Книга ≥ фильм:
10 экранизаций, которые (почти) так же хороши, как первоисточники
Тотальный карантин многим из нас освободил массу времени, которое можно потратить на саморазвитие. Прочитать книгу, до которой не доходили руки, например, — а следом посмотреть, как ваша фантазия совпала или не совпала с чужим видением истории.
Tele2 сделает этот процесс еще удобнее: так, в сервисе «Tele2 Книги» есть и масштабная библиотека с удобным интерфейсом, где можно найти что угодно — от комиксов до классики, — а в приложении Tele2 TV — такое же разнообразие фильмов. Что приятно, оба сервиса не потребляют трафик через мобильную сеть Tele2, что позволяет сэкономить пакет интернета.
BURO. выбрало топ-10 книг и их экранизаций на свой вкус. И романы, и их киновоплощения ищите у Tele2.
«12 лет рабства»
Лучший фильм 2014 года, по мнению Американской киноакадемии, снят по автобиографии свободнорожденного афроамериканца, скрипача Соломона Нортапа, жившего в первой половине XIX века. В 1841 году Соломона, как и многих темнокожих людей в свободных штатах в то время, похищают и отправляют в рабовладельческие южные штаты. Там Соломон проводит в унизительном рабстве 12 долгих лет, пока ему не удается с помощью друзей вырваться на свободу. К сожалению, есть версия, что Соломон был вновь похищен работорговцами, так как неизвестно, когда, как и где он умер.
Фильм Стива Маккуина с Чиветелем Эрджиофором, Брэдом Питтом и Бенедиктом Камбербэтчем — не просто история жизни и борьбы одного человека, но и большое произведение искусства, которое пробирает до глубины души под музыку великого Ханса Циммера.
«общественное устройство, которое мирится с такой несправедливостью и жестокостью, какие видел я, — это безнравственное и варварское установление»
— «12 лет рабства. Реальная история предательства, похищения и силы духа», Соломон Нортап
«Сталкер»
В 2003 году Борис Стругацкий подсчитал, что их с братом «Пикник на обочине» выдержал 55 изданий в 22 странах мира. Советская повесть победила не только пространство и железный занавес, но и время, потому что читать и перечитывать эту маленькую, но глубокую притчу о сталкере, Зоне и сокровенных желаниях разных людей можно десятки раз.
То же самое касается и экранизации. «Сталкер» Андрея Тарковского смотрится удивительно свежо и сегодня, хоть и был снят в 1979 году. Очень надеемся, что этот фильм, как это недавно было с «Солярисом», будут показывать в кинотеатрах. Когда пандемия закончится, конечно же.
«Я никакая не судьба, я только рука судьбы! Я никогда никого не выбираю, я всегда боюсь ошибиться. Вы не можете себе представить»
— «Сталкер», братья Стругацкие
«Молчание ягнят»
Энтони Хопкинс и Джоди Фостер в образах Ганнибала Лектера и Клариссы Старлинг уже стали частью нашей генетической памяти, поэтому легко забыть, что изначально «Молчание ягнят» — это роман Томаса Харриса. Фильм считается одним из лучших триллеров всех времен, книга числится в списке «100 лучших детективных романов всех времен».
«Молчание ягнят» — это один из самых крутых дуэтов в истории литературы и кино, безупречно проработанные психологические игры, а также (в случае с фильмом) роскошный танец Буффало Билла под «Goodbye Horses». Кстати, эту песню поет прекрасная темнокожая женщина Голди Хилл под псевдонимом Q Lazzarus. Голди работала в такси и подвозила режиссера «Молчания ягнят» Джонатана Демми. Он услышал в машине, как она напевает, и отправил ее в студию записываться.
«Гусеница становится куколкой в коконе. Затем она выходит из своей потайной переодевальни и возникает перед нашим взором в прекрасном обличье имаго»
— «Молчание ягнят», Томас Харрис
«Чучело»
Если вы выросли в 1980–1990-е, то сейчас мы вам ничего нового не расскажем. Наверняка вы и над книгой Владимира Железникова, и над фильмом Ролана Быкова пролили примерно столько же слез, сколько над «Белым Бимом, Черное ухо». Но освежим вашу память. Глухая советская провинция, новенькая девочка в городе по имени Лена Бессольцева и целое стадо злобных одноклассников, которые издеваются над ней, потому что она кажется им чудаковатой и какой-то не такой. Буллинг доводит Лену до тяжелого срыва, и светлого хеппи-энда тут точно ждать не стоит.
Лена Бессольцева стала единственной яркой ролью в фильмографии Кристины Орбакайте, она в «Чучеле» по-настоящему бесподобна. А вот для бесподобного Юрия Никулина, сыгравшего здесь ее дедушку, «Чучело» стало последним полнометражным фильмом.
«Страшно, когда один против всех, даже если ты прав»
— «Чучело», Владимир Железников
«Американский
ПСИХОПАТ»
Превозносить Кристиана Бейла сегодня считается самым хорошим тоном. А началось все с «Американского психопата», где он сыграл любимца всех кровожадных девочек Патрика Бэйтмана. Главный герой красив, успешен, чист и ухожен, аккуратен в деталях (да, мы о той самой сцене с визитками) — и в свободное от блестящей карьеры время эффектно и без лишних слов убивает разных людей и даже зверей.
Как и у многих хороших фильмов, у «Американского психопата» есть первоисточник — одноименный роман Брета Истона Эллиса. Опубликованный в 1991 году, он вызвал бурю эмоций из-за добротных описаний секса и насилия.
