Марк Эйдельштейн, Рената Джало и Антон Федоров: лица кино и театра, которые мы (пере)открыли в 2024-м
Под конец года принято подводить итоги. Задумавшись о новых именах 2024-го в российском кино и театре, редактор рубрики «Культура» BURO. Екатерина Краюхина решила снизить уровень субъективности (пока без гонзо-журналистики) и переадресовала этот вопрос режиссерам, продюсерам, актерам, сценаристам и кастинг-директорам, с которыми пересекалась в зрительных залах и мнению которых доверяет. Спойлер: некоторые лица могут быть вам хорошо известны, но их прорывные работы, по мнению индустрии, пришлись на последние 12 месяцев.
Владимир Мишуков
Актер, фотограф
«Несомненным прорывом лично для меня в этом году оказался фильм Антона Бильжо „Невидимый мой“ и картина Ренаты Джало „На этой земле“ (к слову, последняя на этой неделе отобрана в программу Роттердамского фестиваля). Обе ленты отличаются предельно индивидуальным повествованием, необычными историями, самостоятельностью мышления, оригинальностью визуального и звукового исследования. Из театральных потрясений — пронзительный спектакль Филиппа Гуревича „Ленинградские сказки“ в РАМТе. Мистическое путешествие в трагическую глубину кошмара войны».
КИНО
Антон Бильжо
Рената Джало
ТЕАТР
«Ленинградские сказки», реж. Филипп Гуревич, РАМТ
Филипп Гуревич
Евгения Громова
Актриса
«В кино для меня открытием стала Рената Джало, которая покорила минувший фестиваль „Маяк“ своей радикальной дебютной картиной „На этой земле“. Предчувствую большое будущее этой только начавшей, но уже так громко о себе заявившей талантливой режиссерки. Не удивлюсь, если о ней узнает весь мир. Открытием театральным для меня стал Антон Федоров и его спектакль „Мадам Бовари“. Но Антон всегда являлся для меня открытием: притом что у него есть свой режиссерский почерк, он никогда не повторяется. Как я определяю, нравится мне спектакль или нет? Когда сижу в зале и завидую актерам на сцене, потому что мне так хочется оказаться на их месте!»
КИНО
Рената Джало
ТЕАТР
«Мадам Бовари», реж. Антон Федоров, Театр «Маска»
Антон Федоров
Александра Ревенко
Актриса
«Открытием в кино для меня стала Алина Ходжеванова. Была счастлива увидеть „Филателию“ Натальи Назаровой на фестивале Arctic Open в Архангельске. Главная героиня — Яна, которую сыграла Алина, — влюбляет в себя с первого взгляда, и ты болеешь за ее счастье всей душой, плачешь и смеешься вместе с ней, и так хочется обнять ее и сказать, что все будет хорошо. Рада, что кино выйдет в прокат в новом году и вы сможете увидеть потрясающую актрису на большом экране. Если речь о спектаклях, в 2024-м меня впечатлил Дмитрий Уросов — исполнитель главной роли в постановке Олега Липовецкого „Боже мой“ в театре „Шалом“. Невероятно обаятельный, чуткий, яркий артист. В такой непростой роли Дмитрий очень убедителен — спасибо за эту работу».
КИНО
Алина Ходжеванова на съемках «Филателии», реж. Наталья Назарова
ТЕАТР
Дмитрий Уросов в спектакле «Боже мой», реж. Олег Липовецкий, театр «Шалом»
Владимир Канухин
Актер
«Прорывом в кино лично для меня стал Юра Борисов. Конечно, это не новое лицо в кинематографе, давно слежу за ним, но мне кажется, что именно в этом году стоит его выделить. Нравится то, как он передает характер персонажей, как живет в кадре. Радует, что он достигает результатов не только в России, но и за рубежом. Открытием в театре для меня стал Тимофей Трибунцев. Это один из самых ярких представителей нашей профессии сегодня, на мой взгляд. То, как он перевоплощается, вызывает у меня неподдельное удивление и восторг. В театре очень многое зависит от артиста, потому что нет дублей, нет возможности переиграть, а Тимофей притягивает зрителей и удерживает их внимание на протяжении всего спектакля. Настоящий профессионал».
КИНО
Юра Борисов
ТЕАТР
Тимофей Трибунцев
Савва Минаев
Сценарист
«Главное театральное открытие этого года — спектакль „Ойуур“ Сергея Потапова в Саха-театре в Якутске по пьесе Островского „Лес“. Собственно говоря, „ойуур“ и есть „лес“ по-якутски, а сам спектакль — ядерная смесь классического текста, современного взгляда и якутского колорита. Знаю, что Потапов в этом году выпустил два фильма как режиссер. Обязательно посмотрю. Главное открытие в кино — „Вечная зима“ Николая Ларионова. Мощное, холодное кино об утрате, сделанное на недоговоренности и ею же заканчивающееся. Буду следить за его творчеством и ждать новых фильмов».
