«Талант без дисциплины
ничего не значит»
«Талант без дисциплины
ничего не значит»
Владимир Яглыч
о карьере актера
Свет софитов, овации, главная роль на театральной сцене или киноплощадке — временами мечты об актерской карьере не оставляют даже спустя годы, когда за плечами уже есть построенная карьера совсем в другой сфере. Отважиться на кардинальную смену деятельности непросто, но уж если и решаться на этот шаг, то подходить к нему надо со всей ответственностью — набраться терпения и настроиться на долгое обучение.
О том, к чему нужно быть готовым начинающему артисту, как сохранять дисциплину в профессии и как относиться к критике, BURO. рассказал актер театра, кино и дубляжа Владимир Яглыч.
Если человек в зрелом возрасте
РЕШАЕТ ПОМЕНЯТЬ СФЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И НАЧАТЬ АКТЕРСКУЮ КАРЬЕРУ, ЧТО БЫ ВЫ
ПОРЕКОМЕНДОВАЛИ ЕМУ В ПЕРВУЮ
ОЧЕРЕДЬ? ПОЛУЧАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ?
Давайте приведу личный пример. Когда я знакомлюсь с людьми, оказываюсь в новой компании, где нет людей из актерской среды, почти всегда мне задают один и тот же вопрос: «А как попасть в кино?» И я всегда отвечаю: «Идите учиться». Наверное, есть какие-то другие способы, но они мне неизвестны. Прежде всего, если человек серьезно настроен (неважно, в каком возрасте), нужно получить образование, чтобы заниматься профессией. Я, допустим, не обращусь к врачу, который прочитал две книги и не получил должного образования. Чем же отличается кино?
А ВО ВРЕМЯ ВАШЕГО ОБУЧЕНИЯ
В ТЕАТРАЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ ВМЕСТЕ С ВАМИ
УЧИЛОСЬ МНОГО ВЗРОСЛЫХ СТУДЕНТОВ —
ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ РЕШИЛИ СМЕНИТЬ СВОЮ
СФЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КАРЬЕРУ АКТЕРА?
На моем курсе учились несколько ребят, которые были гораздо старше нас. Такие примеры, безусловно, есть. Но это скорее исключение из правил, когда люди в таком возрасте хотят кардинально поменять свою жизнь. Плюс ко всему, сама профессия не дает четкой формулы успеха — она может как возвысить, так и уничтожить в одночасье. В этом весь «рок-н-ролл» нашей работы — сегодня ты задействован сразу в нескольких проектах, а потом — сидишь несколько месяцев вообще без работы. Возможно, в зрелом возрасте несколько сложнее на такой образ жизни решиться, чем в юношестве.
НАСКОЛЬКО Я ЗНАЮ, ВЫ НА АКТЕРСКИЙ
ПОСТУПИЛИ СРАЗУ ПОСЛЕ ШКОЛЫ.
РАССКАЖИТЕ, ЧТО ВАС ПРИВЕЛО
В ПРОФЕССИЮ?
Соседка, девочка из моего дома, поехала учиться в театральную студию и затем решила поступать. А я, будучи молодым повесой, «упал ей на хвост», как говорят. И судьба меня привела в профессию, которую я изначально даже всерьез не рассматривал.
А КЕМ ПЛАНИРОВАЛИ СТАТЬ, КСТАТИ?
Так как мой папа — военнослужащий, то одно из направлений, наверное, было связано с этой сферой. Сейчас, оборачиваясь назад, сложно сказать, ужился ли бы я в той профессии. Я понимаю, что для меня актерство — это в первую очередь разнообразие. Возможность примерить на себя разные характеры, образы, разные профессии. Это то, что меня особо привлекает. Не факт, что если бы я выбрал для себя военную стезю, то я бы стал счастливым и занимался любимым делом.
ЕСТЬ КАКОЙ-ТО ОБРАЗ, КОТОРЫЙ
ДАВНО ХОТЕЛОСЬ ВОПЛОТИТЬ НА
ЭКРАНЕ, НО ПОКА ЕЩЕ НЕ УДАЛОСЬ?
Для меня всегда было интересно найти характерного героя. Это главный персонаж, который ведет за собой историю вместе с режиссером. При этом я всегда пытаюсь найти в персонаже что-то новое, интересное. Чтобы это не был один и тот же образ, переходящий из одного фильма в другой.
С КАКИМИ СТРАХАМИ ЧАЩЕ ВСЕГО
ПРИХОДИЛОСЬ СТАЛКИВАТЬСЯ
В НАЧАЛЕ КАРЬЕРЫ?
Мне кажется, что один из главных страхов любого начинающего артиста — это забыть текст. На одной из моих первых съемок мне нужно было произнести длинный монолог на немецком, который я заучивал несколько месяцев, и казалось, что он у меня от зубов отскакивал. А на площадке растерялся, и все вылетело из головы. Но мой коллега быстро сориентировался, написал транскрипцию текста на русском языке на большом ватмане, и съемки продолжились.
Все артисты сначала находятся в одинаковом положении — боятся кого-то подвести, сделать что-то не так, — и это нормально. Поэтому, наверное, самый главный враг — это волнение. Хотя иногда и помощник.
