Актриса Дарья Мороз — о новом сериале, принятии себя и токсичных ролях
В онлайн-кинотеатре KION вышел сериал «Клиника счастья» — откровенное драмеди о команде врачей, которые помогают клиентам наладить личную жизнь и обрести гармонию с собой. BURO. поговорило с исполнительницей главной роли Дарьей Мороз об усталости от профессии, театральных медитациях и сериалах, которых не хватает российскому кинематографу.
В вашем Instagram под постом с трейлером «Клиники счастья» стоит интригующая подпись: «Такой вы меня еще не видели». Что вы имеете в виду под словом «такой»?
Это не совсем мои слова, а строчка из трейлера. Хотя в ней есть доля правды, потому что наша героиня Алена, наверное, больше всех моих персонажей похожа на меня. И написав эту фразу, я имела в виду: настоящей, разной и полной жизни. Алена очень «неправильная», непредсказуемая. Ее невозможно понять: она то хочет обнять этот мир, то нафиг его раздолбать. Это не классическая положительная героиня, которой сразу хочется сопереживать, она вся состоит из острых углов. И в данном периоде моей жизни хотелось сделать именно такую роль: живую, бешено энергичную и притягивающую внимание своей неординарностью. Я почти уверена, что зрители ее полюбят серии к шестой, не раньше. Так же, как меня любят только те, кто хорошо знает. Остальные считают вздорной особой.
Ее схожесть с вами действительно очень чувствуется. Я, когда увидела Алену в кимоно и повязке с иероглифами, сразу вспомнила, как вы говорили о своей любви к японской культуре. Этот наряд — ваша находка?
Нет, это придумала замечательная Таня Арцеулова, автор сценария «Клиники». Она уже однажды подарила мне прекрасную героиню Надю из проекта «Долгий путь домой», и вот теперь Алену. Таня здорово видит людей и, видимо, почувствовала, что мне этот образ подойдет. Ведь что такое самурай? Концентрированная энергия, очень мощная, выпускаемая только экстремальной ситуацией. Которая может даже убить…взглядом. Мне это очень близко.
Как вам работалось в жанре драмеди? Он все-таки сильно отличается от того, что вы делали в последнее время.
Замечательно! Это наш третий проект с режиссером Сашей Кириенко, мы друг друга уже давно изучили. Саша человек очень ироничный, и для него, как для режиссера, на мой взгляд, это было точное личностное попадание в жанр. Я тоже люблю, когда в кино много юмора, причем не тупого, а по-хорошему сумасшедшего, но мне не так часто предлагают комедийные роли. Здесь мы были абсолютно на одной волне: много шутили на площадке, импровизировали, чувствовали себя такими нашкодившими подростками, делающими что-то крутое и запретное. И больше всего в роли я люблю именно эту, острохарактерную сторону.
На экране наше настроение отлично передают все пьяные и безумные сцены. Они как бы тянут из нас то, что мы в себе держим, но редко показываем, и за это я их очень люблю. Есть классный эпизод, когда Алена крушит все половником, а потом с ним же приходит к подруге Венесуэле. Мы с Сашей долго думали, стоит нам этот половник оставлять или нет. Саша говорил, что не надо, но я настояла, сказала: «Оставьте мне половник! Пусть будет нелепо, но я хочу, чтобы он был!»
Алена — врач, который помогает людям найти счастье. Причем чаще всего она считает, что корень проблемы кроется в неудовлетворенности личной жизнью. На ваш взгляд, на что человеку нужно в первую очередь обратить внимание, если он чувствует себя несчастным?
Идеология Алены в том, что счастье зависит в равной степени и от физического здоровья, и от морального. Как эндокринолог она помогает людям привести гормоны в порядок, а как хороший психолог видит, где у них внутренние блоки. Где та точка, в которой исчезла радость, уверенность и гармония. Что касается того, где искать счастье… На мой взгляд, в первую очередь нужно смотреть на свою собственную природу и, грубо говоря, не насиловать себя. Не хочется тебе что-то делать — не делай, не притворяйся. Потому что ты себя сломаешь и потом получишь гораздо более серьезные проблемы. В тот момент, когда ты пошел против себя, попытался изменить свою природу, как раз и потерялось счастье.
ВАЖНАЯ МЫСЛЬ СЕРИАЛА В ТОМ, ЧТО КАЖДЫЙ САМ РЕШАЕТ, ХОЧЕТ ОН БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ ИЛИ НЕТ.
