«Агент Ева»: не самый удачный боевик, вышедший в удачное время
В России выходит шпионский боевик «Агент Ева» с Джессикой Честейн в главной роли — первая крупная премьера после локдауна. Мы констатируем, что хотя новое слово в жанре он не скажет, миссию по захвату проката вполне может выполнить.
Ева (Честейн) — в прошлом алко- и наркозависимая, а в настоящем спецагент, чья специализация — ликвидация неугодных политиков, банкиров и военных. У нее сложные отношения с семьей — с сестрой (Джесс Вейкслер) и матерью (Джина Дэвис) — и теплые, почти отеческие с начальником (Джон Малкович). Но когда она начинает разговаривать с «объектами» перед убийством, она превращается из исполнителя заказов в их цель — на нее объявляет охоту босс организации (Колин Фаррелл).
Шпионские боевики в последние годы выходили так часто, что сделать что-то радикально новое в этом жанре сложно — неудивительно, что «Агент Ева» (в оригинале главную героиню переименовали в Аву, а фильм передублировали) многое заимствует у своих предшественников. Маргинальное прошлое и жизнь на дне — из «Никиты», залитые синькой неуютные города — из серии фильмов о Джейсоне Борне (от первого крупного фильма Мэтта Деймона, сыгравшего агента, кажется, достался и Бостон), синтезаторы на саундтреке — от «Атомной блондинки». Есть, кажется, цитаты и из фильмографии самой Честейн — когда Ева видит игральный стол с фишками и говорит: «Мне это знакомо», сложно не вспомнить «Опасную игру Слоун».
Проблема в том, что за всеми этими референсами саму Еву плохо видно. Серию фильмов про Борна формировала потеря памяти и идентичности, Итана Ханта отличала от коллег авантюрность, Джеймса Бонда — стиль и преданность короне, агентов Kingsman — пижонство и гаджеты. У персонажа Евы вроде бы все это есть — но нет того, что выделяло бы именно ее. Акцент вроде как делают на драму — сложные отношения с родными (и один из самых интересных персонажей у Джины Дэвис), с бывшим парнем (рэпер Коммон) и с самой собой, но прописана она грубо и то и дело прерывается на очередную драку. Есть в сюжете и совсем темные места — понять, за что на Еву ополчились ее бывшие коллеги и что она хотела узнать у «объектов», сложно.
Режиссер «Евы» Тейт Тейлор вырос в штате Миссисипи, на флаге которого вплоть до 2020 года было знамя Конфедерации. И лучшие его фильмы, прежде всего «Прислуга», рассказывают о сегрегации и борьбе за гражданские права — как показали недавние события, темах по-прежнему актуальных. Но когда он начал снимать серьезное кино про серьезных людей, вышла осечка: «Девушку в поезде» критики разнесли. С «Агентом Евой» примерно та же история — Тейлор, очевидно, выполняет крупный студийный заказ.
Но это прилагательное «крупный» — и главное достоинство фильма. После карантинного голода Ева получает неожиданное преимущество — она предлагает все те зрелища, которых так не хватало: Джессика Честейн в красном платье с голой спиной борется с врагами — врукопашную, с ножом и автоматом. Кроме того, совершенно недоступные сейчас, отгороженные эпидемией Бостон, Эр-Рияд и побережье Франции — вот они, перед нами, на расстоянии вытянутой руки. И на большом экране это выглядит едва ли не откровением. Поэтому у «Евы» есть все шансы раскидать соперников по кинопрокату — вряд ли они смогут составить ей конкуренцию.