партнерский материал
Классовое неравенство И братья-близнецы: как латиноамериканские сериалы изменились за десятилетия
Разбираемся, как аргентинские, бразильские и мексиканские сериалы поменялись за последние тридцать лет, и объясняем, почему за этой индустрией стоит следить
Дизайн: Виолетта Шепитько
Фото: пресс-служба Иви
Текст: Патрик-Филипп Ясиньски
Если вы смотрели «Клон» и «Дикий ангел» на рубеже 1990-х и 2000-х, то, вероятно, хотя бы раз в жизни вспоминали главные тропы этих сериалов и задавались вопросом: чем же все кончилось? Вместе с онлайн-кинотеатром Иви ностальгируем по любимым кинокартинам, вспоминаем их особенности, а также прослеживаем эволюцию жанра вплоть до наших дней.
Большой хронометраж
Латиноамериканские сериалы ассоциируются у зрителя с огромным хронометражем еще с конца 1990-х годов. «Во имя любви», «Дикий ангел» и «Клон» в ежедневном режиме собирали всю Россию у телеэкранов. Но узнать, чем все кончилось, пожалуй, довелось только самым выносливым: более 250 серий — стандарт для латиноамериканских шоу тех лет. Помните, с кем в итоге осталась Жади? А кто родители Милагрос? Готовы поспорить, завязку в этих сюжетах вы помните куда лучше развязки, ведь посмотреть такое количество выпусков — задача не из простых. Особенно когда есть риск пропустить телевизионный показ и потерять нить повествования.
Современные бразильские и аргентинские сериалы куда более лояльны к зрителям. Во-первых, с развитием стриминговых сервисов их стало возможно смотреть в любое удобное время, а во-вторых, количество серий заметно сократилось. Главные жемчужины актуального латиноамериканского телевидения все еще достаточно внушительны в объеме, но все же стараются держаться в рамках стандарта в 160 эпизодов, как, например, в случае с сериалом «Проспект Бразилии» — настоящей неоклассикой жанра. Почти на 70 часов меньше времени до развязки!
Яркий стиль героев
Сериалы всегда были кузницей красивых и ярких звезд. Опустим тот факт, что любимых персонажей латиноамериканских шоу играли секс-символы эпохи (сколько мужчин вешали у себя в комнате плакат с Наталией Орейро и сколько женщин вздыхали от вида молодого Мурило Бенисио!). Герои еще и были иконами стиля своего поколения. Мужчина — непременно в выглаженной рубашке с расстегнутой верхней пуговицей (а в торжественных случаях — и с галстуком), женщина — обязательно с заметным аксессуаром вроде шляпы и в неповторимых нарядах (которые обязательно менялись вместе с развитием сюжета).
Сейчас гардероб героев «Во имя любви» и «Дикого ангела» выглядит как символ эпохи ушедших 90-х, и все же черпать вдохновение в нем по-прежнему можно. Как и во внешнем виде персонажей современных латиноамериканских сериалов! Да, в луках новых героев осталось мало общего с образами прошлого поколения, но они по-прежнему остаются яркими вдохновителями с точки зрения стиля. Взгляните хотя бы на персонажей мексиканского сериала «Жить любовью»: мужчины — в рубашках и водолазках с пиджаком поверх, женщины — в утонченных кардиганах и блузках. Готовая галерея офисных образов!
СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО ПЕРСОНАЖЕЙ
Для Латинской Америки классовое неравенство всегда было одной из наиболее актуальных общественных тем. Отразилось это и в сериалах: богачи и бедняки, а также их взаимоотношения (особенно любовь) друг с другом — важный пласт популярной культуры этого региона. Шикарный особняк, наподобие дома Ди Карло из «Дикого ангела», где молодая сирота с непривычки затеряется, но все же обязательно найдет любовь, преодолеющую любое социальное неравенство. Или, например, мечтающая о любви девушка по вызову из «Семейных уз», вынужденная работать с богатыми клиентами, чтобы прокормить родителей и сына. Хотя бы один подобный образ можно найти в основе каждого латиноамериканского сериала.
Социальное неравенство остается ключевой темой и в современных сюжетах, но сейчас сценаристы стараются прорабатывать образы персонажей с гораздо большей глубиной. Так, бедная девушка совсем необязательно наивна и «чиста», но может оказаться и коварной интриганкой, подобно Карминье из «Проспекта Бразилии». А богачи больше не делятся строго на плохих (которых большинство) и хороших (которых меньше), как это было в «Клоне» или «Семейных узах». Мир героев становится более серым, но это не значит, что в нем больше нет места сказке! Ведь какой латиноамериканский сериал без чудес?
Штампы в повествовании
Нельзя сказать, что латиноамериканские сериалы похожи друг на друга сюжетно: общие жанровые черты, конечно, присутствуют, но назвать сценарии идентичными друг другу язык не повернется. И все же если вы начинали смотреть (а может, и досмотрели полностью!) хотя бы два проекта, то точно можете начинать загибать пальцы при перечислении общих клише: большой дом с огромной лестницей (где обязательно кто-то упадет), братья-близнецы, притворяющиеся друг другом, а также дети, которых родители перепутали в роддоме. Можно составлять комбо! Что-то вы найдете в «Клоне», что-то — в «Во имя любви», а некоторые тропы и вовсе будут прослеживаться во всех жанрах.
Во всех, пожалуй, кроме современных сериалов! Авторы нынешних латиноамериканских сюжетов куда оригинальнее подходят к повествованию. И хотя некоторые тропы все-таки в том или ином виде доходят до наших дней, воспринимаются они скорее как дань уважения классике с небольшой ноткой жанровой самоиронии. Ребенок, которого подкинули, например, есть и в основе сюжета «Жить любовью», но здесь из клишированного тропа не делают интригу, а сразу преподносят в качестве завязки. И от этого следить за сюжетом куда интереснее, чем если бы подмена вскрылась внезапно.
Длительные диалоги
Одна из главных шуток, связанных с латиноамериканскими сериалами, — длинные и основательные диалоги, которые наполнены пафосом и ведут в никуда. Персонажи выясняют отношения на повышенных тонах, демонстративно замалчивают тайны и часто (даже очень часто!) называют друг друга по имени. Примерно так выглядит любая пародия на латиноамериканский сериал, которую можно было увидеть как в российских, так и в западных ситкомах 2000-х годов. И образ этот, конечно, появился не на пустом месте: взять в качестве примера хоть «Во имя любви». Здесь диалоги пропитаны пафосом — не сказать, что это плохо, но к такой манере еще надо привыкнуть (пара десятков серий должна помочь).
Сейчас язык героев латиноамериканских сериалов становится в разы живее, а их диалоги — куда естественнее. Для того, чтобы убедиться в этом, попробуйте включить любой из представленных в онлайн-кинотеатре Иви жанровых проектов. Конечно, в особенно драматических моментах высокопарный слог присутствует, но на то эти эпизоды и драматичные! Но что важнее всего, разговоры персонажей стали менее затянутыми и очень редко заканчиваются ничем, так что не советуем отрываться.
Поностальгировать по любимым сериалам из прошлого и собственными глазами увидеть, как меняются латиноамериканские сериалы, можно в онлайн-кинотеатре Иви. Здесь доступна как классика («Клон», «Во имя любви», «Семейные узы», «Дикий ангел»), так и современные проекты — «Во имя любви», «Проспект Бразилии» и многие другие.
Реклама. Иви