Заставить никого нельзя, и это главное открытие нашей героини. Алена думала, что она имеет право менять человеческие жизни (пусть, как ей казалось, и в лучшую сторону), но потом поняла, что никто на это права не имеет. Человек должен захотеть меняться сам, а ты можешь лишь наблюдать и помогать.
По первым двум сериям и не скажешь, что она поняла…
Да, она раскроется не сразу! Поэтому я всем советую досмотреть сериал до конца, а уже потом судить. А то бывает, что посмотришь первую серию, подумаешь, что все понял про персонажа, а там дальше столько поворотов, такие вопросы поднимаются! Я вообще считаю, что наш сериал не столько про секс и телесность, сколько про человеческую природу и важные, глубокие темы, которые волнуют каждого человека. И про то, что нужно говорить друг с другом о своих проблемах, в том числе, сексуальных. Иначе тупик.
Сериал во многом про принятие себя. Что это принятие значит для вас?
Сложный вопрос. Наверное, это та задача, которую я год за годом пытаюсь решить. У меня, как и у любого человека, есть свои страхи, комплексы, сомнения, большое количество внутренних проблем, с которыми мне хочется разобраться. Я пока только учусь принимать себя, пытаюсь понять, с какой чертой нужно смириться, а с какой можно еще побороться. Сейчас, например, стараюсь больше говорить о своих эмоциях. Я достаточно закрытый человек, многое держу в себе. А, на самом деле, иногда проще все высказать и не копить негативную энергию, иначе она потом разрастется до чего-то совсем неуправляемого.
ВАЖНО ПОНИМАТЬ, ЧТО ПРИНЯТИЕ НЕ ПРИХОДИТ В ОДИН МИГ: РАЗ! — И ТЫ СЕБЯ ПОЛЮБИЛ. НУЖНО ПОНЯТЬ, ПОЧЕМУ ТЕБЕ НЕ НРАВИТСЯ В СЕБЕ ТО ИЛИ ДРУГОЕ, ОТКУДА ЭТО ИДЕТ.
Наши люди, мне кажется, очень мало работают с психологами, а зря. Сам ты часто не можешь распутать какие-то клубки, которые тянутся, например, из детства, и поэтому продолжаешь абьюзить и себя, и других. И пока ты с этим не разберешься, не примешь себя со всеми недостатками, мир не повернется к тебе лицом.
Как артисту играть откровенные сцены, если он не уверен в себе?
Во-первых, это вопрос обучения. Я думаю, что в театральных институтах должны быть курсы, где ребят учат, как играть такие сцены, и объясняют, что это сложный технический процесс, десятки дублей, разные ракурсы и иногда вообще полдня работы. Во-вторых, любому артисту, на мой взгляд, нужно помнить, что тело — это его инструмент. Соответственно, оно должно быть в форме. И если ты знаешь, что тебе предстоит проект с большим количеством постельных сцен, надо себя в эту форму привести: не поесть сладкого какое-то время, походить в спортзал или к массажисту, к косметологу. Если ты понимаешь, что приложил все усилия, для того, чтобы выглядеть хорошо, то чувствуешь себя гораздо увереннее. В третьих, нужно понять, что твой персонаж — живой человек, который раздевается, занимается сексом, сидит в ванной в одних трусах и наклеивает пластырь на ногу. И когда ты начинаешь относиться к этому, как к нормальной практике, стеснение уходит.
Большинство ваших последних проектов — современные, динамичные истории про нынешних людей и актуальные проблемы. Как вам сейчас работается в классических исторических драмах вроде «Угрюм-реки»?
На самом деле, мне подобных проектов не хватает. Они всегда втягивают артиста в другую пластику, манеру поведения, меняют твой образ — а я люблю визуальные изменения. С другой стороны, у нас обычно, когда артист надевает исторический костюм, он сразу начинает говорить «по-исторически», и двигаться «по-исторически». И ты думаешь: «Ну, ребят, у нас же сейчас совсем другие ритмы, мы так не делаем». В этом плане сериал «Великая» (HULU) или фильм «Фаворитка» — яркие примеры того, что можно даже про XVIII век сделать оригинальную, современную, стильную историю. Юрию Павловичу в «Угрюм-реке», мне кажется, тоже удалось, с одной стороны, сохранить атмосферу страны и эпохи, а с другой - рассказать историю очень живым современным языком. Такие проекты мне нравятся, и вот их хотелось бы побольше.
