Поиск

«Что случилось осенью»: 5 причин смотреть психологический детектив Франсуа Озона

Текст: Екатерина Краюхина

В российский прокат вышла лента «Что случилось осенью» Франсуа Озона. Мастер головоломок и детективов, подаривший нам «Все прошло хорошо» (2021), «Лето’85» (2020), «Молода и прекрасна» (2013) и десяток других картин, за которые мы его любим, на этот раз выводит на авансцену милых бабушек из тихой бургундской деревни и рассказывает историю идеального преступления. В пяти причинах рассказываем, почему на новый фильм французского режиссера, который обожает давать зрителю загадки, стоит обратить внимание.


1

ОПОРА НА КЛАССИКА ДЕТЕКТИВНОГО ЖАНРА ЖОРЖА СИМЕНОНА



1

ОПОРА НА КЛАССИКА ДЕТЕКТИВНОГО ЖАНРА ЖОРЖА СИМЕНОНА


После «Моего преступления» — комедии, которую Франсуа Озон снял в 2023 году по мотивам одноименного произведения Жоржа Берра, — режиссер захотел написать оригинальный сценарий: «У меня было желание сделать фильм более близкий к реальности. В “Что случилось осенью” есть темы вины и убийства, атмосфера детективных романов Жоржа Сименона». Озон рассказывал, что держал в голове этого писателя, когда думал над образом маленькой провинции, где на первый взгляд все кажется нормальным и мирным. Но в действительности происходит что-то иное. Ровно как в романах Сименона, когда детективная интрига оказывается вторична. «Что случилось осенью» — картина, в которой зрителя интересует не резолюция, а психология — отношения между персонажами, их невротические связи. Главная героиня Мишель (Элен Венсан), к слову, как раз читает детективы: Агату Кристи, Ф. Д. Джеймс и, конечно, Жоржа Сименона.

После «Моего преступления» — комедии, которую Франсуа Озон снял в 2023 году по мотивам одноименного произведения Жоржа Берра, — режиссер захотел написать оригинальный сценарий: «У меня было желание сделать фильм более близкий к реальности. В “Что случилось осенью” есть темы вины и убийства, атмосфера детективных романов Жоржа Сименона». Озон рассказывал, что держал в голове этого писателя, когда думал над образом маленькой провинции, где на первый взгляд все кажется нормальным и мирным. Но в действительности происходит что-то иное. Ровно как в романах Сименона, когда детективная интрига оказывается вторична. «Что случилось осенью» — картина, в которой зрителя интересует не резолюция, а психология — отношения между персонажами, их невротические связи. Главная героиня Мишель (Элен Венсан), к слову, как раз читает детективы: Агату Кристи, Ф. Д. Джеймс и, конечно, Жоржа Сименона.

«Что случилось осенью»: 5 причин смотреть психологический детектив Франсуа Озона (фото 1)


2

ГОЛОВОЛОМКА БЕЗ ОДНОЗНАЧНОЙ РАЗГАДКИ (ВСЕ КАК В ЖИЗНИ)



2

ГОЛОВОЛОМКА БЕЗ ОДНОЗНАЧНОЙ РАЗГАДКИ (ВСЕ КАК В ЖИЗНИ)


Драматургическая структура сделана как загадка. Образцовая бабушка Мишель радуется каждому дню в тихой бургундской деревне. Однажды в ожидании гостей она отправляется с подругой Мари-Клод (Жозиан Баласко) за грибами. Но долгожданный обед с дочерью и любимым внуком омрачает досадный инцидент. Зрителю предстоит разгадать головоломку, собрать воедино разные кусочки, чтобы получить полную картинку. Намеренная недосказанность подталкивает искать логику между определенными событиями, думать, что происходило между персонажами все это время. «Так и в жизни — у нас нет глобального видения фактов. Что-то ускользает от нас, и мы интерпретируем факты по-своему», — рассуждает Озон.

