия — типичный итальянский прибрежный городок, обаянию которого сложно не покориться: выцветшие на солнце стены, черепичные крыши, узкие улочки с сохнущим на веревках бельем, сонные площади (Pixar специально отправляла на Итальянскую Ривьеру нескольких художников собирать материал для фильма). Это туристическая открытка и билет в жаркую Италию, попасть в которую из-за эпидемии пока нет возможности.
«Лука» не только воспевает гедонистические радости, но и рассказывает о первой дружбе и эпохе великих открытий — тех, что каждый совершает в детстве. Любопытна и идея с монстрами — сценаристы Майк Джонс («Душа») и Джесси Эндрюс («Я, Эрл и умирающая девушка») подсмотрели ее на старых картах с нарисованными морскими чудовищами. Но монстры в фильме не менее человечны, чем люди (так было, например, и в «Форме воды» Гильермо дель Торо). Они вынуждены скрываться только потому, что они другие, а это прекрасная метафора для всех изгоев и аутсайдеров (одна из героинь так и описывает Луку и Альберто — “underdogs”). Но метафора только заявлена, и создатели фильма, хотя делают несколько кивков в эту сторону, по-настоящему ее не раскрывают.
Лучшие фильмы Pixar были не только для детей, но и для взрослых, которые находили в них ответы на главные вопросы жизни, Вселенной и всего такого: про призвание и семью, память и утрату. «Лука», в отличие от них, кино прежде всего для детей, с шутками в духе «Святая моцарелла!» и передразниванием итальянского акцента (в России оценить это будет сложно, зато одну из главных героинь озвучила певица Монеточка). Надеяться, что «Лука» станет откровением и вы выучите бесценные жизненные уроки, навряд ли стоит. С другой стороны, мало кто ждет такого от путешествия на Итальянскую Ривьеру, а с задачей обеспечить приятные впечатления, как после морской прогулки, фильм отлично справляется.