Выход «Содержанок» и их невероятный успех совпал с резким изменением вашего имиджа. Как вы думаете, можно сказать, что сериал заново открыл вас и зрителю, и самой себе?
И да, и нет. Просто в какой-то момент взрослеешь, дорастаешь до определенной внутренней смелости, а потом появляется роль, которая позволяет тебе все эти изменения выразить.
Я ВООБЩЕ ЛЮБЛЮ ЛОМАТЬ СТЕРЕОТИПЫ В ОТНОШЕНИИ СЕБЯ, МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ДЛЯ АРТИСТА ВАЖНО НЕ ЗАВИСАТЬ В ОДНОМ КАЧЕСТВЕ, А ПРОЯВЛЯТЬ РАЗНЫЕ.
Почему так сработал образ Лены? Не знаю, то ли потому что она во многом похожа на меня, то ли потому что возраст пришел, то ли потому что Костя Богомолов всегда смотрел на меня как на артистку, которая должна играть не страдающих русских женщин со сложной судьбой, а, наоборот, очень жестких, современных, сексуальных персонажей. Наверное, все аспекты совпали, и поэтому проект имел большой успех. Мне супер часто пишут: «Вы никогда мне не нравились. Нет причин, просто не нравились. Но вот после «Содержааанок»!» или «Не знала вас до «Содержанок», теперь смотрю все фильмы», ну, и всякое такое. Забавно, что сейчас все желают видеть меня именно в этом образе, а я опять хочу разрушать стереотип.
«Содержанок» же купил Amazon. Вы следите за реакцией зарубежных СМИ?
Кстати, нет! Надо бы посмотреть, потому что сначала были очень хорошие рецензии, а потом я перестала проверять. Но меня, в целом, радует реакция на сериал. Я недавно общалась с одним своим другом, который никак не связан с творческой стезей, и он мне сказал: «Слушай, я начал смотреть «Содержанок», и мне стало так неловко. Я как будто подглядывал за людьми в замочную скважину!» А в этом и заключается прелесть сериала. Он показывает повседневную жизнь определенного круга людей, причем без всяких оценок и позиции автора. Просто честное наблюдение.
Актерская профессия во многом про проживание чужих жизней, что не может не сказаться на артисте. Вивьен Ли говорила, что роль Бланш из «Трамвая “Желание”» не только утомила ее, но и сказалась на здоровье. Были ли у вас такие изматывающие роли?
Я думаю, это даже не о проживании история, а о том, что ты надеваешь на себя энергию другого человека. Он по-другому разговаривает, двигается, мыслит. И это, конечно, утомляет и оставляет свой отпечаток. Обычно подобное случается на больших проектах (как, например, «Преступление»), когда ты надолго погружаешься в персонажа. Но бывают и просто токсичные герои. Для меня такой была Вера из «Медиатора» — сложный, истерический, депрессивный персонаж, с черной энергетикой. С ней было тяжело, я ей буквально болела.
ЗНАЕТЕ, КОГДА СНИМАЕШЬ ПАРИК, КОСТЮМ, ЕДЕШЬ ДОМОЙ, А ТЕБЕ ПРЯМ ПЛОХО, ПОТОМУ ЧТО ЭТА ВЕРА ВСЕ ЕЩЕ ГДЕ-ТО ВНУТРИ ТЕБЯ ВЕРТИТСЯ, ХОДИТ ПО ТВОИМ ЖИЛАМ.
Я в последнее время больше люблю играть жизнелюбивых персонажей, потому что, как бы ты не хотел абстрагироваться от героя, он какое-то время в тебе живет и занимает твои мысли. Тут важно не терять голову и понимать, что это всего лишь роль, которую нужно сделать и забыть навсегда.
Вы сейчас не только актриса, но и продюсер. За какую тему вы как продюсер хотели бы взяться?
Я бы хотела сделать проект про абьюзивные отношения; абьюзивные не физически, а морально. Такой опыт есть в жизни каждого человека — будь то в работе или в личных отношениях — но про это мало снято. Мне кажется важным рассказать людям, что это вообще такое и как сохранить себя в подобной ситуации. И еще мне бы хотелось сделать историю для детей поколения моей дочери, то есть, 8-12 лет. Какой-то очень яркий, фантазийный проект, с проработкой детских проблем: отношений с родителями, входа в пубертатный период. Они сейчас все смотрят Netflix, в том числе моя Аня, а хочется, чтобы и на нашем рынке был проект, по которому бы они фанатели, и который порождал бы в них какую-то творческую энергию.
А какие сериалы нравятся дочери?