КИНО
Кадр из фильма «Вечная зима», реж. Николай Ларионов
Николай Ларионов
ТЕАТР
«Ойуур», реж. Сергей Потапов, Саха-театр
Сергей Потапов
Анастасия Паутова
Режиссер
«Самым главным театральным открытием стал, конечно же, мой спектакль „Мать“ независимого проекта povod.ovod, премьера которого была в мае этого года. Из кино отмечу Андрея Максимова в сериале „Фишер“ — редкий талант совмещать в себе отрицательного героя и обаяние Владимира Маяковского. А еще „Преступление и наказание“ Владимира Мирзоева — после просмотра была в шоке от негативной реакции зрителя. На мой взгляд, это очень смело и круто. И поделюсь тремя спектаклями, что запомнились в 2024-м. „Пульчинелла“ Андрея Прикотенко в Новосибирске, театр „Старый дом“, — гениальный спектакль почти без слов. „Мадам Бовари“ Антона Федорова — в последнее время так редко со мной в театре происходит чудо, а здесь произошло. И „Кроткая“ Артема Злобина — наш с Темой мастер (Лев Эренбург. — Прим. BURO.) говорит, что спектакль хороший, когда оттуда есть что „украсть“. Делать это необязательно, но на постановках Артема я думаю, а чаще чувствую: „Да как он это сделал?“».
КИНО
Владимир Мирзоев
Андрей Максимов
ТЕАТР
«Мать», реж. Анастасия Паутова, независимый проект povod.ovod
Артем Злобин
«Кроткая. Монтаж», реж. Артем Злобин, ТЮЗ им. Брянцева
Андрей Прикотенко
«Пульчинелла», реж. Андрей Прикотенко, театр «Старый дом»
Юрий Зайцев
Режиссер
«Безусловным актерским прорывом года считаю Марка Эйдельштейна. Сейчас он играет главную роль в моем фильме „Ганди молчал по субботам“, и работать с ним — невероятное удовольствие. Марк — актер разноплановый, тонко чувствующий, с глубоким философским подходом к роли. Он буквально исследователь, досконально разбирает каждый сценарный нюанс. Недаром даже пса своего назвал в честь Славоя Жижека. Кроме того, Марк — первый актер из России, который по-настоящему завоевал Голливуд. После выхода фильма „Анора“ он стал по-настоящему знаменит, а количество премьер с его участием в этом году подтверждает статус открытия года. Это взлет, который уже начался, и я уверен, что Марк сумеет удержать эту планку. Мне же хочется раскрыть его для зрителя с новой, невиданной ранее стороны, и, кажется, это удается. Желаю ему яркой и успешной международной карьеры. В театре для меня открытием года стала Ольга Балацкая. Ее работа в спектакле „Долгая счастливая жизнь“ по Шпаликову в СТИ и в постановке „Ледяная синева“ Олега Глушкова в театре „а39“ впечатляют своей исключительной точностью и психологической глубиной. Оля — актриса редкая, она словно из другой эпохи, из начала прошлого века, с той самой знаменитой традицией русской актерской школы. В этом уникальность этой актрисы, выделяющая ее среди сверстников. С нетерпением жду, когда широкий зритель сможет увидеть Олю в фильме „СЛОН“ Маруси Фоминой, где она исполнила главную роль. Думаю, эта картина станет важной вехой в ее карьере».
КИНО
Марк Эйдельштейн на съемках фильма «Ганди молчал по субботам», реж. Юрий Зайцев. Фото: Даниил Петрий
ТЕАТР
Ольга Балацкая
Ольга Балацкая в спектакле «Ледяная синева», реж. Олег Глушков, театр «а39»
Ольга Балацкая в спектакле «Долгая счастливая жизнь», реж. Сергей Тонышев, СТИ
Кадр из фильма «СЛОН», реж. Маруся Фомина
Софья Лебедева
Актриса
«Самое большое впечатление на меня произвела актерская игра Леонида Тележинского. Первые две серии проекта „Аутсорс“, которые видела на фестивале „Новый сезон“, сразу зацепили. То, с какими нюансами Леонид играет, на какую глубину актерски заходит и какого персонажа создает, — это что-то невероятное. Вдохновение и глоток свежего воздуха. А в театре прорывом для меня стал Сергей Епишев в спектакле „Дядя Ваня“ МХТ им. Чехова. Сережа там волшебный, бегите смотреть!»
