От Марокко до Уганды: кинопутешествие по Африке в 15 фильмах
Ради какого фильма Хамфри Богарт терпел пиявок, а для какого российский дипломат съездил в 12 экспедиций
Африка — во многих отношениях привлекательный и своеобразный континент. Есть там и туристические страны, и страны, в которые ездят с опаской (и так даже интереснее). Предлагаем совершить путешествие по ней прямо с дивана — с помощью кино. Возможно, после этого вы решитесь и на самое настоящее путешествие в Африку.
ЮАР, Мали, Кот-д'Ивуар, Намибия: «Время» (1995)
Малийский режиссер Сулейман Сиссе снял фильм-одиссею, главная героиня которого Нанди покидает свой родной город в Южноафриканской Республике из-за политики расовой сегрегации и отправляется в путешествие по континенту, пересекая западные страны — Кот-д'Ивуар, Намибию и Мали. Этот непростой трип становится для Нанди синонимом взросления и поиска собственного места в мире. Премьера фильма прошла на Каннском кинофестивале 1995 года: «Время» было одним из номинантов на главный приз.
Мали, Марокко, Камерун, Намибия, Эфиопия, Ботсвана: «Африка: Кровь и красота» (2012)
Документальная работа бывшего российского дипломата, а ныне фотографа, режиссера и путешественника Сергея Ястржембского — это итог 12 экспедиций в африканские страны (само создание фильма заняло четыре года). Съемочная группа изучала небольшие племена, чья жизнь застыла вне времени: здесь нет цивилизации в привычном нам понимании этого слова. Сам Ястржембский рассказывал, что документалисты предоставили своим героям свободу выбора оплаты, и те в основном просили поделиться с ними продуктами и вещами. От берберов-кочевников до бушменов и пигмеев, «Кровь и красота» — своего рода «красная книга» немногочисленных племен, которые сегодня, в век глобализации, находятся на грани исчезновения.
Центральная Африка: «Гориллы в тумане» (1988)
История Дайан Фосси, выдающейся исследовательницы, долгие годы изучавшей исчезающий вид горных горилл в центральноафриканских странах. Фосси была убита при загадочных обстоятельствах в исследовательском лагере в Руанде. Картина «Гориллы в тумане» рассказывает любовную историю зоолога и фотографа журнала National Geographic, а главную роль исполнила неподражаемая Сигурни Уивер, получившая за эту работу премию «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар».
Камерун: «Белый материал» (2009)
Изабель Юппер и Кристофер Ламберт исполнили роль супругов, живущих в одной из африканских стран на кофейной плантации (страна не называется, однако съемки проходили в Камеруне). Народные волнения заставляют белых поселенцев покинуть свои дома, однако Мария не считает, что беспорядки могут привести к серьезным последствиям, и остается собрать урожай. Тяжелые, драматические события картины разворачиваются на фоне невероятной, желто-зеленой африканской природы.
Сомали: «Цветок пустыни» (2009)
Эта биографическая драма — история топ-модели Варис Дирие, уроженке Сомали, которая не только превратилась в звезду подиума и глянцевых журналов, но и рассказала всему миру о бедственном положении женщин-кочевниц из своей родной страны, став специальным послом ООН. Еще в детстве Варис была подвергнута болезненной процедуре женского обрезания и выдана замуж против своей воли. Желая избежать уготованной ей судьбы, девушка в одиночку пересекает пустыню в поисках лучшей жизни.
Зимбабве: «Копи царя Соломона» (1985)
Приключенческий экшн с Ричардом Чемберленом и Шерон Стоун в главных ролях снимался на территории Зимбабве. Герои ленты, обворожительная Джесси Хьюстон и «солдат удачи» Аллан Квотермейн, отправляются в полное опасностей сафари, чтобы найти легендарные копи царя Соломона, при поиске которых ранее без вести пропал отец Джесси. Съемочный процесс чуть не спровоцировал международный скандал: местное арабское население было возмущено тем, что арабы в фильме были показаны исключительно как работорговцы.
Зимбабве: «Белый охотник, черное сердце» (1990)
Клинт Иствуд срежиссировал эту приключенческую драму и исполнил в ней главную роль — авантюриста и режиссера, борца за права чернокожего населения. Чтобы создать новый фильм, он летит в Африку, но на самом деле его намерения не так благородны: Джон Уилсон мечтает убить слона. Натурные съемки картины проходили в окрестностях города Кариба (на границе Зимбабве и Замбии), и на экране можно увидеть водопад Виктория, озеро Кариба и город Хванге.
Ботсвана: «Боги, наверное, сошли с ума» (1980)
Сюжет фильма разворачивается в Ботсване и повествует о племени бушменов, живущих по законам диких джунглей. Но их привычный уклад жизни нарушается, когда один из членов племени — бушмен Ки — находит в чаще странный предмет, стеклянную бутылочку с логотипом «Coca-Cola», и решает, что это послание богов с неба. Для дикаря столкновение с цивилизацией становится настоящим испытанием. Примечательно, что в этой остроумной и очень популярной в свое время комедии снялись настоящие представители племени бушменов, многие из которых до начала съемочного процесса вообще не видели белых людей.
