Художник с электродрелью: Абель Феррара размышляет о кино, Баскии и России
По приглашению TANR FF (The Art Newspaper Russia Film Festival) и видеоплатформы Wink в Москву и Петербург приехал Абель Феррара представлять свой фильм «Сибирь», который впервые был показан на Берлинском кинофестивале в феврале 2020 года.
Это фильм-метафора, в котором герой любимого и постоянного актера Феррары — Уиллема Дефо — блуждает по красным пещерам, ездит на собачьих упряжках через заснеженные пустыни, общается с магами, хирургами и гестаповцами. «Сибирь» похожа на ребус, недоступный для разгадки, — также невозможно понять, как Ферраре удалось доехать до России, прорвавшись сквозь закрытые границы и все прочие ограничения.
BURO. публикует цитаты из разговора с Абелем Феррарой, проведенного главным редактором The Art Newspaper Russia Миленой Орловой на премьере фильма в Москве, а также портреты режиссера, снятые Юлией Майоровой в Петербурге.
Мой первый фильм «Убийца с электродрелью» 1979 года очень похож на мой недавний «Томмазо». Он был снят в лофте в центре Манхэттена, на углу Бродвея и 18-й улицы; цена аренды тогда была 400 долларов, и когда арендодатель захотел повысить плату на 100 долларов, мы чуть не сожгли здание. Радикально, но такая цена была абсолютно невозможной для нас. А сейчас лофт стоит 12 000 долларов за месяц. Тогда была эра панк-рока, и «Убийца с электродрелью» отражал идеи, витающие в моей голове. Толика сумасшествия делает мой первый фильм жанровой картиной — экшен-хоррором, таким как «Техасская резня бензопилой».
Все художники в той или иной степени на меня повлияли — от классических до современных. Я образованный человек. Например Жан-Мишель Баскиа, о котором снял первый фильм Джулиан Шнабель; я знал его тогда. Он рисовал на улице, его звали SAMO, что произносилось как same-оh. Я видел, как он рисовал, чтобы купить дозу наркотиков, а сейчас его работы продаются за 25 миллионов долларов. Кит Харинг тоже был замечательным художником. Я люблю всех тех же художников, которых любите вы, — Пикассо, Караваджо, Да Винчи. И думаю, что многое я беру от них. Например, цвета.
Я американец итальянского происхождения. Провел свое детство в Бронксе, вырос в очень южноитальянской семье. Я был близок с дедушкой, а дедушка не говорил по-английски. Он перенес свою жизнь и всю свою культуру в Бронкс. Мой отец и дядя говорили с ним на неаполитанском диалекте. Когда я был маленьким, я почти рос в Южной Италии — Бронкс был просто другой ее частью.
После 11 сентября Нью-Йорк стал особенно прекрасен: трагедия объединила всех, город стал настоящим. Но потом очень стремительно Нью-Йорк превратился в международный клуб миллиардеров, и это было уже не по-настоящему для меня, поэтому я переехал в Рим.
Часто финансирование моих проектов поступает из Европы, а еще тот факт, что я режиссер-художник, делает мои фильмы, снятые в Америке, похожими на иностранные.
В Америке я устал от того, что мне нужно защищать тот подход, который я считал единственно верным в кинематографе. Тот, который называется авторским кино, — не голливудский подход. Я устал сражаться за свои режиссерские взгляды. В Европе по-другому: многолетняя культура здешних мест, включая и вашу страну, полагаю, сильно влияет на восприятие художников. Работаешь ты или нет, успешный ты или нет — тебя уважают за то, что ты танцор или художник. Я люблю многие вещи в Америке, но не их отношение к культуре.
Я никогда не был в Сибири. Я сел писать сценарий к этому фильму сразу же, как только закончил работать над фильмом «Пазолини». Я просто дал этому всему выйти на бумагу. Название пришло первым... Потом я начал думать о снеге, изоляции...
Одна девушка из Сибири сказала мне, что в Сибири нет гор. Это сумасшествие! Это мистическое для меня место, метафора. У меня столько мыслей и идей о том, чтобы поехать туда... Знаете, для меня существует несколько мест, в которые я хотел бы поехать, просто потому что они есть. Например, Владивосток! Я просто умираю, как сильно хочу там побывать, и не знаю почему! Но мой фильм не о Сибири... Вообще нет...
Для меня, как для человека из Нью-Йорка, который никогда в Сибири не был, она представляется местом уединения, магическим местом, хотя, скорее всего, это не так, но идея изгнания для меня идет откуда-то от Солженицына и Джека Лондона. Сибирь — это идея ссылки и возвращения из нее.
Мы поехали в Миннесоту, а Миннесота — это очень далеко. Если ты живешь в Нью-Йорке, то по дальности это как Сибирь, там холодно и темно. Мы поехали туда искать локации для съемок, но мне представились горы, а там нет гор. Поэтому мы поехали в Итальянские Альпы.
Смотрите «Сибирь» с 12 ноября
на видеосервисе Wink