КИНО
Леонид Тележинский в сериале «Аутсорс», реж. Душан Глигоров
ТЕАТР
Сергей Епишев в спектакле «Дядя Ваня», реж. Денис Азаров, МХТ им. Чехова
Иван Яковенко
Продюсер
«За 2024 год личным открытием для меня однозначно стал Марк Эйдельштейн, с которым мы познакомились на съемках фильма „Космос засыпает“ (студия Bosfor). Сказочная история, которая доказывает, что если о чем-то мечтаешь и работаешь над этим, то это обязательно сбудется. „Государь — стендап“ Александра Локтионова в „Сатириконе“ — личное открытие в мире театра. Спектакль, который заставляет чувствовать. Камерный, уютный и очень-очень смешной. Каждый раз на постановку солдаут, но, если удастся попасть, присмотритесь к актерскому ансамблю: Даниил Пугаёв, Илья Денискин, Ярослав Медведев, Алина Доценко — на них можно смотреть часами, что бы они ни творили на сцене. Однозначное открытие и рекомендация к посещению на 2025-й».
ТЕАТР
«Государь — стендап», реж. Александр Локтионов, «Сатирикон»
Маша Сигал
Кастинг-директор
«Для меня весь этот год стал чередой личных открытий. Было несколько масштабных кастингов на большие главные роли, и приходило очень много талантливых молодых артистов. Грустно, что многих из них не утверждают на роли, потому что у них нет съемочного опыта, хотя на пробах они делали поразительные вещи. Очень хочется, чтобы эта ситуация изменилась и ребята получили шанс, потому что именно так случаются большие открытия и крутые перемены. Любимейший ансамбль этого года — в фильме „Ровесник“: Вадим Громыко, Влад Медведев, самое документальное существование в мире. Микита Воронов — краш этого года. Женя Леонова — девчонка, которая может все. Под большим впечатлением от работы Карины Разумовской и Таисьи Калининой в сериале „Трасса“. В театре открытиями стали Максим Севриновский (очень хочется почаще видеть в кино), Полина Рафеева, Александр Девятьяров. В целом кайфую от всего актерского ансамбля спектакля Антона Федорова „Мадам Бовари“ в театре „Маска“».
КИНО
Микита Воронов
Вадим Громыко
Влад Медведев
ТЕАТР
Полина Рафеева в спектакле «Варшавская мелодия», реж. Владимир Иванов, Театр им. Евгения Вахтангова
Александр Девятьяров в спектакле «Сын», реж. Юрий Бутусов, РАМТ
Мила Ершова
Актриса
«В этом году открыла для себя потрясающе талантливого ребенка — Василису Немцову из сериала „Трасса“. Она приковывает к себе взгляд с первых минут сериала, когда буквально в первой, открывающей сцене обескураживающе выстреливает в своих родителей из ружья, и дальше ты уже не можешь оторваться от нее на протяжении всех сцен. Какие у нее наполненные и осмысленные глаза, какие классные оценки, монологи, как она круто плачет! Достойная талантливая работа наравне со взрослыми актерами, с которыми ей посчастливилось работать в кадре. Думаю, что в этом есть и заслуга моего любимого и чуткого режиссера Душана Глигорова (у которого я снялась в сериале „Аутсорс“), который очень тонко умеет работать с актерами. А по театру подсказать не смогу, мало что в этом году смогла открыть».
КИНО
Василиса Немцова в сериале «Трасса», реж. Душан Глигоров
Соня Присс
Актриса
«Не буду первой, кто это скажет, но настоящим кинопрорывом 2024-го считаю Юру Борисова в фильме „Анора“. Как и все, радуюсь, переживаю и слежу за судьбой этой картины. Держу кулачки. А в театре отмечу Ангелину Стречину в роли Элизы Дулиттл в спектакле „Пигмалион“, Театр сатиры. Всем, кто не был, — идти не думая!»
ТЕАТР
Ангелина Стречина в спектакле «Пигмалион», реж. Виктор Крамер, Театр сатиры
Диана Милютина
Актриса
«Пусть Виктория Исакова и совсем не новое имя, в этом году я открыла ее для себя с иной стороны. „100 лет тому вперед“, „Дети перемен“, „Чистые“ — в каждом проекте совершенно разные, цельные, глубокие, интересные, запоминающиеся героини. А в театре в 2024-м поразил Максим Севриновский, а именно его Ричард в Вахтанговском театре — мурашки от игры. И сразу возник вопрос: почему я раньше не знала о таком театральном артисте?»
КИНО
Виктория Исакова в сериале «Чистые», реж. Николай Хомерики
ТЕАТР
Максим Севриновский в спектакле «Ричард III», реж. Автандил Варсимашвили, Театр им. Евгения Вахтангова
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7