It’s showtime: почему вам стоит пересмотреть «Битлджуса» и увидеть сиквел
Сегодня в мировой прокат выходит фильм «Битлджус Битлджус» — продолжение культовой мистической комедии Тима Бертона 1988 года. Лента, премьера которой состоялась на 81-м Венецианском кинофестивале, была тепло встречена аудиторией и критиками. Разбираемся, почему каждый должен оценить новый проект режиссера и вспомнить старый.
Тим Бертон в интервью The Guardian рассказал, что не собирался делать большой сиквел ради денег. На такое решение его подтолкнули личные причины, а также разочарование в киноиндустрии. «Я решил, что если сниму еще один фильм, то сделаю это для души. Перед началом я не пересматривал первую часть, так как хорошо помнил дух ленты и всех ее персонажей. Для меня этот проект стал зарядом бодрости, возвращением к тому, что я люблю делать, как я люблю это делать, и к тем, с кем я люблю это делать», — отметил режиссер. По сюжету новой части семья Дитц возвращается в Винтер-Ривер после смерти супруга Делии Чарльза. Ее дочь Лидия и внучка Астрид приезжают в тот самый дом, где семейство более 30 лет назад впервые столкнулось с Битлджусом. На чердаке девушка находит макет, в котором скрывается портал и вновь вызывает биоэкзорциста, что приводит к череде встреч с паранормальным.
БИТЛДЖУС — МАЙКЛ КИТОН
В оригинальном фильме Битлджус (Майкл Китон) — «сверхъестественный биоэкзорцист», который помогает недавно умершей паре Адаму и Барбаре Мейтленд (Алек Болдуин и Джина Дэвис) преследовать новых владельцев дома — семью Дитц. Гениальность Бертона заключается в том, что он показывает обратную сторону истории о призраках и рассказывает прежде всего не о мире живых, а о потустороннем, которому мешают люди. Также в образе Битлджуса он раскрывает вечный вопрос о роли «маски», которая помогает актеру перевоплощаться. Режиссер утверждал, что грим позволил Китону расслабиться и показать совершенно другую сторону личности.
«Тебе не нужно больше беспокоиться, что ты Майкл Китон, ты можешь позволить себе быть персонажем. Это всегда завораживает и открывает какие-то новые грани таланта актера, будь то Джонни Депп в „Эдварде Руки-ножницы“ или Джек Николсон в роли Джокера. Словно во время Хэллоуина: люди наряжаются, и это позволяет им вроде впасть в неистовство, стать кем-то другим. Это мне в кинопроцессе всегда и нравилось — трансформация людей», — отметил режиссер в книге «Тим Бертон. Интервью» Марка Солсбери.
Китон, в свою очередь, рассказал изданию Entertainment Weekly, что принимал активное участие в работе над образом, на что Тим дал ему полную свободу. Майкл попросил визажистов сделать лицо его персонажа рельефным (с мхом, плесенью, поломанным носом и морщинами), а волосы уложить так, будто он только что засунул пальцы в розетку. Кстати, культовый полосатый костюм (классика всех Хэллоуинов) придумал режиссер. Он же появляется и во второй части (но уже в более современной интерпретации), как и тот самый бордовый смокинг из сцены венчания с Лидией Дитц. Есть в гардеробе Битлджуса и новинка — теплый серый «дедушкин» кардиган, который он носит поверх рубашки с бабочкой. Весь образ Битлджуса (и грим, и одежда) намекают на его сущность: он ироничный игрок, который служит проводником между мирами, эксцентричный трикстер и та сила, которая «вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Fun fact: издание Variety рассказало о том, что Китон настаивал на почти полном отказе от компьютерных спецэффектов в сиквеле. Он считал, что «все должно ощущаться как работа, сделанная вручную».