Конго: «Африканская королева» (1951)
В 1914 году судьба сводит высокомерную британскую миссионерку Розу и капитана небольшого суденышка Чарли. Вместе им приходится спасаться от немецких солдат, и, преодолевая навалившиеся на них сложности, столь непохожие люди начинают тянуться друг к другу. Главные роли в фильме исполнили неподражаемые иконы старого Голливуда — Кэтрин Хепберн и Хамфри Богарт. Джон Хьюстон настоял, чтобы фильм был снят в экспедиции, полностью на натуре — по мнению режиссера, только так можно было создать по-настоящему живое, правдоподобное кино. В те времена натурные съемки считались едва ли не подвигом: в поисках подходящей локации кинематографисты налетали тысячи километров по Африке и в результате остановили свой выбор на пейзажах Конго. Актерам тоже пришлось несладко: так, в одной из сцен Богарта облепили настоящие пиявки.
Марокко: «Али Зауа, принц улицы» (2000)
Несмотря на то что фильм касается таких важных социальных проблем, как нищета, жестокое обращение с детьми и проституция в мусульманском обществе, критики назвали его представителем «магического реализма», ведь суровая реальность главных героев переплетается с их богатой фантазией. В центре сюжета — касабланские дети-беспризорники Омар, Квита, Али и Букбер, главное развлечение которых — попрошайничать и нюхать клей. Однако когда один из них погибает в уличной потасовке, мальчики решают похоронить его как рыцаря из сказок, которые восхищали их в детстве.
Марокко: «Выход в Марракеш» (2013)
Шестнадцатилетний Бен из Германии после развода родителей живет с матерью, а отца, популярного театрального режиссера, видит лишь изредка. Но однажды летом тот предлагает отправиться в путешествие в Марокко, куда с гастролями уезжает его театр. Бен, не желающий налаживать отношения с отцом, сбегает из роскошного отеля в пустыню, где знакомится с проституткой Каримой, которая становится для него первой любовью. Эта трагикомедия — почти классическое роуд-муви: об отношениях межу родителями и детьми, о положении женщин в исламском обществе, о первых чувствах и жажде авантюр, да, впрочем, много о чем еще.
Уганда: «Королева из Катве» (2016)
Картина рассказывает о юности реально существующей угандийской шахматистки Фионы Мутези. Когда ей было всего три года, ее отец умер от СПИДа; вскоре не стало и ее старшей сестры. В девять лет Фионе пришлось бросить школу, потому что ее семья не могла больше платить за образование. Девочка помогала матери продавать кукурузу на местном рынке. Однажды волей случая она знакомится с миссионером, обучающим угандийских детей игре в шахматы. Это знакомство дает ей новую цель и мечту — стать игроком мирового уровня и вырваться из бесконечной нищеты. Примечательно, что угандийская актриса Мадина Налванга, исполнившая главную роль, тоже продавала кукурузу на рынке в Катве, когда ее заметил кастинг-директор картины.
Кения: «Из Африки» (1985)
Лента Сидни Поллака представляет собой экранизацию мемуаров датской баронессы Карен Бликсен (на экране ее воплотила Мерил Стрип), которой пришлось последовать за мужем-промышленником в Кению. Там она встречает охотника-европейца, живущего среди туземцев, и между ними вспыхивают чувства. Однако они оказываются совершенно не похожими друг на друга людьми, и Карен находит утешение в заботах о создании школы для местных жителей. Картина получила семь премий «Оскар», в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру.
Кения: «Нигде в Африке» (2001)
1938 год. Йеттель и Вальтер Редлихи и их пятилетняя дочь Регина бегут из нацистской Германии в дикую Кению, где им предстоит жить на уединенной ферме посреди саванны. Родители с трудом переживают потерю родины, в то время как маленькая Регина оказывается очарована новой страной и с легкостью находит общий язык с местными жителями. Трагическая история, получившая в 2003 году премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, является экранизацией автобиографической повести немецкой писательницы Стефани Цвейг: воспоминания о детстве, проведенном в Африке, красной нитью проходят через многие ее произведения.
Египет: «Абу-Рабия» (1973)
Картина показывает Египет глазами девушки с европейским воспитанием: Ясмин возвращается на историческую родину после нескольких лет, проведенных на Западе, где она воспитывалась и получала образование. Ей предстоит не только стать обладательницей достойного наследства, но и познакомиться с местными жителями, радушными, гостеприимными и отстаивающими свои земли. Этот фильм — прекрасная память о Египте тех времен, когда он еще не был заполнен туристами и сохранял свою дикую идентичность.