«Свет»: 5 причин посмотреть психологическую драму Антона Коломейца
Сегодня в прокат выходит новая картина Антона Коломейца «Свет» с Еленой Яковлевой в главной роли. Лента была отмечена на кинофестивале в Выборге призом за лучший фильм и дипломом жюри за лучший актерский ансамбль. Нашли пять причин увидеть это кино на большом экране.
НАЙТИ ДЛЯ СЕБЯ ВАЖНОЕ В ОБЫКНОВЕННОЙ, НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД, ИСТОРИИ
Что может быть примечательного в истории простой 59-летней женщины из северного российского городка, большую часть жизни проработавшей в соцслужбе по уходу за пожилыми людьми? Пожалуй, можно рассказать о тяготах ее дела, превратив нарратив в жесткую социальную драму. Нет-нет, Татьяна Сергеевна — так зовут эту женщину — любит работу и подопечных, о которых искренне беспокоится. Может быть, она глубоко несчастна в личной жизни? Вышла бы приличная семейная драма. И снова нет, Татьяна Сергеевна в браке больше 30 лет. Тогда из чего же в ее истории рождается драма? Антон Коломеец отвечает на этот вопрос в высшей степени нетривиально, сосредотачиваясь на внутренней стороне ее жизни. Накануне шестидесятилетия Татьяну Сергеевну начинают беспокоить непрошено встающие перед ее внутренним взором сцены из юности — времени, когда дружба казалось вечной (как сама жизнь), а чувства беззастенчиво вырывались наружу. Есть нечто в этих воспоминаниях, что из эгоистичной и нелюдимой Тани превратило ее в любимую всеми Татьяну. Режиссер доказывает, что жизнь каждого, даже самого непримечательного на первый взгляд, человека хранит истории, которые достойны того, чтобы быть услышанными.
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ МОЛОДОГО ПЕРСПЕКТИВНОГО РЕЖИССЕРА
«Свет» всего лишь вторая полнометражная работа Антона Коломейца. Дебютная драма взросления «Ваш репетитор», показанная на «Кинотавре», обратила на себя внимание умением режиссера создавать в кадре почти ощутимое физически настроение. Атмосферным получился и «Свет», в котором Коломеец проявил себя как более зрелый автор. Он чутко и ненавязчиво погружает нас в интроспективное путешествие во внутренний мир героини — настоящее и прошлое Татьяны сменяют друг друга бесшовно, незаметно, за счет смысловых и монтажных рифм.
УВИДЕТЬ ДОСТОВЕРНЫЕ, ПРОПИСАННЫЕ С ЛЮБОВЬЮ ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ
В центре сюжета картины исключительно женщины — дочери, матери, подруги, — чьим образам Коломеец сумел придать удивительную живость и объем. Юная упрямица Таня, боящаяся мира, ее лучшая школьная подруга Марина, без раздумий готовая этот мир покорить, их вечно занятые, уставшие, грубоватые, но любящие матери и сама Татьяна Сергеевна, заботливая до комизма, — все они дышат, живут в кадре, не редуцированы до сюжетной функции. В российском кино давно не было настолько полнокровных героинь.
ВДОХНОВИТЬСЯ ИГРОЙ ЕЛЕНЫ ЯКОВЛЕВОЙ И ДРУГИХ ТАЛАНТЛИВЫХ АКТРИС
На кинофестивале в Выборге «Свет» был награжден призом за лучший актерский ансамбль. Главную роль исполнила Елена Яковлева — ее Татьяна Сергеевна получилась фигурой и драматической, и неуклюже комической. Она испытывает одновременно гордость за дело, которым занимается, и беззащитность, уязвимость перед миром. Удалось ей и сообщить необходимую для истории глубину — Татьяна все больше отрешается от действительности, существуя одновременно в двух таймлайнах. Впрочем, отметить можно весь каст картины, в котором пока много малоизвестных (и незаслуженно) имен. Роль юной Тани исполнила Дарья Коныжева. К ее трогательно неловкой и колючей героине невольно начинаешь испытывать симпатию. Коломеец точно подобрал актрис даже на второстепенные роли (некоторые из них воплотили на экране артистки из его родного новосибирского театра).
ПРИОБЩИТЬСЯ К АВТОРСКОМУ КИНО
«Свет» неуловимо сочетает в себе разнородные элементы. С одной стороны, это жанровая история, но рассказана она по-авторски — с особой интонацией, отступлением от законов и правил сюжетостроения. Коломеец говорит о сложных, скрытых в сознании каждого человека процессах на языке прежде всего чувств, который понятен всякому. Так же своеобразен и образ главной героини — и в юности, и в пору зрелости — драматический, но при этом (не так уж часто) комический. Повествование длится в двух параллельных временных реальностях — уютно заснеженном настоящем и застланном солнцем прошлом, — сущностно между собой связанных. Свет от фильма, несмотря на эту разнородность, льется ровно и спокойно, почти не отбрасывая тень.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7