Квентин Тарантино в России: «В “Однажды… в Голливуде” я вложил все, что у меня есть»
BURO. публикует разговор режиссера с российскими журналистами — о детских воспоминаниях, Царь-пушке и комиксах
8 августа в российский прокат выходит «Однажды... в Голливуде» — девятый фильм Квентина Тарантино с Леонардо ди Каприо, Брэдом Питтом и Марго Робби в главных ролях. Накануне премьеры режиссер приехал в Москву, где успел встретиться с Владимиром Мединским: министр культуры провел Тарантино по знаковым местам Московского Кремля.
На следующий день режиссер вместе с продюсерами ленты Дэвидом Хейманом и Шеннон Макинтош дал масштабную пресс-конференцию. Журналисты к ней подготовились обстоятельно. Одни хвастались татуировками по мотивам «Криминального чтива», другие даже приготовили подарки: американскому режиссеру в лучших традициях капитал-шоу «Поле чудес» вручили коробку российского сыра. BURO. записало ответы Квентина на самые интересные вопросы — о детских воспоминаниях, любимом «русском» фильме и даже о Брюсе Ли в его новой картине.
В следующем году «Криминальному чтиву» исполнится 25 лет. Вы ворвались в мировое кино блестящим аутсайдером. Ваш фильм называется «Однажды... в Голливуде». Чувствуете ли вы сегодня себя частью Голливуда или в какой-то степени остались аутсайдером, которым были тогда?
Я снимаю кино уже 27 лет. Поэтому да, конечно, я член этого сообщества. Но если сравнить меня и других режиссеров, то, конечно, я старался быть аутсайдером. И понимаю, что Голливуд мог не захотеть со мной работать.
Ваш фильм рассказывает об эпохе золотого века «фабрики грез». Чему, на ваш взгляд, она может научить?
Мне нравится это время, оно было веселым и энергичным, но, наверное, конкретно эта эпоха ничему научить не могла. Действие фильма разворачивается в 1969 году, за год до нового десятилетия. Вот 70-е годы — это да, в них можно найти много интересного. Вот они могут научить многому.
Почему вы выбрали Джона Декстра художником-постановщиком этого фильма и главным специалистом по визуальным эффектам?
Джон — великолепный художник, один из лучших. Мы вместе с ним работали над «Бесславными ублюдками». Брэд Питт и Леонардо Ди Каприо даже немного боялись, когда Декстер появлялся на съемочной площадке. Визуальные эффекты есть на протяжении почти всего фильма, но при этом мы почти ничего не закрашивали на компьютере. Когда мы снимали сцену погони на автомобилях, мы использовали миниатюры, хотя без компьютерных эффектов тоже не обошлось. Мы старались делать все реалистично. Но когда вы снимаете реальный город, вы не можете сделать так, чтобы какие-нибудь антенны или, например, логотип «Старбакса» не попадали в кадр. Их приходилось закрашивать.
Квентин, вы как-то рассказывали, что ваш отчим водил Volkswagen Karmann-Ghia, который теперь можно увидеть в фильме. Что еще вы перенесли в него из своих воспоминаний?
Довольно много. Я не жил в Голливуде, но мы часто туда приезжали. Помню, как впервые оказался в Китайском театре (кинотеатр в Голливуде. — прим. BURO.), отчим много про него рассказывал. Он говорил и о голливудском бульваре, где было много известных людей и где увековечены их имена. А еще помню радио: в то время его слушали постоянно. Если ты едешь в машине и слышишь песню, которая тебе не нравилась, ты все равно не выключал его. Я помню, как в то время выглядели остановки, помню рекламу тех времен — это, собственно, то, о чем думает шестилетка в дороге.
В одном из интервью вы сказали, что «Однажды... в Голливуде» станет вашим последним фильмом. Получилось ли показать все, что хотели?
Я хочу сделать 10 фильмов. Я хочу, чтобы появился еще один, у меня уже даже есть идея. В «Однажды... в Голливуде» я вложил все, что у меня есть. Если представить, что все мои фильмы рассказывают одну историю, а один фильм — это маленький вагончик в большом составе, то однозначно нужен еще один. Я хочу снять суперфильм, который «закроет» логику всех моих картин.
Как вы решили соединить в одном фильме Брэда Питта и Леонардо Ди Каприо? Ведь они никогда не снимались вместе.