На каждого нервозность влияет по-разному. Кто-то становится гиперактивен, и у него повышается продуктивность, кто-то, наоборот, жутко тормозит, и ему нужно время, чтобы успокоиться, выпить чай и прийти в себя. Это всегда зависит от человека, и нужно находить свои собственные способы справляться с эмоциями.
МОЖЕТЕ ВСПОМНИТЬ ЛУЧШИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ,
КОТОРЫЙ ВЫ ПОЛУЧИЛИ В ЖИЗНИ?
Уже не помню, кто именно мне это сказал, но мне очень понравились эти слова, и я сам их часто себе повторяю: «Талант без дисциплины ничего не значит». Можно быть суперталантливым человеком, но при этом абсолютно недисциплинированным. Я видел, как ребята, которые элементарно не могли вовремя приехать на площадку или на пробы, теряли из-за этого роли. И такое было очень прискорбно наблюдать. А так как мы сейчас живем в период расцвета «диванной критики», когда у всех есть мнение по любому вопросу, это, конечно, играет плохую шутку с людьми.
КАК ЛИЧНО ВЫ ОТНОСИТЕСЬ
К КРИТИКЕ?
Я стараюсь всегда слушать людей компетентных, профессиональных. Не могу сказать, что часто просматриваю какие-то комментарии и собираю общественное мнение. Лежа на диване во время пандемии с телефоном в руке, каждый становится критиком. Но важно ли мнение этого человека, если он в вопросе абсолютно ничего не понимает? Критика всегда должна быть обоснованна.
ТО ЕСТЬ ЕСЛИ КРИТИКА
КОНСТРУКТИВНАЯ…
То к ней прислушиваться необходимо, разумеется. Конечно, она бывает не самая приятная. Но что делать? Такая работа — мы всегда на виду, надо быть к этому готовым.
ИНОГДА ПРОФЕССИОНАЛАМ
КИНОИНДУСТРИИ ПРИХОДИТСЯ РАБОТАТЬ
НА ПЛОЩАДКЕ С АКТЕРАМИ БЕЗ ОПЫТА
И АКТЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. КАК ВАМ
КАЖЕТСЯ, КАКИЕ ЭТО НЕСЕТ В СЕБЕ
ПРЕИМУЩЕСТВА И МОЖЕТ ЛИ ЭТО
СПОСОБСТВОВАТЬ УСПЕХУ
КИНОПРОЕКТА?
Я очень щепетилен в этом вопросе. Для меня неважно, профессиональный это артист или нет, — если человек оказался на площадке, то он должен отвечать за то, что он делает. Часто встречается такое мнение о кино: ну что там сложного, что они там вообще делают? А попав на съемочную площадку, ты понимаешь, что это действительно большая, трудная, многосоставная работа. Например, я принимал участие в кинопроекте с участием нескольких непрофессиональных артистов, им был выделен свой эпизод в кино, и они к нему очень тщательно готовились (кинопроект «Настоящие истории», представленный брендом IQOS для своих совершеннолетних пользователей. — Прим. ред.). В этом случае это было не хулиганство и не баловство — люди приложили к работе массу усилий. И то, что отличало их от профессиональных коллег, — это, наверное, живая эмоция, живое волнение, искра в глазах — это, конечно же, большой плюс.
Но ответственность никуда не девается — мы все ее ждем. Поэтому самое важное качество для таких людей — это стремление обучаться новой профессии.
НА ВАШ ВЗГЛЯД, НАСКОЛЬКО
ДЛЯ АКТЕРА ВАЖНА НАСМОТРЕННОСТЬ?
ПОМОГАЕТ ЛИ АНАЛИЗ ЧУЖИХ
АКТЕРСКИХ РАБОТ ДЛЯ ЛИЧНОГО
ТВОРЧЕСКОГО РОСТА?
Насмотренность просто необходима. Ее отсутствие — это непростительное пренебрежение, которое я временами вижу у артистов, даже немолодых. Когда я учился в институте, нам всегда говорили: смотрите спектакли, смотрите кино. Досматривайте до конца, даже если вам не нравится, поскольку в этом случае вы должны узнать, как делать не нужно.
В работе на площадке насмотренность также необходима, чтобы общаться на одном языке с коллегами — не нужно тратить время на лишние объяснения.
К тому же все ведь уже давно сыграно и снято. И актер может брать на заметку какие-то приемы. Мы же проходим в институте такую дисциплину, как «наблюдение», когда мы подмечаем различные черты у незнакомых людей, например походку. Обращаем внимание, что какой-то человек по-особому прихрамывает. Это идет в копилку и потом применяется при работе с персонажем. С фильмами то же самое — так же наблюдаешь и запоминаешь для себя детали. Поэтому нужно смотреть много кино, если вы хотите заниматься профессией. Спустя какое-то время вы сами начнете обращать внимание на то, что многие вещи отложились в памяти.
ПОМИМО НАСМОТРЕННОСТИ
И ДИСЦИПЛИНЫ, КАКИЕ ЕЩЕ КАЧЕСТВА
ВАЖНЫ ДЛЯ НАЧАЛА АКТЕРСКОЙ
КАРЬЕРЫ?
Умение ждать. Это не так легко, как кажется. Профессия актера — волнообразная. Сегодня есть интересный материал, а завтра нет ничего, в чем можно было бы принять участие. Поэтому одно из важных качеств — это некая усидчивость, в психологическом смысле. Она, безусловно, нужна.
18+
ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