По мере развития сюжета временами кажется, что правда вот-вот выйдет наружу, но главная героиня Мишель «заметает пыль под ковер» и продолжает из инстинкта самосохранения жить, а зритель снова теряется в догадках. «Мы часто предпочитаем ослеплять себя, отрицать определенные грани реальности, чтобы жить как можно лучше», — заключает режиссер.

Драматургическая структура сделана как загадка. Образцовая бабушка Мишель радуется каждому дню в тихой бургундской деревне. Однажды в ожидании гостей она отправляется с подругой Мари-Клод (Жозиан Баласко) за грибами. Но долгожданный обед с дочерью и любимым внуком омрачает досадный инцидент. Зрителю предстоит разгадать головоломку, собрать воедино разные кусочки, чтобы получить полную картинку. Намеренная недосказанность подталкивает искать логику между определенными событиями, думать, что происходило между персонажами все это время. «Так и в жизни — у нас нет глобального видения фактов. Что-то ускользает от нас, и мы интерпретируем факты по-своему», — рассуждает Озон.

По мере развития сюжета временами кажется, что правда вот-вот выйдет наружу, но главная героиня Мишель «заметает пыль под ковер» и продолжает из инстинкта самосохранения жить, а зритель снова теряется в догадках. «Мы часто предпочитаем ослеплять себя, отрицать определенные грани реальности, чтобы жить как можно лучше», — заключает режиссер.

«Что случилось осенью»: 5 причин смотреть психологический детектив Франсуа Озона (фото 2)


3

ПОПЫТКА ПЕРЕСМОТРЕТЬ ОБРАЗ ПОЖИЛОЙ ЖЕНЩИНЫ В КИНЕМАТОГРАФЕ



3

ПОПЫТКА ПЕРЕСМОТРЕТЬ ОБРАЗ ПОЖИЛОЙ ЖЕНЩИНЫ В КИНЕМАТОГРАФЕ


В массовой культуре пожилых людей принято идеализировать: милые и доброжелательные — от них зачастую не ждешь ничего плохого, не думаешь об истории их жизни, выглядят они как «божьи одуванчики». Франсуа Озон делился в одном из интервью: «Мы забываем, что у них [пожилых людей] могло быть более сложное прошлое, чем кажется. Они когда-то были молоды, сексуальны и не особо сознательны… Нарративно мне хотелось смешать сложную тему старости с аспектом триллера. Недосказанность позволяет зрителю сделать собственный вывод и получить свою интерпретацию поведения Мишель или Венсана (Пьер Лоттен), сына Мари-Клод, который выходит из тюрьмы и мы знаем о нем лишь то, что “он делал глупости”». Фильм задает вопрос о том, какой может быть наша реакция, когда близкого человека осуждают и подозревают в чем-то плохом. Доказательств нет. Начинаются сомнения. До какого момента мы можем его защищать?

В массовой культуре пожилых людей принято идеализировать: милые и доброжелательные — от них зачастую не ждешь ничего плохого, не думаешь об истории их жизни, выглядят они как «божьи одуванчики». Франсуа Озон делился в одном из интервью: «Мы забываем, что у них [пожилых людей] могло быть более сложное прошлое, чем кажется. Они когда-то были молоды, сексуальны и не особо сознательны… Нарративно мне хотелось смешать сложную тему старости с аспектом триллера. Недосказанность позволяет зрителю сделать собственный вывод и получить свою интерпретацию поведения Мишель или Венсана (Пьер Лоттен), сына Мари-Клод, который выходит из тюрьмы и мы знаем о нем лишь то, что “он делал глупости”». Фильм задает вопрос о том, какой может быть наша реакция, когда близкого человека осуждают и подозревают в чем-то плохом. Доказательств нет. Начинаются сомнения. До какого момента мы можем его защищать?