Конечно, я хотел, чтобы они снялись вдвоем в фильме. Это получилось просто: я предложил, а они согласились. Им понравился сценарий. Надо понимать, что они в фильме не сосуществуют в вакууме, они должны быть похожи друг на друга — лицом, языком тела, телосложением, в конце концов. Мы не могли взять двух случайных людей. Нам было важно воссоздать общение актера с его собственным дублером.
Вы говорили, что вам нравится русская литература: Гоголь, Булгаков, Пастернак. Есть ли в вашей предпоследней картине отсылки к России?
В этом фильме нет, потому что он целиком про Рика Далтона, а он никогда не смотрел русское кино. Он ксенофоб. Он даже с субтитрами кино не посмотрит, для него это странно. Это фильм рассказывает о его точке зрения, поэтому ничего такого там не происходит. А вот итальянские фильмы он вынужден смотреть. Если бы я делал фильм о Квентине Тарантино, то там был бы один русский фильм — «Человек-амфибия». В 70-х его часто показывали по телевизору, но я не знал, что этот фильм русский. Он мне нравился.
Вы никогда не думали заняться комиксами? О чем бы они были, кто бы их делал?
Фильм по комиксам мне неинтересен. Сейчас их все снимают. Но, например, «Джанго освобожденного» сейчас выпустили в формате комикса. Я написал для него сюжет, в котором Джанго встречается с Зорро.
Поговорим про победителя фестиваля в Каннах — питбуля Брэнди. Сколько собак снималось в фильме, как вам работать с животными в кадре?
Персонажа Брэда Питта в реальности не было, но мне хотелось, чтобы у его героя Клиффа была такая собака, как Брэнди. Я был очень рад, что ее отметили наградой в Каннах. Знаете, в Лос-Анджелесе висят постеры с разными героями фильма, в том числе и с Брэнди, у нее есть свой собственный постер. По-моему, на площадке было всего три собаки, но в кадре в основном появлялись только две.
Сколько всего фильмов вы сняли внутри «Однажды... в Голливуде»?
Мне очень понравилось снимать все фильмы Рика, это была самая веселая часть процесса. Я угорал по всяким деталям и разным мелочам. Внутри «Однажды... в Голливуде» мы сняли пять фильмов, но была еще и реклама.
Вчера вы смотрели Кремль, видели Царь-пушку. А в каком сюжете она могла бы выстрелить?
Царь-пушка — впечатляющее зрелище. Но ядра, которые лежат возле нее, в саму пушку не влезут. Я бы не стал снимать сериалы или фильмы о Средневековье, вам просто не нужно, чтобы я это снимал. Есть Ридли Скотт.
Многие критики за рубежом отзывались о фильме негативно, упоминая вашу жестокость по отношению к персонажам, упрекали за слишком «белое» кино. Что вы об этом думаете?
Это чушь. Персонажи, которых мы создавали, не отражают меня; они — продукты своего времени. Конечно, Рик Далтон мог сказать об итальянцах «макаронники». Он бы и в жизни так сказал, мы просто честно отобразили этого персонажа. Мне не жалко Мэнсона, мне наплевать на его банду. Я прекрасно понимаю, на чьей я стороне: я совершенно точно за Эбигейл Фолгер, и потому ее спасают. Эти люди были хладнокровными убийцами, поэтому мне нравится, что их убивают.
А каким вы увидели Брюса Ли в этом фильме?
Знаете, я не старался сделать его плохим. За счет него я повеселился, потому что наш Брюс вышел немного пародийным. Он и в жизни был заносчивым парнем. Его манеру речи я не выдумал, я слышал, как он говорит. Он говорил, что может побить Мухаммеда Али, это подтвердила его жена. Конечно, в жизни Брэд Питт не смог бы победить его, а его герой Клифф смог. Потому что он выдуманный персонаж. Клифф — военный, он во время Второй мировой войны убивал людей в рукопашном бою.
Если бы Рик Далтон снялся в реальном кино Романа Полански, то какая роль подошла бы ему больше всего?
Я не представляю Рика Далтона во вселенной Романа Полански. Я не могу вспомнить ни одного его фильма, где нашелся бы подходящий ему персонаж. Разве что роль Джона Кассаветиса в «Ребенке Розмари». Вот там бы Рик смог классно выступить.
Смотрите
«Однажды... в Голливуде» в прокате с 8 августа
Купить билеты