Топ-5 документальных фильмов с Берлинале от Алены Бочаровой из Beat Film Festival
Фильмы об ужасах животноводства и преследованиях геев в Чечне, история бежавшей из Саудовской Аравии девушки и французского мальчика из благополучной семьи, оказавшегося не в своем теле, а также работа, смонтированная из обращений к Путину и отсылок к Андрею Платонову. Алена Бочарова посмотрела их на Берлинском кинофестивале, и, вполне вероятно, что-то из этой пятерки мы увидим в программах российского Beat Film Festival.
«Гунда»
Грандиозный эко-док русского мэтра Виктора Косаковского (из последнего — «Акварель»), в котором антропоморфизм в изображении природы достигает невиданных высот. Главная героиня — свинья по имени Гунда, на камеру рожающая поросят и сопровождающая их в первые недели жизни, за которыми зритель наблюдает 80 монотонных минут с перерывами на коров и петухов. За это время успеваешь сравнить картинку на экране с пасторалями XVIII века и пользовательскими ютьюб-видео, поразмышлять, что знает свинья о предназначении своей жизни на ферме, чтобы к концу сердце разорвалось от боли. Да, Виктор Косаковский — веган, фильм спродюсирован Хоакином Фениксом, который тоже веган, в американский прокат фильм выпустит компания Neon, прокатывавшая, например, «Паразитов».
«Побег из Саудовской Аравии» («Saudi Runaway»)
Один из главных документальных хитов «Сандэнса» добрался до Берлина. История мусульманской девушки Муны, которая в одиночку втайне от своей семьи готовит побег из Саудовской Аравии, чтобы получить возможность распоряжаться своей жизнью. Фильм целиком смонтирован из записей Муны на мобильный телефон, иногда из-под абайи. Режиссер — швейцарка Сюзанна Майерс, чей фильм «Рейв в Иране» мы показывали несколько лет назад. У Муны любящая семья и заботливый будущий муж, правда, ее отец периодически бьет брата и запрещает ее маме делать селфи, а ей — учиться водить. Тем не менее от фильма нет ощущения спекулятивности, зато, безусловно, есть ощущение триллера. Между размышлениями о том, хотел ли Аллах, чтобы женщины проводили свою жизнь взаперти, Муна отсылает видеофайлы режиссеру, консультируется с саудовским правозащитником из Германии, покупает авиабилеты в Минск, в который ей предстоит сбежать на третий день своего свадебного путешествия.
«Котлован» («Foundation Pit»)
Новый фильм Андрея Грязева, которого на Берлинале ждали восемь лет, после того как тут состоялась мировая премьера его фильма «Завтра» о группе «Война». Остроумный в своей трехчастности, местами невероятно смешной и настолько же горький, «Котлован» сделан в достаточно конвенциональном формате: жители современной России обращаются к Путину через ютьюб. Но символическое значение понятно: режиссер дает их голосам еще один шанс быть услышанными. Индивидуальные послания отчаявшихся пенсионеров и военнослужащих, коллективные воззвания обманутых дольщиков Долгопрудного и протесты жителей Архангельской области против мусорной свалки — режиссер не только сравнивает их с героями одноименной повести Платонова, но проводит параллели между современностью и концом 1920-х — началом 1930-х годов, временем антиразумных экономических решений, массового голода и других катастроф.
«Добро пожаловать в Чечню» («Welcome To Chechnya»)
Фильм американского режиссера и летописца истории ЛГБТК-сообщества Дэвида Франса, чей номинированный на «Оскар» фильм «Как пережить чуму» мы показывали в 2013 году на фестивале «Завтра/2morrow». За камерой на этот раз — документалист Аскольд Куров. Новый фильм — отчаянно смелая история о российской активистской организации, которая вывозит преследуемых в Чечне геев, чтобы найти им убежище в Европе и Канаде. Герои рассказывают свои истории — о пытках, неофициальных тюрьмах для геев, преследованиях со стороны родных. В самой Чечне снята лишь одна история — операция по вывозу Ани из Грозного через Владикавказ. Аня — имя ненастоящее, при этом скрыты в фильме не только имена, но и лица героев — посредством цифровых масок. Когда один из героев фильма Максим Лапунов, единственный, кто к данному моменту решился открыто заявить о преследованиях в Чечне, дает пресс-конференцию, цифровая маска — практически как в фильме «Матрица» — сменяется его реальным лицом. Фильм уже пригласил в свою программу один российский фестиваль, желаем ему удачи с этим гражданским актом.
«Маленькая девочка»
(«Little Girl»)
Док о мальчике из благополучной буржуазной семьи, осознавшем свою трансгендерность в самом раннем возрасте. Самое любопытное, что есть в этом фильме французского режиссера Себастьяна Лившица, до этого снимавшего и фикшн, и документальное кино в той же повестке, — то, что снят он как обычная европейская семейная драма. Родители планомерно борются за то, чтобы школа разрешила их ребенку носить платья, а одноклассники говорили о нем в женском роде, возят ребенка из пригорода в Париж к правильному психологу, чтобы вместе понять, как действовать, мать переживает, что у ее ребенка не будет настоящего детства. Столкновение благополучного и благонравного мира с неизведанной человеческой природой максимально смягчено аккуратной картинкой, которая в действительности может быть прочитана как форма активизма: фильм легко представить себе на любом европейском телеканале, пусть тоже просвещаются.