ДЕЛИЯ ДИТЦ — КЭТРИН О'ХАРА
Бертон умело работает с темой смерти и мастерски переосмысляет ее в нетрадиционном для западной культуры векторе — говорит об этом без лишнего пафоса, траура и морали, порой с шутками и насмешками. Сиквел начинается со смерти главы семьи Дитц — Чарльза, которого сыграл Джеффри Джонс. Погибает он где-то в Амазонии, а на могиле написано: «Отец, муж, бердвотчер». Его супруга, художница Делия Дитц в исполнении Кэтрин О’Хары, пребывает в отчаянии, с любовью вспоминает о почившем и окутывает дом саваном.
В первой части Делия представлена как скульптор из Нью-Йорка, которая хочет сделать ремонт в постмодернистском стиле, что и провоцирует конфликт с мертвыми владельцами дома и заставляет их обратиться к Битлджусу. Она решается на изменения нового жилища, так как совершенно не привыкла к жизни в деревенской местности. Делия изначально производит впечатление сноба, жесткого и требовательного человека, характер которого постоянно приводит к конфликтам с дочерью. Они — две противоборствующие силы, которые пусть никогда и не поладят, но на самом деле очень похожи: обе артистичные, чувствительные и модные женщины, которые время от времени впадают в драматизм.
Как в оригинальной ленте, так и в сиквеле образ героини отражает ее характер и род деятельности — она настоящая «сумасшедшая художница», карьеристка, которая повязывает перчатки на голову в виде ободка, носит массивные серьги-люстры, разнообразные шляпки и платья с воланами. Перевоплощением героев в сиквеле занялась давняя подруга Бертона — художник по костюмам Коллин Этвуд, которая была номинирована на «Оскар» восемь раз и получила четыре статуэтки. Она также работала с режиссером над фильмами «Эдвард Руки-ножницы», «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», «Алиса в Стране чудес», «Дамбо» и недавним хитом Netflix «Уэнсдэй». Про образ Делии Коллин рассказала в интервью Vogue: «Она творец, и, чтобы подчеркнуть ее аутентичность, мы решили использовать отсылки к изначальному стилю. Из всех персонажей именно у Делии одежда больше всего отсылает к 80-м, поэтому мы хотели оставить ее такой, какой она была раньше». А одна из фишек героини — красная или розовая помада — появляется и в продолжении, прямо как огненно-рыжие волосы, которые с годами, кажется, стали только ярче.
ЛИДИЯ ДИТЦ — ВАЙНОНА РАЙДЕР
В оригинальном «Битлджусе» Лидия в исполнении Вайноны Райдер — девочка-подросток, которая, в отличие от родителей, видит потустороннее и быстро находит с ним общий язык. Художница по костюмам первой части Эджи Джерард Роджерс в интервью Elle рассказывала, что, когда она впервые встретилась с актрисой, та была еще совсем юной (Райдер только исполнилось 16 лет). Над образом они работали вместе, а практически всю одежду искали с ее мамой в лос-анджелесской комиссионке American Rag. «В финальной сцене фильма Вайнона решила надеть свою клетчатую школьную форму поверх длинной черной юбки. Это была ее идея. Думаю, что к концу фильма все актеры четко чувствовали характер героев, поэтому вещи так хорошо отражают их натуру», — поделилась Эджи.
Юная Лидия часто носила готические платья, чокеры и кружева, но самым ярким ее образом стало красное платье с пышной юбкой, которое шили на заказ. Роджерс черпала вдохновение в свадебном наряде, которое надела первая владелица дома Барбара Мейтленд (его же нашли в магазине Brenda’s Bridal). Лидия в новой ленте все так же любит черную одежду, предпочитает пальто и тренчи в пол (будто 14-летняя девочка из первой части). Прошло уже несколько десятилетий с момента ее последний встречи с Битлджусом, она все еще надевает кружева, клетку, школьные юбки, чокеры и темные очки.
Коллин Этвуд хотела переосмыслить ее любовь к готическим образам и вдохнуть в них современность. Художница по костюмам призналась, что могла бы просто выбрать для героини платье из ассортимента Simone Rocha или Alexander McQueen, которые очень подходят по эстетике, но все же решила работать с винтажом и сшить наряды самостоятельно. «Я сшила 75% всех образов. Мы использовали пару жакетов лондонского дизайнера Елены Доусон, потому что они были готичными, но современными», — отметила Этвуд в разговоре с Vogue. Прическа тоже является оммажем первой части: та же самая длинная челка и темные волосы, но уже в более трендовом каскадном исполнении. Красное платье она надевает и в сиквеле — в сцене, когда отправляется в ад, чтобы спасти дочь.