«Что случилось осенью»: 5 причин смотреть психологический детектив Франсуа Озона (фото 3)


4

СТАРЕНИЕ — ТЕМА, КОТОРОЙ МНОГИЕ ИЗБЕГАЮТ



4

СТАРЕНИЕ — ТЕМА, КОТОРОЙ МНОГИЕ ИЗБЕГАЮТ


Поскольку старость возвещает смерть, мы часто откладываем эти темы в сторону. Озон же, наоборот, считает важным больше об этом рефлексировать. Режиссер делится: «Мне показалось естественным поставить пожилых женщин в центр истории, показать контраст юности и старости, снять руку внука в руке бабушки. Это подчеркивает чувственные связи между старшими и молодыми». И ему действительно удается выразить красоту морщин на лицах Мишель и Мари-Клод, отражающих время и их жизненный опыт. Кроме того, после успеха «Субстанции» (2024) о зрелом возрасте современное общество стало говорить чаще и охотнее.

Возрастных актрис почти не снимают, и им приходится переживать невостребованность, депрессию, ненависть к себе и прочие неприятные последствия вполне себе естественного процесса. Озона это расстраивает: «Я вспоминал про свой фильм “Под песком” (2000). Когда собирался снимать Шарлотту Рэмплинг, которой было около 50 лет, все говорили мне: она уже слишком старая, это никого не заинтересует. Я в ужасе вижу, в какой момент пожилые актрисы пропадают из общества и с экранов. Мне хотелось снять актрис 70–80 лет, которые несут свой возраст и принимают его без искусственности».

Поскольку старость возвещает смерть, мы часто откладываем эти темы в сторону. Озон же, наоборот, считает важным больше об этом рефлексировать. Режиссер делится: «Мне показалось естественным поставить пожилых женщин в центр истории, показать контраст юности и старости, снять руку внука в руке бабушки. Это подчеркивает чувственные связи между старшими и молодыми». И ему действительно удается выразить красоту морщин на лицах Мишель и Мари-Клод, отражающих время и их жизненный опыт. Кроме того, после успеха «Субстанции» (2024) о зрелом возрасте современное общество стало говорить чаще и охотнее.

Возрастных актрис почти не снимают, и им приходится переживать невостребованность, депрессию, ненависть к себе и прочие неприятные последствия вполне себе естественного процесса. Озона это расстраивает: «Я вспоминал про свой фильм “Под песком” (2000). Когда собирался снимать Шарлотту Рэмплинг, которой было около 50 лет, все говорили мне: она уже слишком старая, это никого не заинтересует. Я в ужасе вижу, в какой момент пожилые актрисы пропадают из общества и с экранов. Мне хотелось снять актрис 70–80 лет, которые несут свой возраст и принимают его без искусственности».

«Что случилось осенью»: 5 причин смотреть психологический детектив Франсуа Озона (фото 4)


5

МУЗЫКА РОССИЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ



5

МУЗЫКА РОССИЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ


Братья-композиторы из Челябинска Евгений и Александр Гальперины — сейчас авторы живут в Париже — написали музыку для Озона уже во второй раз. Опыт работы над картиной «По воле божьей» (2018) сам режиссер посчитал крайне удачным и показал братьям сценарий «Что случилось осенью» прямо перед съемками. Запрос был простой — написать атмосферную и достаточно тревожную музыку, чтобы создать бессознательное напряжение. Не видя ни одного кадра, они написали тему на пианино и наложили на нее шум падающих листьев. По признанию Франсуа Озона, этот кусочек аудиодорожки вел команду фильма даже на монтаже и во время создания других тем.

Братья-композиторы из Челябинска Евгений и Александр Гальперины — сейчас авторы живут в Париже — написали музыку для Озона уже во второй раз. Опыт работы над картиной «По воле божьей» (2018) сам режиссер посчитал крайне удачным и показал братьям сценарий «Что случилось осенью» прямо перед съемками. Запрос был простой — написать атмосферную и достаточно тревожную музыку, чтобы создать бессознательное напряжение. Не видя ни одного кадра, они написали тему на пианино и наложили на нее шум падающих листьев. По признанию Франсуа Озона, этот кусочек аудиодорожки вел команду фильма даже на монтаже и во время создания других тем.

«Что случилось осенью»: 5 причин смотреть психологический детектив Франсуа Озона (фото 5)

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7