«Я — фальшивка, аберрация. Я — невозможный человек. Моя личность поверхностна и бесформенна, я глубоко и устойчиво бессердечен»
— «Американский психопат»,
Брет Истон Эллис
«Идиот»
Один из величайших романов русской литературы и один из самых тонких в библиографии Достоевского (сам Достоевский тоже так считал). Подступиться к такому произведению страшно любому режиссеру. Взять себя в руки удалось в 1958 году Ивану Пырьеву, до этого воспевавшему в своих картинах будни простых советских людей («Кубанские казаки», «Свинарка и пастух», «Трактористы»).
Его «Идиот» снят только по первой из четырех частей романа. Просветленного князя Мышкина играет замечательный Юрий Яковлев, демонического Рогожина — бандит Фролов из фильма «Ко мне, Мухтар!» Леонид Пархоменко, а роковую Настасью Филипповну — красавица Юлия Борисова.
«Сущность религиозного чувства ни под какие рассуждения, ни под какие атеизмы не подходит; тут что-то не то, и вечно будет не то; тут что-то такое, обо что вечно будут скользить атеизмы и вечно будут не про то говорить»
— «Идиот», Федор Достоевский
«Гроздья гнева»
Если вы по какой-то причине еще не считаете американскую литературу великой, то вот книга, которая это доказывает. «Гроздья гнева» Джона Стейнбека были, с одной стороны, удостоены Пулитцеровской премии в 1939 году, а с другой — подвергались многочисленным гонениям: книгу изымали из библиотек по всем Штатам, запрещали в американских школах и даже в Ирландии и Канаде.
Это правдивое, разрывающее сердце описание того, как выживали люди во времена Великой депрессии. В те годы экономический кризис усугубляли засухи и пыльные бури на Среднем Западе, откуда семья фермеров Джоус, как и тысячи американцев в то время, отправляется в Калифорнию в надежде на лучшую жизнь. Стейнбек описывает этот кошмар так искусно во многом потому, что провел среди подобных людей немало времени, собирая материал для серии статей, которые в итоге превратились в эту книгу. А она, в свою очередь, в 1940 году превратилась в одноименный фильм авторства Джона Форда, с Генри Фондой в главной роли.
«Греха никакого на свете нет, и добродетели тоже нет. А есть только то, что люди делают. Тут одно от другого не оторвёшь. Некоторые их дела хорошие, некоторые плохие, вот и всё, а об остальном никто судить не смеет»
— «Гроздья гнева», Джон Стейнбек
«Высотка»
Автор романа «Высотка» Джеймс Баллард — одна из самых больших и плодовитых фигур в британской литературе XX века. Ключевыми пунктами в прозе Балларда считаются влияние катастроф и чрезвычайных ситуаций на психику человека, сюрреализм и урбанизм. Все три пункта лихо сошлись в «Высотке», увидевшей свет в 1975 году, а экранизированной только в 2015-м — тоже британцем и тоже любителем психологии и сюрреализма Беном Уитли.
Скажем сразу, фильм непростой и, возможно, попросит у вас второго шанса, которого он точно заслуживает. Здесь и фантасмагорический сюжет, напоминающий не страшный, но крайне странный сон, и шикарный каст в лице Тома Хиддлстона, Джереми Айронса, Сиенны Миллер и Элизабет Мосс, и сама высотка — с одной стороны, антураж, а с другой — отдельный персонаж.
«Великий Гэтсби»
Еще одно доказательство того, что американская литература великая. «Гэтсби» — главное произведение Фрэнсиса Скотта Фицджеральда (хотя нам также очень по душе его «Ночь нежна», и ее можно прочитать на книжной платформе Tele2), которое во всех красках представляет ревущие 1920-е, оставаясь при этом книгой вне времени.
Экранизация истории Джея Гэтсби и его отчаянной любви к Дейзи Бьюкенен у режиссера База Лурмана получилась глянцевой и конфетной, чем она многим может не нравиться. Но нам нравится этот праздник, который всегда с тобой, а смотреть на безумно влюбленного Леонардо Ди Каприо можно бесконечно.
«Мы словно лодки пытаемся пробиться в настоящее, но нас безжалостно относит в прошлое»
— «Великий Гэтсби», Фрэнсис Скотт Фицджеральд
«Анна Каренина»
Такой же театральной и праздничной получилась «Анна Каренина» у британца Джо Райта. Кто-то скажет, что режиссеры в таких случаях вообще не уважают мораль и атмосферу книжных первоисточников, а кто-то назовет этот подход способом донести в правильной обертке до современного зрителя важность великих романов, после чего какая-то часть аудитории непременно захочет начать читать.
Колосс русской литературы и наша национальная гордость, «Анна Каренина» Льва Толстого, удивительным образом находит отклик у людей по всему миру. У Джо Райта главную героиню играет Кира Найтли — играет, как будто на театральной сцене. Да и вся история словно разворачивается в театре, что выглядит живописно и интересно.
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»
— «Анна Каренина», Лев Толстой
Tele2 не остался в стороне от помощи своим клиентам в период пандемии коронавируса и предлагает пользоваться высокоскоростным интернетом как в городе, так и во всех населенных пунктах области. Гигабайтов точно хватит на тарифах «Везде онлайн» и «Мой онлайн+». Раздавайте трафик со смартфона на ноутбук или выходите в сеть прямо с мобильного устройства.
Также всем, кто находится в период карантинных каникул дома, Tele2 подарит по 1 гигабайту в день.