Fun fact: кинокритики часто относят «Битлджус» к малоизвестному поджанру фэнтези — «бэнгсианскому». Название отсылает к писателю-юмористу, сатирику Джону Кендрику Бэнгсу, который известен шуточными рассказами про загробный мир и призраков.
АСТРИД ДИТЦ — ДЖЕННА ОРТЕГА
Смерть главы семейства заставляет его супругу, дочь и внучку вернуться в Винтер-Ривер. Последняя появляется в сиквеле впервые — ее зовут Астрид (Дженна Ортега). Режиссер вводит в повествование ленты новое поколение, чтобы поднять вечный вопрос о взаимоотношениях детей и родителей. Если в первой части перед зрителями предстали разногласия в отношениях Лидии и Делии, то вторая фокусируется на недопониманиях Лидии и Астрид. Оператор ленты Харис Замбарлукос подтвердил, что новый «Битлджус» — это фильм прежде всего о семье: «Со времен первой части прошло 30 лет, и сиквел поднимает вопрос: что позволяет так долго сохранять отношения в безумном мире, где мы все живем?»
После похорон Астрид, которая очень скучает по погибшему отцу, находит на чердаке тот самый макет, открывает портал и вновь вызывает Битлджуса. Героиня Дженны Ортеги будто продолжает ее образ Уэнсдэй: она не зависит от чужого мнения, не понимает одноклассниц и не верит в способности матери. Панковская составляющая ее образа продолжается и в гардеробе: она носит короткие юбки, рваные полосатые свитера, высокие кожаные сапоги и платья в цветочек. Этвуд призналась, что хотела соединить в ее образе гнев и меланхолию: «Астрид, на самом деле, совсем не хотела находиться рядом с мамой и ее странным миром. Ей больше нравились старые фильмы и музыка, поэтому я сделала ее одежду винтажной. Сшила для нее платье из принта с ромашками, который хранился у меня целую вечность, и дополнила его джинсовой курткой и ботинками».
Fun fact: в 1989 году «Битлджус» удостоился премии «Оскар» за лучший грим. Над образами героев работали визажисты Стив Ла Порт, Ви Нилл и Роберт Шорт.
ДОЛОРЕС — МОНИКА БЕЛЛУЧЧИ
Еще одну не появлявшуюся ранее героиню сиквела — бывшую возлюбленную Битлджуса мертвую невесту Долорес — сыграла Моника Беллуччи (она же новая возлюбленная самого Бертона). Персонаж обладает способностью высасывать души и убивать даже обитателей преисподней. Долорес хочет отомстить экс-супругу и преследует его на протяжении всей ленты. Сама актриса на пресс-конференции на Венецианском кинофестивале рассказала о Долорес Vogue: «Она настоящая злодейка, но в ней также есть что-то трогательное и при этом опасное. Тем не менее ей свойственны и забавные черты характера».
Беллуччи отметила, что во время съемок каждый день ей делали грим со шрамами на протяжении трех часов. Актрисе пришлось взять и несколько уроков хореографии: «Это первый раз, когда я играю мертвую женщину. Я использовала прием пантомимы, чтобы выглядеть как сломанная кукла». Отдельного упоминания стоит черное платье Долорес с корсетом: его Этвуд также сшила самостоятельно из винтажного платья, кружева и ткани. Художница по костюмам хотела создать новую вселенную, сохранив при этом привычную атмосферу и добавив в нее новых героев: «Мы с Тимом много работали вместе, поэтому всего минут пять говорили об одежде. Мы хотели, чтобы все было просто, наглядно и понятно».
Fun fact: Тим Бертон — давний фанат «Дюны» Фрэнка Герберта и экранизации Дени Вильнева. Поэтому как в первой, так и во второй части появляются те самые песчаные черви, с которыми столкнулись жители Арракиса.