Ей нравятся уже достаточно серьезные подростковые сериалы: «Ривердейл», «Очень странные дела». Недавно она с большим удовольствием посмотрела «Королевский гамбит». Классика типа «Эдварда Руки-Ножницы», «Чучело» или «E.T” тоже заходит,. Но Netflix у нее и у ее сверстников все равно лидирует, и мне жаль, что наш кинематограф их возраст совершенно не охватывает. Это сложное и важное время, когда происходят большие изменения: и эмоциональные, и физиологические. Они где-то между детьми и подростками, и хочется с ними разговаривать на их языке.
Вы в интервью несколько раз сказали про энергию и в целом часто говорите про вещи в немного эзотерическом смысле. Насколько эта тема вам близка и почему?
Я эзотерик, и это действительно большая часть моей жизни. Я с детства гиперчувствительный к миру человек, который, как мне кажется, несколько иначе, чем большинство, воспринимает людей и пространство вокруг. Меня многое ранит больше, чем должно бы, поэтому меня и персонажи привлекают похожие — как, например, Саша Москвина из “Преступления”. Внешне она аскетичная и холодная, не показывающая истинные эмоции. Но это лишь панцирь, надетый на оголенный провод. Она таким образом закрывается, чтобы сберечь себя и свою природу. При этом свойство моей огромной энергии таково, что она часто воспринимается как агрессия или мужиковатость. Ну, что поделать. Я человек, на самом деле, очень мягкий, но об этом мало кто знает, поэтому я и учусь грамотно управлять собой и своей природой. В этом плане я рада, что у меня есть профессия, где я могу всю эту историю с балансировкой энергии и взаимодействием с людьми проявлять и исследовать.
А как это выражается в профессии?
Понимаете, все артисты, особенно, театральные, в какой-то степени медиумы. Они влияют на зал, а зрители, в свою очередь, влияют на них. И не всегда это бывает равномерно.
НА НЕКОТОРЫХ СПЕКТАКЛЯХ АРТИСТЫ ВЫДАЮТ ТАКОЕ БЕШЕНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЭНЕРГИИ, ЧТО ПОСЛЕ НИХ ПРОСТО НЕОБХОДИМО ВОССТАНАВЛИВАТЬСЯ.
Заниматься йогой, например, или медитациями.
Я в первый раз в профессии столкнулась с этим, когда работала над спектаклем «Живи и помни». У меня тогда были проблемы со связками, и я занималась с Анной Николаевной Петровой — гениальным педагогом по речи. Она научила меня медитативным практикам, когда ты представляешь себе персонажа и приходишь к нему. Мы приходили к моей героине Настене, пытались понять, как она двигается, как разговаривает. Мне это очень помогло. О театральных медитациях говорил еще Михаил Чехов, но сейчас их мало кто практикует. А, на мой взгляд, любому артисту заниматься этим необходимо — чтобы не разболтать нервную систему, не запутаться в том, кто ты есть, и просто в какой-то момент не поехать крышей.
Мы с вами разговариваем спустя год после объявления жесткого локдауна. Многие творческие люди заметили, что пандемия стала для них временем переосмысления многих вещей и планов. Что вам дал этот год?
В 2020-м году у меня, как и у всех киношников, было много работы, поэтому этот период дал определенную усталость, в том числе и от профессии. У меня, правда, этот процесс начался еще до пандемии, почему я и пошла в продюсирование. Я поняла, что мне мало актерской профессии, мало воздействовать на людей только через роли. Я хочу более глобального идеологического подключения зрителя к своим идеям и большего личного включения в проекты. Еще я никогда не думала, что буду тем человеком, который генерирует идеи, что-то самостоятельно пишет, а за последнее время это случилось.
Что касается повседневной жизни, у меня, как и у многих людей, появилась возможность остановиться, посмотреть на своих близких другими глазами и погрузиться в простые бытовые вещи. Возможно, как раз от этого и возросло желание говорить о более сложных вещах в профессии.
Я ДУМАЮ, ЧТО ПОЛУЧИЛА СЕРЬЕЗНОЕ ВНУТРЕННЕЕ ВЗРОСЛЕНИЕ И БОЛЕЕ ЧЕТКОЕ ВИДЕНИЕ МИРА ВОКРУГ.
Я часто смотрю на людей в их лучшем качестве и откидываю негатив, а карантинное время многое прояснило, и дало понимание, какие люди - лишние в моей жизни, а с кем можно идти в разведку. Это, пожалуй, самое главное.